Наш край

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 г. Михайловска»

МАОУ СШ №2 г. Михайловска

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Наш край»
Направленность: духовно-нравственная
1-4 классы

Пояснительная записка.
Главной целью курса «Наш край» является духовно-нравственное воспитание будущего гражданина
России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, (его традиции, памятники природы,
истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
В процессе изучения курса решаются следующие задачи:
-содействовать формированию у обучающихся представлений об историческом прошлом и настоящем
нашего края, о личностях, оставивших заметный след в истории;
-расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
-привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности, способности к поисковоисследовательской, творческой деятельности;
-развитие наблюдательности и способности описывать факты из истории родного края, исследовать и
систематизировать собранный материал, оформлять его;
-воспитание любви к малой Родине;
-экологическое воспитание (показать влияние деятельности человека на природные сообщества,
взаимосвязь человека с природой, воспитание чувства ответственности за окружающую нас природу,
стремление не только сохранить, но и возродить то, что исчезло по вине человека);
-развитие логического мышления, речи, памяти;
-развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты;
-выработка активной жизненной позиции, воспитание творческого отношения к жизни и стремление к
постоянному развитию и самообразованию;
-воспитание гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции
своего народа, заботящегося о процветании своей Родины, своего народа и края.
Рабочая программа курса «Наш край» составлена на основе нормативно-правовой базы: Закон РФ «Об
образовании»; Учебный план ОУ; Положение о рабочей программе ОУ; Основная образовательная
программа начального общего образования школы, Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4
классы под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Вентана - Граф; в соответствии с Концепцией духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа духовно- краеведческой
направленности « Наш край» разработана на основе и в поддержку курса «Окружающий мир» УМК
«Школа России», авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир», Сборник рабочих
программ «Школа России» под редакцией Е.С. Галанжиной. М. 2013.
Актуальность программы заключается в том, что для современного человека важнейшей стала задача
восстановления культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот
процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребёнка, жизни его семьи.
Именно в этом возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать
представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь истории семьи с историей
страны. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь
времён, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурноисторическому наследию предков. Воспитание духовно-нравственных, патриотических чувств, следует
проводить через осознание ребёнком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае,
через осознание своей значимости, неповторимости.
Основная педагогическая идея - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В
Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования - высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является динамичность её форм.
Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что они из класса, по
возможности переносится в ту среду, которая изучается (парк, водоём, пришкольный участок, музей,
улица, дом, место отдыха, учреждение, предприятие). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок,
тематических игр и праздников на воздухе, т. е. необходимо расширение образовательного
пространства. В ходе воспитательной работы проводится глубокое изучение систем правил поведения и
жизнедеятельности детей.

