Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 г. Михайловска» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кукольный театр» Направленность программы: художественная Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 6 - 7 лет Срок реализации программы: 1 год Пояснительная записка В современных условиях система дополнительного образования детей является активно развивающейся областью современного образовательного пространства. В силу конкурентных преимуществ по сравнению с другими институтами образования дополнительное образование детей является средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум и потому может быть «инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения».(1) Искусство театра оказывает огромное воздействие на духовное развитие личности, ее самореализацию и социокультурную интеграцию. Включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы – это действительная потребность развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции. Актуально также, чтобы в каждом образовательном учреждении был организован детский театральный коллектив. Стремление к игре, к актерству присуще всем детям. Потребность ребенка в игровом поведении, способность «входить» в придуманные только им предлагаемые обстоятельства, обусловлены особым видением мира. А, как известно, где есть игра, там есть и творчество. Занятия в кукольном театре способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния. Одно из приоритетных направлений дополнительного образования - художественное. Задача художественно-эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества. Курс «Кукольный театр» может стать серьезным средством решения этой задачи. Главное назначение данного курса не только приобщить детей к миру искусства, развить их творческие способности, но и содействовать формированию социальной активности, коллективизма, развивать индивидуальные качества ребенка. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения. Рассмотрим воспитательно-образовательные возможности каждого из элементов, составляющих содержание учебных и внеучебных предметов. Программа кружка «Кукольный театр» предназначена для учащихся начальной школы и реализует межпредметные связи с: - риторикой: в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей часто возникают проблемы с произношением тех или иных звуков. Занятия кукольным театром помогают выявить дефекты речи и способствовать их исправлению. Для предотвращения подобных недостатков бывает достаточно разработать мышцы речевого аппарата, устранить неподвижность губ, скованность челюстей, вялость языка. Этому способствует специальная артикуляционная гимнастика, игровые упражнения «Кольцо», «Жонглер» и другие. Куклы помогают детям с дефектами речи раскрепоститься, почувствовать себя спокойно и уютно, что придает им уверенность в себе, развивает у них способность общения с аудиторией. Стихи, скороговорки, миниатюры, насыщенные определенным звуком, также способствуют правильному и четкому произношению. Игры со словом, развивают связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. - литературным чтением: литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, навыки литературной художественно-творческой деятельности. Основным и главным элементом литературы как предмета является, конечно, само искусство — произведения художественного слова. В процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и развивает воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления — решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели. - технологией: работа с подручными материалами и изготовление кукол. - физкультурой: ритмопластические упражнения и игры развивают, прежде всего, двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость) и умение владеть своим телом. -изобразительное искусство: как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрывают творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе, тем самым создавая условия для успешной социализации личности. Именно дополнительное образование даёт детям реальную возможность познакомиться с искусством шире, так как, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят окружающее, при этом развиваются гармонично и целостно. Программа дополнительного образования «Кукольный театр» разработана на основе нормативно-правовых документов: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996 р); 4. Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726р); 5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242); 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для чело века факторов среды обитания». 13. Устав образовательной организации МАОУ СШ №2 г.