Кукольный театр

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 г. Михайловска»

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Кукольный театр»

Направленность программы: художественная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 6 - 7 лет
Срок реализации программы: 1 год

Пояснительная записка
В современных условиях система дополнительного образования детей является активно
развивающейся областью современного образовательного пространства. В силу
конкурентных преимуществ по сравнению с другими институтами образования
дополнительное образование детей является средством освоения всеобщих норм,
культурных образцов и интеграции в социум и потому может быть «инструментом
формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего
поколения».(1) Искусство театра оказывает огромное воздействие на духовное развитие
личности, ее самореализацию и социокультурную интеграцию. Включение искусства
театра в учебно-воспитательный процесс школы – это действительная потребность
развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического
присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции.
Актуально также, чтобы в каждом образовательном учреждении был организован детский
театральный коллектив. Стремление к игре, к актерству присуще всем детям. Потребность
ребенка в игровом поведении, способность «входить» в придуманные только им
предлагаемые обстоятельства, обусловлены особым видением мира. А, как известно, где
есть игра, там есть и творчество. Занятия в кукольном театре способствуют развитию
фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния.
Одно из приоритетных направлений дополнительного образования - художественное.
Задача художественно-эстетического воспитания состоит в формировании творчески
активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе,
труде, быту и других сферах жизни и деятельности. У всякой системы есть стержень,
основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы
можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр,
декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества. Курс
«Кукольный театр» может стать серьезным средством решения этой задачи. Главное
назначение данного курса не только приобщить детей к миру искусства, развить их
творческие способности, но и содействовать формированию социальной активности,
коллективизма, развивать индивидуальные качества ребенка.
Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить
эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и
идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с
восприятия. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия
художественного
произведения.
Рассмотрим
воспитательно-образовательные
возможности каждого из элементов, составляющих содержание учебных и внеучебных
предметов.
Программа кружка «Кукольный театр» предназначена для учащихся начальной школы и
реализует межпредметные связи с:
- риторикой: в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей часто возникают
проблемы с произношением тех или иных звуков. Занятия кукольным театром помогают
выявить дефекты речи и способствовать их исправлению. Для предотвращения подобных
недостатков бывает достаточно разработать мышцы речевого аппарата, устранить
неподвижность губ, скованность челюстей, вялость языка. Этому способствует
специальная артикуляционная гимнастика, игровые упражнения «Кольцо», «Жонглер» и
другие. Куклы помогают детям с дефектами речи раскрепоститься, почувствовать себя
спокойно и уютно, что придает им уверенность в себе, развивает у них способность
общения с аудиторией. Стихи, скороговорки, миниатюры, насыщенные определенным
звуком, также способствуют правильному и четкому произношению. Игры со словом,

развивают связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие
рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
- литературным чтением: литература включает в себя искусство художественного
слова, историю литературы, навыки литературной художественно-творческой
деятельности. Основным и главным элементом литературы как предмета является,
конечно, само искусство — произведения художественного слова. В процессе занятий
литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению
художественных произведений, усваивает их содержание и развивает воображение,
мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия,
аналитического и критического мышления — решающие средства наиболее эффективного
достижения воспитательной цели.
- технологией: работа с подручными материалами и изготовление кукол.
- физкультурой: ритмопластические упражнения и игры развивают, прежде всего,
двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость) и
умение владеть своим телом.
-изобразительное искусство: как комплексный предмет объединяет познание самих
художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной
деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и
творческого самовыражения.
Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают
способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и
познавательный интерес, а главное – раскрывают творческие возможности и помогают
психологической адаптации ребенка в коллективе, тем самым создавая условия для
успешной социализации личности.
Именно дополнительное образование даёт детям реальную возможность познакомиться с
искусством шире, так как, играя и реализуя различные формы активности, дети познают
окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят окружающее, при этом развиваются
гармонично и целостно.
Программа дополнительного образования «Кукольный театр» разработана на основе
нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996 р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726р);
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (приложение к письму Министерства
образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31мая 2021 г. № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22
сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для чело века факторов среды обитания».
13. Устав образовательной организации МАОУ СШ №2 г.Михайловска.
Целью программы является приобщение детей младшего школьного возраста (1-4 классы
начальной школы) к искусству театра, развитие коммуникативных и творческих
способностей ребенка посредством занятий кукольным театром.
Задачи программы:
Обучающие:
•

познакомить детей с приемами и основами театрального мастерства;

•

разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов
искусств;

•

обогащать словарь детей, активизировать его;

•

стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового
образа (мимика, движения, жесты, интонация);
• научить технике владения куклой;
• научить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные
состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно,
жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п.);
• научить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их
голосом. Нормировать четкую, грамотную речь.
Воспитательные:
•
•

•
•
•

формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного;
воспитание и развитие понимающей, умной, интересной личности, обладающей
художественным вкусом, разносторонними взглядами, имеющей собственное
мнение;
ввести обучающихся в мир художественной культуры;
формировать целостное представление об искусстве;
способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к
искусству.