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат
следующие принципы:
-принцип следования нравственному примеру;
-принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений
в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей;
-принцип научной организации;
-принцип добровольности и заинтересованности обучающихся;
-принцип системности во взаимодействии урочного и внеурочного образования;
-принцип непрерывности и преемственности процесса образования;
-принцип личностно-деятельностного подхода;
-принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка);
-принцип идентификации (персонификации);
-принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов;
-принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных
институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации;
- принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей;
- принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного
воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с
самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного
процесса, вне учебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного
поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить
его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора
при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную
возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к
вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный
воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет
пример учителя;
-принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя
созначимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает
образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии,
способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы
- яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых
существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили.
Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Описание ценностных ориентиров программы.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы
согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
- патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
- социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам
государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность- долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и
правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии
общества;
- семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к
родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- личность- саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоуважение,
достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному
выбору;
- труд и творчество- уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость,
трудолюбие;
- наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
- традиционные религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности
религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл
жизни, эстетическое развитие;
- природа- эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество - мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества,
международное сотрудничество.
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует
включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения
собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на
практике.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой
целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой
подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы,
формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это
наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды
обитания, системы научно- обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного
отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Одной из основных задач обучения в рамках курса является формирование деятельности наблюдения.
Основным компонентом этой деятельности является направленное восприятие. Оно включает анализ и
синтез, осмысление и истолкование воспринятого. Главным приёмом становится приём сравнения.
Наблюдая и сравнивая под руководством учителя, младший школьник делает первые самостоятельные
выводы.
В программе широко используются местные ресурсы. Практическая направленность программы
позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Сроки реализации программы и режим занятий.
Данная программа курса «Наш край» рассчитана на 4 года, с 1 по 4 классы начальной школы, 34 часа в
год (2 часа в неделю)
Форма организации работы по программе - коллективная, используются групповая и индивидуальная
формы работы.
Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и
обсуждение видеоматериала, презентаций, заочные путешествия.
Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные
игры, игры с использованием компьютерной техники, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет,
поделок для ветеранов, родителей, выставки, создание творческих проектов, подготовка мини проектов,
составление и разгадывание кроссвордов, ребусов; консультации (по мере необходимости при
подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, выступлению), участие в акциях.
Выбор методов и средств определяется содержанием, формой деятельности. Для привлечения
учащегося к той или иной форме деятельности применяются следующие репродуктивные методы:
1. Метод стимулирования. Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и
действию.
2. Метод соревнования. Соревнование - это стремление к первенству, приоритету, самоутверждение
свойственно всем людям, но особенно детям.
3. Метод поощрения. Поощрение - это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем
содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию,
которые избраны и реализуются.
В условиях необходимости формирования универсальных учебных действий чаще предполагается
использование методов, организующих самостоятельную работу учащихся - активных методов, по
сравнению с пассивными, при которых учащиеся только слушают и смотрят. Содержание деятельности
учащихся во внеурочное время должно быть направлено, прежде всего, на апробацию, тренировку и
развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП.
Наряду с традиционными методами (словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный и др.), в
программе используются современные технологии и методики: здоровьесберегающие технологии,
игровые технологии, краеведческо-туристские технологии, проектные технологии.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает метод
проектов. Он способствует формированию положительной мотивации учащихся, самостоятельному
овладению знаниями, развитию универсальных учебных действий. Проект- это цель, принятая и

освоенная детьми, актуальная для них, это - детская самостоятельность, это - конкретное практическое
творческое дело, это метод практически организованного освоения ребёнком окружающей среды. Эта
технология предполагает получение знаний через исследовательскую деятельность, и поэтому её
необходимо осваивать в практике краеведческой деятельности. В соответствии с возрастом
обучающихся, наиболее используемыми являются: информационные проекты, направленные на сбор
информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения ; игровые проекты, в которых,
участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Предлагаемая проектная деятельность, как наиболее отвечающая современным реалиям, даёт выход за
границы учебной деятельности.
Не только при работе над проектом, но и на других занятиях широко используется исследовательская
деятельность - это исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких
научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Это,
прежде всего, наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, известных взрослым, но неизвестных
младшему школьнику.
Требования к уровню подготовки учащихся осуществляются в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами.
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии
снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы «Наш край» лежит системно-деятельностный подход, который
предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность,
уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате реализации программы «Наш край» у младших школьников будут сформированы
личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
На занятиях дополнительного образования у учащихся будут сформированы личностные
универсальные учебные действия, т.е.:
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, свой край, народ и его историю, осознание ответственности
за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувства прекрасного на основе знакомства с культурой родного края;
- уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов;
- ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего, оценивать их
возможное влияние на будущее;
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и
окружающих людей.
Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- принимать и выполнять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия;
-понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета
характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы;
- строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
-овладеть основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни,
обычаям и верованиям наших предков;
- отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- узнавать символику РФ, Свердловской области, города Михайловска;
- описывать достопримечательности столицы Урала и родного края;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае,
достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной,
сельской библиотек, ресурсов Интернет;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой
контурной, картой Свердловской области и атласом;
- работать с картой;
- находить на карте свой регион и его главный город;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих
с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности в группе, паре;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Прогнозируемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
- название страны, региона, где живет учащийся, районного города, своей деревни, улицы;
- символику страны, края, города, сельского поселения;
- традиции русского народа, населения края и семьи;
- достопримечательности столицы Урала и родного края, известных людей края, земляков;
- правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в
Красную книгу;
- окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных
растений, занесенных в Красную книгу;
- существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
- водоемы, их значение и меры охраны;
- полезные ископаемые, особенности почв региона;
- технологию изготовления поделок из природного материала.
- правила ТБ на занятия, правила поведения в музее.
Обучающиеся должны научиться :
- работать с картой;
- собирать, анализировать, оформлять информацию, результаты простейшей исследовательской и
поисковой деятельности;
- видеть и понимать красоту живой природы;
- вести простейшие наблюдения в природе;
- воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
- проводить самостоятельно наблюдения в природе;
- распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
- сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
- самостоятельно находить в литературе и дополнительных источниках сведения по определенной
тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
- составлять небольшие рассказы ,мини проекты о своей Родине ее культуре, истории и великих людях,
о достопримечательностях малой Родины.