Михайловска. Целью программы является приобщение детей младшего школьного возраста (1-4 классы начальной школы) к искусству театра, развитие коммуникативных и творческих способностей ребенка посредством занятий кукольным театром. Задачи программы: Обучающие: • познакомить детей с приемами и основами театрального мастерства; • разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств; • обогащать словарь детей, активизировать его; • стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, интонация); • научить технике владения куклой; • научить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п.); • научить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Нормировать четкую, грамотную речь. Воспитательные: • • • • • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; воспитание и развитие понимающей, умной, интересной личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними взглядами, имеющей собственное мнение; ввести обучающихся в мир художественной культуры; формировать целостное представление об искусстве; способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству. Развивающие: • развивать способности, помогающие достижению успеха; • развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; • создать условия для развития речи ребенка; • развивать ритмические способности и координацию движений; • развивать воображение, музыкальность, выразительность; • развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики; • развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев; • развивать умение сочинять коллективную сказку по очереди, добавляя свое предложение. Программа рассчитана для 1 класса (33 часа 1 часа в неделю). Набор детей в группу свободный, по желанию детей и родителей. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. Из предложенного распределения часов на различные виды педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться. Учебно-тематический план № 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема Вводное занятие. Азбука театра. Театральное закулисье. Посещение театра. Культура и техника речи. Художественное чтение. Изготовление кукол из подручных материалов Основы актерской грамоты. Итоговое занятие. Итого: Кол-во часов 1 1 3 3 10 В том числе теоретич. практич. 1 1 1 2 2 1 2 8 6 1 5 8 1 7 1 33 9 1 24 Содержание курса. Тема 1. Вводное занятие. Знакомство. Общая характеристика предмета. Ознакомление с правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой. Знакомство с творческой дисциплиной. Игры на адаптацию. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в транспорте. Знакомство с правилами противопожарной безопасности. Тема 2. Азбука театра. История возникновения и создания театра. Театр как вид искусства. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства. Правила поведения в театре. Тема 3. Театральное закулисье. Знакомство со структурой театра и его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, декоратор, гример, оператор, звукорежиссёр, бутафор. Театральный этикет. Творческие задания и театральные игры. Сценический этюд «Профессии театра…» Тема 4. Посещение театра. Просмотр спектакля, поход с детьми в профессиональный театр или просмотр телеспектакля. Практическая часть. Обсуждение. Написание эссе «Мои впечатления». Тема 5. Культура и техника речи. Художественное чтение. Теоретическая часть. Основы практической работы над голосом. Дыхательная гимнастика. Развитие артикуляционного аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках. Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи. Тема 6. Изготовление кукол и бутафории. Виды кукол. Виды кукол: перчаточная, планшетная, марионетка, тростевая, театр теней. ✓ Анимация с помощью рук актера, используя предметы. Понятие символа через цветовую гамму, символика цвета; ✓ Театр динамических декораций (рука как вид куклы, выполнение пластических упражнений); ✓ Изготовление куклы из прищепки, ложки, бумаги… Тема 7. Основы актерской грамоты. Теоретическая часть. Посвящение детей в особенности актёрской профессии. Мышечная свобода. Особенности сценического внимания. Наблюдение, воображение, фантазия, придумка в актерской профессии Тема 8. Итоговые занятия. Показ полученных за год знаний, умений и навыков в форме открытых занятий для родителей и учащихся начального звена. Итоговый показ спектакля в детском саду. Календарно - тематическое планирование «Кукольный театр» 1 класс № Тема урока Количество часов Виды, формы контроля п/п всег практ о ическ теория ие работ ы 1. Вводное занятие. Правила безопасности на занятии. 1 1 0 Заполнение анкеты. Разработка Устава коллектива. 2. Здравствуй, театр! История театра кукол. 1 1 0 Тест «Что ты знаешь о театре?», Тест «Какой я зритель». 3. Невидимые профессии. Театральный этикет. Театральная игра (таинственные превращения.) 1 1 0 4. Устройство ширмы и декорации. Изготовление ширмы и декораций к сказке «Репка». 2 0 2 5. В мире пословиц. Мастерим плоских кукол 2 к сказке «Репка» 1 1 Инсценировка с детьми сказки «Теремок», «Колобок»; Беседа, наблюдение, выполнение творческих заданий. 6. Речевая и пальчиковая гимнастика. 1 1 0 7. Кукольный театр на фланелеграфе. 1 1 0 8. Работа с куклами- картинками. Кукольный театр. 1 0 1 Устный опрос; Устный опрос; 9. Речевая гимнастика. 1 1 0 10. Театральная игра «Сказка, сказка, приходи». 1 0 1 11. Пальчиковый театр. 2 1 1 12. Изготовление пальчиковых кукол и декораций. 1 0 1 13. Театральная игра. Культура и техника речи. 1 Артикуляционная гимнастика. Зарядка для губ. Зарядка для языка. 0 1 14. Театральная игра. Этюды на выражение эмоций. Речевая гимнастика. Инсценирование народных сказок о животных. 1 0 1 15. Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского 1 0 1 16. Театральная игра. Движение куклы по передней стенке ширмы. 1 0 1 17. Движение куклы в глубине ширмы. Сказка «Пять забавных медвежат» В. Бондаренко 1 0 1 18. Движение куклы на сцене. 