Развивающие:
• развивать способности, помогающие достижению успеха;
• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• создать условия для развития речи ребенка;
• развивать ритмические способности и координацию движений;
• развивать воображение, музыкальность, выразительность;
• развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики;
• развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев;
• развивать умение сочинять коллективную сказку по очереди, добавляя свое
предложение.
Программа рассчитана для 1 класса (33 часа 1 часа в неделю). Набор детей в группу
свободный, по желанию детей и родителей.
Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют
навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а
потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы педагогу
нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой
требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному
оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и
методически правильным. Из предложенного распределения часов на различные виды
педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. Исходя
из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может
меняться.

Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема
Вводное занятие.
Азбука театра.
Театральное закулисье.
Посещение театра.
Культура и техника речи.
Художественное чтение.
Изготовление кукол из
подручных материалов
Основы актерской
грамоты.
Итоговое занятие.
Итого:

Кол-во часов
1
1
3
3
10

В том числе
теоретич.
практич.
1
1
1
2
2
1
2
8

6

1

5

8

1

7

1
33

9

1
24

Содержание курса.
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство. Общая характеристика предмета. Ознакомление с
правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой. Знакомство с
творческой дисциплиной. Игры на адаптацию. Инструктаж по технике безопасности на
занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в транспорте. Знакомство с правилами
противопожарной безопасности.
Тема 2. Азбука театра. История возникновения и создания театра. Театр как вид
искусства. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства. Правила
поведения в театре.
Тема 3. Театральное закулисье. Знакомство со структурой театра и его основными
профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, декоратор, гример, оператор,
звукорежиссёр, бутафор. Театральный этикет. Творческие задания и театральные игры.
Сценический этюд «Профессии театра…»
Тема 4. Посещение театра. Просмотр спектакля, поход с детьми в профессиональный
театр или просмотр телеспектакля. Практическая часть. Обсуждение. Написание эссе
«Мои впечатления».
Тема 5. Культура и техника речи. Художественное чтение. Теоретическая часть.
Основы практической работы над голосом. Дыхательная гимнастика. Развитие
артикуляционного аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках.
Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи.
Тема 6. Изготовление кукол и бутафории. Виды кукол. Виды кукол: перчаточная,
планшетная, марионетка, тростевая, театр теней.
✓ Анимация с помощью рук актера, используя предметы. Понятие символа через
цветовую гамму, символика цвета;
✓ Театр динамических декораций (рука как вид куклы, выполнение пластических
упражнений);

✓ Изготовление куклы из прищепки, ложки, бумаги…
Тема 7. Основы актерской грамоты. Теоретическая часть. Посвящение детей в
особенности актёрской профессии. Мышечная свобода. Особенности сценического
внимания. Наблюдение, воображение, фантазия, придумка в актерской профессии
Тема 8. Итоговые занятия. Показ полученных за год знаний, умений и навыков в форме
открытых занятий для родителей и учащихся начального звена. Итоговый показ
спектакля в детском саду.

Календарно - тематическое планирование «Кукольный театр»
1 класс
№

Тема урока

Количество часов

Виды, формы контроля

п/п
всег

практ

о

ическ
теория

ие
работ
ы

1.

Вводное занятие. Правила безопасности на
занятии.

1

1

0

Заполнение анкеты.
Разработка Устава
коллектива.

2.

Здравствуй, театр! История театра кукол.

1

1

0

Тест «Что ты знаешь о
театре?», Тест «Какой я
зритель».

3.

Невидимые профессии. Театральный
этикет. Театральная игра (таинственные
превращения.)

1

1

0

4.

Устройство ширмы и декорации.
Изготовление ширмы и декораций к сказке
«Репка».

2

0

2

5.

В мире пословиц. Мастерим плоских кукол 2
к сказке «Репка»

1

1

Инсценировка с детьми
сказки «Теремок»,
«Колобок»;

Беседа, наблюдение,
выполнение творческих
заданий.

6.

Речевая и пальчиковая гимнастика.

1

1

0

7.

Кукольный театр на фланелеграфе.

1

1

0

8.

Работа с куклами- картинками. Кукольный
театр.

1

0

1

Устный опрос;

Устный опрос;

9.

Речевая гимнастика.

1

1

0

10.

Театральная игра «Сказка, сказка,
приходи».

1

0

1

11.

Пальчиковый театр.

2

1

1

12.

Изготовление пальчиковых кукол и
декораций.

1

0

1

13.

Театральная игра. Культура и техника речи. 1
Артикуляционная гимнастика.
Зарядка для губ. Зарядка для языка.

0

1

14.

Театральная игра. Этюды на выражение
эмоций. Речевая гимнастика.
Инсценирование народных сказок о
животных.

1

0

1

15.

Чтение в лицах стихов А. Барто,
И.Токмаковой, Э.Успенского

1

0

1

16.

Театральная игра. Движение куклы по
передней стенке ширмы.

1

0

1

17.

Движение куклы в глубине ширмы. Сказка
«Пять забавных медвежат» В. Бондаренко

1

0

1

18.

Движение куклы на сцене.