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
- патриотизм и гуманизм;
- любовь к людям и природе;
- ответственное отношение к окружающей среде;
- доброжелательность к живым существам;
- стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
-доброта, взаимопонимание, милосердие, вера в созидательные способности человека,
-культура общения, интеллигентность как высшей меры воспитанности;
-стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:
- приобретение практических навыков поведения в природе;
- активная жизненная позиция детей;
- экологическая грамотность, ответственность за свои действия;
- разумное отношение к своему здоровью;
-сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;
-способность к адекватной самооценке, саморазвитию и самопознанию;
- направленность личности в профессиональном выборе;
- сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;
- выбор личных, жизненных приоритетов.
Воспитательные результаты обучающихся распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных
нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и
т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного
уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в
основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся
между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде,
в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых
социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельного общественного
действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится
(а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с
представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в
открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные
эффекты: на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как
учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; на третьем уровне
создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально
значимой деятельности.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы
поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами,
духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты. Переход от одного
уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках
мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей,
педагогов школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу
личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения
детей.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной
школы, относятся:

- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции
(этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
- индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности
обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с
семьей ученика.
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика,
окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми
словами, их лексикой, морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников,
развивает их орфографическую зоркость.
Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с
литературными произведениями (рассказами, стихами и т.д.).
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят
исторический характер. Отрабатываются и графические умения и навыки при составлении кроссвордов.
Формы подведения итогов:
Формы подведения итогов реализации данной программы:
- участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального),
- участие в социальных акциях,
- выставки рисунков;
- защита проектов;
- создание и пополнение папки «История моей семьи»;
- выпуски тематических стенгазет, оформление тематических выставок;
- оформление страниц Портфолио ученика.
- конференции (участие обучающихся в классных, школьных мероприятиях) и т.п.
Содержание курса.
Тема 1.Моя маленькая родина. Нашгород, район. (94 часа)
Введение.
Где мы живем. Край твоих предков. История города. Название.
Мойгород вчера, сегодня и завтра.
Моя школа – мой дом. Традиции школы.
Вот моя деревня, вот мой дом родной. Настоящее и прошлое. Мой дом. Мой двор.
Моя улица, почему так названа. Населенные пункты.
Учреждения нашего города. Моя семья. Родословная моей семьи. Где и кем работают родители.
Нижнесергинский район на карте области.
Символика нашего края.
Улицы, названные в честь известных людей, героев ВОВ и знаменательных событий.
Культурно - просветительные учреждения города, достопримечательности города. Главные
исторические и культурные памятник, храмы.
Предприятия города. Заводы и фабрики города вчера и сегодня. Их значение для области и страны.
Профессии города.
Наша деревня, район, город Михайловск в годы ВОВ. Город Михайловск в военное время. Памятные
места нашего района, города. Памятники и мемориалы героям ВОВ.
Практические работы.
Практическая работа: сбор и оформление информации из разных источников о появлении города
Михайловска.
Практическая работа: конкурс рисунков «Мой любимый уголок».
Практическая работа: Проект: «Борьба за мечту: Каким я вижу будущее моего города». Практическая
работа: «Моя родословная».
Практическая работа: выставка книг и фотографий достопримечательностей нашего города.
Практическая работа: сбор и оформление информации об одном из районов нашего города.
Практическая работа: сбор и оформление информации о памятных местах нашего района, города.
Практическая работа: общение с родителями как способ получения информации об их профессии.