1 0 1 19. Психологическая готовность актера Инсценирование сказки «Пых» 1 1 0 20. Работа над спектаклем. Постановка с использованием кукол. 1 0 1 21. Генеральная репетиция спектакля. Просмотр сказки в видеозаписи. 1 0 1 22. Театральная игра. Спектакль. 1 0 1 23. Экскурсия в виртуальный кукольный театр 1 0 1 24. Экскурсия в детскую студию кукольного театра. Просмотр и обсуждение спектакля. 2 0 2 25. Театр теней. Тени на стене. 1 0 1 26. Изготовление ширмы и фигурок к сказке «Красная шапочка» 2 0 2 27. Театральная игра. Чтение роли, отработка. 2 Постановка. 0 2 Устный опрос; Устный опрос; Устный опрос; Эссе «Мои впечатления» Формы организации учебного процесса: Формы и методы работы с детьми подбираются непосредственно с учетом возраста. На первом плане стоят игры и упражнения, носящие по преимуществу коллективный характер. Используется такая форма как выполнение этюдов: этюды на бессловесное действие, парные и коллективные этюды; прием сочинение сказок с детьми и постановка их в кукольном театре поможет не только развивать фантазию, но и сделает изучение данной темы увлекательным процессом; посещение театра, выставок; просмотр видеофильмов, слайдов. Практические занятия проводятся в форме упражнений, этюдов, репетиций. Необходимый теоретический материал предлагается детям в минимальном размере совместно с практическими знаниями в форме познавательных игр, творческих упражнений, заданий; работа с подручными материалами и изготовление бутафории; игровой тренинг. Контроль за усвоением материала проходит в форме открытых занятий, постановочных спектаклей, интеллектуальных игр. Ожидаемые результаты освоения программы Обучающиеся научатся: ➢ Происхождение куклы, виды кукол; ➢ Правила кукловождения перчаточной куклы; ➢ Основные виды этюдов; ➢ Требования к поведению на сцене и в зрительном зале. Обучающиеся получат возможность научиться: ➢ сочинять истории в предлагаемых обстоятельствах; ➢ владеть вождением перчаточной куклы; ➢ владеть элементами пластики рук; ➢ переносить образ героя в рисунок; ➢ распределять дыхание во время произношения текста; ➢ произносить скороговорки, выдержанные в темпе, четко по ритму, ясно по дикции; ➢ свободно и естественно выполнять простейшие физические действия на сцене; ➢ владеть комплексом артикуляционной гимнастики. На протяжении всего курса дети учатся: ➢ Выстраивать межличностное общение со сверстниками, в коллективе. ➢ Осваивать нормы и правила лексикона, этикета, поведение в общественных местах Предметные результаты По итогам освоения программы обучающиеся будут знать: ■ особенности театра как вида искусства; ■ виды театров; ■ правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале); ■ театральные профессии; ■ теоретические основы актeрского мастерства, пластики и сценической речи; ■ упражнения для проведения артикуляционной гимнастики; ■ упражнения для снятия мышечных зажимов; ■ базовые упражнения для проведения актерского тренинга; ■ правила проведения рефлексии. уметь: ■ ориентироваться в сценическом пространстве; ■ выполнять простые действия на сцене; ■ взаимодействовать на сценической площадке с партнeром; ■ произвольно удерживать внимание на заданном объекте; ■ создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ; ■ передавать образы с помощью вербальных и невербальных выразительных средств. Личностные результаты ■ умение слаженно работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения; ■ приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ■ создание предпосылок для объективного анализа своей работы и работы товарищей; ■ стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Метапредметные результаты ■ приобретение навыков самоконтроля и самооценки; ■ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение Результаты Напрпавлени е дополнитель ного образования Приобретение школьником социальных знаний ( 1 уровень) Художественно -эстетическое направление Занятие в кружке «Кукольный театр» Формирование ценностного отношения к социальной реальности ( 2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия ( 3 уровень) Участие в школьных творческих конкурсах, посещение театров, постановка спектакля в классе, школе Постановка спектакля школьниками в окружающем школу социуме Список литературы. 1. Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра.- Ростов- на-Дону,2002 2. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М.Театрализованные игры в школе.- М., 2000 3Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,1997 4. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных.- М., 2001. 5. Образцов С. Всю жизнь играю в куклы.- М., 1989. 6.Поляк Л.Я. Театр сказок.- Спб., 2001 7. Соломоник И.Н. Куклы выходят на сцену.- М.,1993 8.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М.,2001. 9.Трифонова Н. Кукольный театр своими руками. – М.,2001 10.Чистякова М. Психогимнастика. – М.,1990 Материально-техническое обеспечение. Требования к помещению для занятий: ■ проветриваемый кабинет с хорошим освещением или учебный класс, соответствующий требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014, № 41); ■ аудио и видеоаппаратура (компьютер); ■ игрушки мягкие для тренинга; ■ куклы разных систем; ■ предметы мелкого реквизита для этюдов