1

0

1

19.

Психологическая готовность актера
Инсценирование сказки «Пых»

1

1

0

20.

Работа над спектаклем. Постановка с
использованием кукол.

1

0

1

21.

Генеральная репетиция спектакля.
Просмотр сказки в видеозаписи.

1

0

1

22.

Театральная игра. Спектакль.

1

0

1

23.

Экскурсия в виртуальный кукольный театр 1

0

1

24.

Экскурсия в детскую студию кукольного
театра. Просмотр и обсуждение
спектакля.

2

0

2

25.

Театр теней. Тени на стене.

1

0

1

26.

Изготовление ширмы и фигурок к сказке
«Красная шапочка»

2

0

2

27.

Театральная игра. Чтение роли, отработка. 2
Постановка.

0

2

Устный опрос;

Устный опрос;

Устный опрос;
Эссе «Мои впечатления»

Формы организации учебного процесса:

Формы и методы работы с детьми подбираются непосредственно с учетом возраста. На
первом плане стоят игры и упражнения, носящие по преимуществу коллективный
характер. Используется такая форма как выполнение этюдов: этюды на бессловесное
действие, парные и коллективные этюды; прием сочинение сказок с детьми и постановка
их в кукольном театре поможет не только развивать фантазию, но и сделает изучение
данной темы увлекательным процессом; посещение театра, выставок; просмотр
видеофильмов, слайдов.
Практические занятия проводятся в форме упражнений, этюдов, репетиций. Необходимый
теоретический материал предлагается детям в минимальном размере совместно с
практическими знаниями в форме познавательных игр, творческих упражнений, заданий;
работа с подручными материалами и изготовление бутафории; игровой тренинг.
Контроль за усвоением материала проходит в форме открытых занятий, постановочных
спектаклей, интеллектуальных игр.

Ожидаемые результаты освоения программы
Обучающиеся научатся:
➢ Происхождение куклы, виды кукол;
➢ Правила кукловождения перчаточной куклы;
➢ Основные виды этюдов;
➢ Требования к поведению на сцене и в зрительном зале.
Обучающиеся получат возможность научиться:
➢ сочинять истории в предлагаемых обстоятельствах;
➢ владеть вождением перчаточной куклы;
➢ владеть элементами пластики рук;
➢ переносить образ героя в рисунок;
➢ распределять дыхание во время произношения текста;
➢ произносить скороговорки, выдержанные в темпе, четко по ритму, ясно по дикции;
➢ свободно и естественно выполнять простейшие физические действия на сцене;
➢ владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
На протяжении всего курса дети учатся:
➢ Выстраивать межличностное общение со сверстниками, в коллективе.
➢ Осваивать нормы и правила лексикона, этикета, поведение в общественных
местах
Предметные результаты
По итогам освоения программы обучающиеся будут знать:
■ особенности театра как вида искусства;
■ виды театров;
■ правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
■ театральные профессии;
■ теоретические основы актeрского мастерства, пластики и сценической речи;
■ упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
■ упражнения для снятия мышечных зажимов;
■ базовые упражнения для проведения актерского тренинга;
■ правила проведения рефлексии.
уметь:
■ ориентироваться в сценическом пространстве;
■ выполнять простые действия на сцене;
■ взаимодействовать на сценической площадке с партнeром;
■ произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
■ создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ;
■ передавать образы с помощью вербальных и невербальных выразительных
средств.
Личностные результаты
■ умение слаженно работать в коллективе, оценивать собственные
возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения;
■ приобретение навыков нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;

■ создание предпосылок для объективного анализа своей работы и работы
товарищей;
■ стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные результаты
■ приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
■ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение

Результаты
Напрпавлени
е
дополнитель
ного
образования

Приобретение
школьником
социальных
знаний
( 1 уровень)

Художественно
-эстетическое
направление

Занятие в
кружке
«Кукольный
театр»

Формирование
ценностного
отношения к
социальной
реальности
( 2 уровень)

Получение опыта
самостоятельного
общественного
действия
( 3 уровень)

Участие в школьных творческих
конкурсах, посещение театров,
постановка спектакля в классе,
школе
Постановка спектакля школьниками в окружающем
школу социуме

Список литературы.
1. Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра.- Ростов- на-Дону,2002
2. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М.Театрализованные игры в школе.- М., 2000
3Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,1997
4. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных.- М.,
2001.
5. Образцов С. Всю жизнь играю в куклы.- М., 1989.
6.Поляк Л.Я. Театр сказок.- Спб., 2001
7. Соломоник И.Н. Куклы выходят на сцену.- М.,1993
8.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М.,2001.
9.Трифонова Н. Кукольный театр своими руками. – М.,2001
10.Чистякова М. Психогимнастика. – М.,1990

Материально-техническое обеспечение.
Требования к помещению для занятий:
■ проветриваемый кабинет с хорошим освещением
или учебный класс, соответствующий требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014,
№ 41);
■ аудио и видеоаппаратура (компьютер);
■ игрушки мягкие для тренинга;
■ куклы разных систем;
■ предметы мелкого реквизита для этюдов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».