Проектная деятельность: сочинение, рисунки, поделки, посвященные теме войны. «Открытка ветерану».
Экскурсии.
Экскурсия по городу на тему: «Мой край».
Рассказ - экскурсия о нашей школе. Посещение музея.
Экскурсия на почту, в библиотеку.
Экскурсия (возможно заочная): Храмы и церкви нашего города.
Экскурсия в краеведческий музей на тему «Огненные версты».
Экскурсия к памятникам - участникам ВОВ.
Тема 2. Наша область (118 часов).
Географическое положение Свердловской области. Наша область на карте России.
История края, его границы. Символика Свердловской области: области: флаг, гимн, герб.
Наш край в древности. Наши далекие предки. Население в древности. Жилище наших предков. Русская
изба. Традиции и праздники родного края.
Народные промыслы нашей области. Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества.
Столица нашей области - Екатеринбург. Возникновение Екатеринбурга. Первое упоминание
обЕкатеринбурге, Михайловске. Города области - наши соседи. История возникновения городов.
История заселения и освоения наших земель. Памятники древности. Возникновение Свердловской
области.
Четыре времени года в Михайловске. Растительность нашего края. Разнообразие растений.
«Красная книга Свердловской области. Растения». Охрана и восстановление лесов и растительности.
Роль заповедников и ботанических садов.
Животный мир Свердловской области. Разнообразие животного мира. Дикие животные. Охрана и
значение животного мира. «Красная книгаСвердловской области. Животные». Насекомые нашей
области. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие. Охрана и восстановление животного мира
Свердловской области.
Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки Свердловской области на карте России и Свердловской
области. Откуда берут начало и где заканчиваются. Озера, водохранилища на территории нашей
области.
Рельеф. Уникальность рельефа Свердловской области. Чем богата земля Уральская.
Что растет на полях нашей области. Население Свердловской области.
Свердловская область в годы ВОВ. Партизанское движение на территории края в годы ВОВ.
Практические работы.
Практическая работа: Свердловской области на карте России, обучение умению находить и показывать
на физической карте территорию области, реки, озера.
Практическая работа: раскрашивание герба, флага нашей области
Практическая работа: рисование на тему «Народные промыслы».
Проектная работа. «Родной край» Выставка в музее (рисунки, поделки).
Практическая работа:
рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области.
Практическая работа: передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных
рассказах.
Проектная работа. Составление Красной книги своего края на основе рисунков детей. Практическая
работа: придумать и нарисовать обложку для Красной книги Свердловской области.
Практическая работа: разгадывание загадок о растениях, которые выращивают на полях и огородах
нашего края.
Практическая работа: изготовление макета «Красная книга Свердловской области. Животные».
Практическая работа: рисование орудий труда. Реконструкция. Аппликация «Русская изба».
Практическая работа: описание и определение перелетных и зимующих птиц обитающих на
территории Свердловской области.
Практическая работа: Изготовление кормушек для птиц. Индивидуальная и групповая работа.
Привлечение родителей.
Практическая работа: описание внешнего вида, характерных особенностей насекомых.
Экскурсии в природу «Четыре времени года в Нижнесергинском районе».
Экскурсия в музей города Михайловска, Нижние Серги (возможно заочная).

Тема 3. Люди нашего края (38 часов).
Труд людей нашего края. Знатные труженики города и района.
Герои города Михайловска.
Наш земляк В.К.Трошин.
Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.
Герои Советского Союза.
Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи.
Старейшие учителя школ нашего города.
Выпускники нашей школы - гордость школы.
Поэты, писатели нашего края. Художники нашего края.
Почетные граждане нашего края.
Практические работы.
Практическая работа: конкурс стихов поэтов города Михайловска.
Практическая работа: сбор и оформление информации из разных источников о художниках города
Михайловска.
Практическая работа: создание иллюстративного текста (электронная презентация) на тему:
«Михайловчане - Герои Советского Союза».
Практическая работа: сбор и оформление информации (текст, набор фотографий) о земляках защитниках нашей страны.
Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи».
Практическая работа: Викторина «Люди нашего края».
Практическая работа: создание иллюстративного текста на тему:«Учителя – ветераны труда нашего
города».
Повторение, обобщение (22 часа).
Игра – викторина «Это было интересно».
«Город будущего». Организация исследовательской работы.
Выставки и защита проекта «Город будущего» (пригласить родителей, учителей школы).
Составление и разгадывания кроссвордов. Игра «История земли Свердловской области».
Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своей области, если бы был губернатором».
Экскурсии вгородской музей.

Тематическое планирование 1- 4 класс

Класс

Кол-во
часов

1

24

2

16

3
4
итого
1
2
3
4
итого

20
34
94
34
32
32
20
118

1
2
3
4
итого
1
2
3
4
итого
общее
количество
часов за 4
года
обучения

6
10
12
10
38
4
8
6
4
22
272

Раздел
Раздел 1. Нашгород, район

Раздел 2. Наша область

Раздел 3. Люди нашего края

Раздел 4. Повторение. Обобщение.

Учебно - тематический план. 1 класс.
Ко
л№ заня
во Тема занятия
тия
час
ов
Тема 1. Наш город,
район.
24 (Моя маленькая
родина.Наш район,
районный город).
Введение.
Где мы живем. Край
1-4
4
твоих предков. История
города Михайловска.
Моя школа – мой дом.
5-6
2
Школьный музей.
7-8

2

9-10

2

11-12

2

13-14

2

15-16

2

17-20

4

21-22

2

23-24

2
34

25-26

2

27-28

2

29-30

2

31-32

2

Содержание занятия (теория и практика). Форма
проведения

Что мы будем изучать.
Экскурсия по селу на тему: «Мой край».

Рассказ - экскурсия о нашей школе. Посещение школьного
музея. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем
узнали.
Из истории школы.
Беседа о школе, история школы, символика. Правила
Традиции школы.
поведения.
Мой дом. Мой двор. Моя Фронтальная беседа. Проект «Наш дом» (нарисовать и
улица, почему так
придумать сказку о том, кто в теремочке живет)
названа.
Практическая работа: индивидуальная, самостоятельная
работа по составлению безопасного маршрута из дома в
школу и из школы домой
Учреждения нашего
Экскурсия на почту, в библиотеку.
города.
Где и кем работают
Работа в парах: где работают мои родители. Практическая
родители.
работа: Общение с родителями как способ получения
информации об их профессии.
Символы нашего города Беседа. Наблюдения. Практическая работа: раскрашивание
Михайловска.
герба города Михайловска.
КультурноБеседа. Работа в парах: вопросы по содержанию. Заочное
просветительные
путешествие по г. Михайловску.
учреждения города
Путешествие по г. Михайловску
Михайловска
Профессии города.
Беседа по содержанию. Работа в парах: где работают мои
родители. Практическая работа: Общение с родителями как
способ получения информации об их профессии.
Конкурс рисунков «Наш Практическая работа: организация конкурса рисунков.
город»
Проектная деятельность. Подведение итога конкурса
Тема 2.Наша область.
Географическое
Беседа. Сформировать представление о территории
положение
области, городах и поселках. Практическая работа:
Свердловскойобласти.
Свердловская область на карте России, обучение умению
Наша область на карте
находить и показывать на физической карте. Фронтальная
России
и индивидуальная работа с картой.
История края, его
Сформировать представление об истории возникновения
границы, герб, гимн,
и развития Свердловской области. Практическая работа:
флаг.
раскрашивание герба, флага нашей области.
Четыре времени года в
Экскурсия. Наблюдение.
Михайловске. Осень.
Знакомство с народными Экскурсия в музей. Практическая работа: рисование на

33-34

2

35-38

4

39-40

2

41-42

2

43-44

2

45-46

2

47-48

49-50

2

2

51-52

2

53-54

2

55-56

2

57-58

2
6

59-60

2

61-62

2

63-64

2
4

65-68

4

промыслами
Михайловска.
Традиции и праздники
родного края.
Проектная работа.
«Родной край» Выставка
в музее (рисунки,
поделки)
Четыре времени года в
Михайловске. Зима.
Растительность нашего
края. Разнообразие
растений.
Красная книга
Свердловской области.
Растения.
Животный мир
Свердловской области.
Разнообразие животного
мира.
Красная книга
Свердловской области.
Животные.
Проектная работа.
Составление Красной
книги своего края на
основе рисунков детей.
Водные ресурсы.
Водоемы нашего края.
Реки.
Четыре времени года в
Михайловске. Весна.
Проектная работа. День
птиц.
Что растет на полях
нашей области.

тему «Народные промыслы».
Ролевая игра, подвижные игры.
Проектная работа.
Выставка.
Экскурсия. Наблюдение.
Беседа: создать у учащихся представление о флоре и
фауне области. Разнообразие растений. Практическая
работа: рассматривание гербарных экземпляров растений
встречающихся на территории области.
Беседа: значение растений в жизни человека.
Практическая работа: передача своих впечатлений об
окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах
Беседа: животные, обитающие на территории области.
Практическая работа: игра «Крестики-нолики».
Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу
Свердловской области, обитающие на её территории.
Практическая работа: организация конкурса рисунков о
животных нашего края. Подведение итога конкурса.
Проектная работа.

Фронтальная беседа. Обучение работы с картой, умению
находить и показывать на физической карте реки, озера.
Практическая работа: составление правил поведения на
водоемах.
Экскурсия. Наблюдение.
Проектная работа.
Практическая работа: разгадывание загадок о растениях,
которые выращивают на полях и огородах нашего края.
Устное описание растения (по выбору)

Тема3. Люди нашего
края.
Труд людей нашего края. Фронтальная беседа: Дать первичные сведения о
Знатные труженики
крупных предприятиях области, о людях, работающих на
города и района.
них. Встреча с тружениками села. Беседа. Посещение
школьного музея.
Михайловчане - Герои
Заочное знакомство с людьми, прославившими наш край.
Советского Союза.
Презентация.
Выпускники наших школ Заочное знакомство. Посещение музея. Встреча.
- гордость школы.
Повторение. Обобщение
Итоговое занятие.
Мы хотим Вам
Индивидуальная подготовка сообщений, презентаций на
рассказать…
тему, показавшуюся самой интересной.

Учебно - тематический план . 2 класс.
№ заня Кол
тия
-во
Тема занятия
час
ов
16 Тема 1.Наш
район, город
Михайловск
1-2
2
Вот моя деревня,
вот мой дом
родной.
Родословная
моей семьи.
3-4
2
Населенные
пункты района.
5-6
2
Нижнесергински
й район на карте
Свердловской
области.
Символика.
7-8
2
Достопримечател
ьности района и
города. Главные
исторические и
культурные
памятники.
9-10
2
Улицы
г.Михайловска,
история улиц.
11-12
2
Вознесенский
собор. История и
современность.
13-14
2
Предприятия
города. Значение
для области и
страны.
15-16
2
Игра-викторина
«Наш район,
город
Михайловск».
32 Тема 2.Наша
область
17-18
2
Символика
Свердловской
области: флаг,
гимн, герб.
19-20

2

Свердловская
область в

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения

Фронтальная беседа: продолжить знакомство и углубить знания
учащихся об истории д. Топканово. Практическая работа: «Моя
родословная».
Работа с картой района. Беседа.
Работа с картой Свердловской области.
История и описание герба.

Беседа: «Памятники нашего города». Диспут: «Если я был бы мэром,
то кому поставил памятник?»
Практическая работа: выставка книг и фотографий
достопримечательностей нашего города. Рассматривание и
обсуждение.
Карта г. Михайловска. Создание целостного представления о
расположении районов города, улиц. Познакомить с архитектурой
города, историей появления тех или иных архитектурных объектов.
Познакомить с архитектурными стилями города, их историей. Заочная
экскурсия по г. Михайловск.
Знакомство с крупными предприятиями района, города, дать
представление об их роли в экономике страны. Познакомить с
продукцией предприятий. Практическая работа: рассказ
обучающихся о профессии своих родителей.
Повторение и обобщение темы.

Фронтальная беседа об истории своего края, символах области.
Сформировать представление о территории области,
географических объектах.
Практическая работа с контурной картой: обозначить г. Екатеринбург
на карте России, наших соседей.
Фронтальная беседа: Каким был наш край в прошлом.

21-22

2

23-24

2

25-26

2

27-28

2

29-30

2

31-32

2

33-34

2

35-36

2

37-38

2

39-40

2

41-42

2

древности.
Наши далекие
предки.
Население края в
древности.
Занятия жителей
области.
Жилище наших
предков. Русская
изба.
Игры, праздники,
элементы
фольклора и
народного
творчества
Города области наши соседи.
История
возникновения
городов.
Водные ресурсы.
Реки
Свердловской
области на карте
России и
области. Откуда
берут начало и
где
заканчиваются.
Рельеф.
Уникальность
рельефа
Свердловской
области.
Растительность.
Растительный
мир нашего края.

Индивидуальная работа (подборка литературы, сбор информации,
подготовка сообщений, презентаций).
Фронтальная беседа. Практическая работа: рисование орудий труда.
Реконструкция. Аппликация «Русская изба».
Беседа по содержанию. Практическая работа: разучивание игр.

Фронтальная и индивидуальная работа с картой Свердловской области.

Фронтальная беседа. Практическая работа: обучение работе с картой и
умению находить и показывать на физической карте реки, озера.
Меры по охране водных объектов.

Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Значение цвета на
физической карте. Практическая работа с контурной картой.

Знакомство учащихся с яркими представителями растительного мира. Экскурсия.
Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров
растений встречающихся на территории области, зарисовки.
Растительность. Знакомство с «Красной книгой», заповедниками области. Оценка
Растительный
своего и чужого поведения в природе. Как сохранить растения.
мир нашего края. Отрицательное влияние людей на природу, сбор букетов, вырубка
Растения нашей лесов, обламывание веток.
области, которые Практическая работа: придумать и нарисовать обложку для Красной
занесены в
книги области.
«Красную
книгу».
Животный мир. Знакомство учащихся с птицами нашего края.
Животный мир
Практическая работа: описание и определение перелетных и
Московской
зимующих птиц обитающих на территории Свердловской области.
области. Птицы
нашего края.
Перелетные и
зимующие.
Изготовление
Практическая работа: изготовление кормушек для птиц.

43-44

2

45-46

2

47-48

2

49-50

2

10
51-52

2

53-54

2

55-56

2

57-58

2

59-60

2
8

61-62

2

63-64

2

65-66

2

кормушек для
птиц.
Животный мир.
Насекомые
нашей области.
Животный мир.
Дикие животные.
Охрана и
значение
животного мира.
«Красная книга»животные.
Экскурсия в
краеведческий
музей.
Игра «Цветик семицветик».Обо
бщение и
повторение.
Тема 3.Люди
нашего края
Наши земляки –
основатели
города
Наши земляки участники
Великой
Отечественной
войны .
Спортсмены
нашего города
Поэты, писатели
нашего города.
Художники
нашего города.
Повторение.
Обощение
Итоговые
занятия
Игра – викторина
«Это было
интересно»
«Деревня, город
будущего».
Организация
исследовательск
ой работы.
Выставки и
защита проекта
«Деревня, город
будущего»
(пригласить
родителей,
учителей школы)

Индивидуальная и групповая работа. Привлечение родителей.
Фронтальная беседа о насекомых, обитающих на территории нашей
области. Практическая работа: описать внешний вид, характерные
особенности насекомых.
Беседа. Практическая работа: изготовление макета «Красная книга
Свердловской области. Животные»

Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения,
обобщение и оформление материалов экскурсии.
Игра «Цветик - семицветик». Обобщение и повторение.

Беседа по содержанию. Экскурсия в краеведческий музей.
Беседа по содержанию. Экскурсия в краеведческий музей
Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность.

Экскурсия в спорткомплекс.
Познакомить с творчеством поэтов, писателей края. Практическая
работа: конкурс стихов поэтов г. Михайловска.
Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных
источников о художниках г. Михайловска.

Викторина «Страницы истории родного края»
Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая
поисковая деятельность; работа, в группах, в парах.

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.
Презентация, защита проекта.

67-68

Экскурсия по
городу

2

Экскурсия. Беседа по содержанию.

Учебно- тематический план 3 класс
№
Кол- Тема занятия
занятия во
часов
20 Тема 1. Наш город,
район.
1-2
2
Появление города
Михайловска. Название
города.
3-4
2
История названий улиц
нашего села. Улица, на
которой живу я.
5-8
4
Экскурсия. Храмы и
церкви нашего города.
9-10
11-12

2
2

13-16

4

17-20

4

21-22

32
2

23-24

2

25-26

2

27-28

2

29-30

2

31-32

2

33-34

2

35-36

2

Содержание занятия (теория и практика). Форма
проведения

Практическая работа: собрать и оформить информацию из
разных источников о появлении города Михайловска.

Практическая работа: конкурс рисунков «Мой любимый
уголок ». Творческая работа: мои предложения названия
улиц нашей деревни.
Экскурсия (возможно заочная). Практическая работа:
подготовить в группах рассказ о полученной информации
во время экскурсии.
Город Михайловск.
Беседа. История города, символика.
Наши деревни, район,
Практическая работа: Вклад жителей города и района в
город Михайловск в годы победу над врагом.
ВОВ.
Защита проекта на тему
Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая,
«Что я бы сделал для
групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в
своего города, если бы
парах.
был мэром города»
Экскурсия в
Практическая работа: описать (по результатам экскурсии)
краеведческий музей
экспонаты музея. Зарисовки.
Тема 2. Наша область
Возникновение
Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и
Свердловской области
оформить информацию (текст, набор фотографий) о
Свердловская область в прошлом.
Возникновение
Групповые проекты
Свердловской области.
Чем богата земля
Беседа по содержанию. Фронтальная и индивидуальная
Свердловской области.
работа с картой.
НаукоградыСвердловской Заочная экскурсия.
области.
Вклад области в хозяйство Беседа по содержанию.
страны.
Водные ресурсы. Реки,
Практическая работа над проблемой: чем загрязняется вода.
озера, водохранилища на Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные
территории нашей
ресурсы.
области
Растительность.
Фронтальная беседа. Практическая работа: Игра
Разнообразие
«Аукцион», рисунки цветов, растений.
растительного покрова в
нашей области. Мир
растений.
Животный мир.
Фронтальная беседа. Практическая работа: причины
Распространенные и
сокращения численности редких организмов, необходимые

37-38

2

39-40

2

41-42

2

43-46

4

47-48

2

49-50

2

51-52

2

12
53-54

2

55-56

2

57-58

2

59-60

2

61-62

2

63-64

2

65-67

6
3

68-70

3

редкие животные нашей
фауны
«Узнаю я их по
голосам…» Птицы
Свердловской области..
Самое интересное о
природе Свердловской
области.
Палеонтологические
находки на территории
Свердловской области.

меры охраны. Работа в группах..
Слушание голосов птиц. Рисование (раскрашивание) птиц.
Практическая работа: Викторина- конкурс «Самое
интересное о природе Свердловской области.».

Беседа по содержанию. Практическая работа: создание
иллюстративного текста (лист, электронная презентация) на
тему: «Палеонтологические находки на территории
Свердловской области.»
О чем рассказывают
Экскурсия в парк Оленьи ручьи. Составление отчета об
окаменелости.
увиденном.
Жилища народов,
Индивидуальная работа по планированию и проведению
проживавших на
самостоятельных исследований. Индивидуальная
территории области.
консультационная работа. Защита собственных
исследовательских проектов. «Я бы построил дом…»
Посуда, одежда, еда
Индивидуальная работа по планированию и проведению
народов, проживавших на самостоятельных исследований. Индивидуальная
территории области.
консультационная работа
Обрядовые праздники,
Определение проблемы и выбор темы собственного
национальная одежда,
исследования. Презентация. Коллективная работа по
предметы быта.
составлению аппликации.
Тема 3. Люди нашего
края
Герои Свердловской
Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и
области.
оформить информацию (текст, набор фотографий) о героях.
Свердловчане в годы
Индивидуальная работа по планированию и проведению
Великой Отечественной
самостоятельных исследований. Индивидуальная
войны (на фронте и в
консультационная работа. Защита собственных
тылу).
исследовательских проектов.
виртуальные экскурсии в Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем
музеи области.
узнали. Создание иллюстративного текста (лист,
презентация) на тему: «Кем из моих близких (предков) я
горжусь» Дискуссия.
Великая Отечественная
Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая,
война в истории
групповая деятельность; работа, в группах, в парах
Свердловской области.
(участие обучающихся в классной конференции)
Защита проекта «Великая Определение и выбор темы собственного исследования
Отечественная война в
(обмен литературой, рассматривание, обсуждение)
истории моей семьи».
Почетные граждане
Фронтальная беседа. Практическая работа: Викторина
Свердловской области.
«Люди нашего края»
Повторение, обобщение:
Составление и
Практическая работа: составление и разгадывания
разгадывания
кроссвордов. Кроссворд «Наш край». Игра «История земли
кроссвордов. Игра
Свердловской области».
«История земли
Свердловской области.».
Повторение, обобщение. Подведение итогов.

Учебно-тематический план. 4 класс.

№ занятия

1-4

5-8
9-12
13-16

Кол-во
Тема занятия
часов
34
Тема 1.Наш город, район.
4
Мой город вчера, сегодня. Занятие в
краеведческом музее.
Мой город вчера, сегодня и завтра.
4
Улицы города сегодня и вчера. Занятие в
краеведческом музее.
4
Что я знаю о символике моего края
(района, города)
4
История одного города. (рассказ о
населенных пунктах нашего района)

17-20

4

Основные предприятия города
Михайловска. Заводы и фабрики города
вчера и сегодня. Занятие в краеведческом
музее.

21-24

4

город Михайловск в годы ВОВ.
Занятие в краеведческом музее.

25-28

4

Памятные места нашего района, города.
Памятники и мемориалы героям ВОВ.

29-34

6

Улицы, названные в честь известных
людей, знаменательных событий.

35-36

20
2

Тема 2. Наша область
Границы Свердловской области. Причины
ее образования.

37-39

3

Какие «пути – дороги» связывают нашу
область с другими регионами России и
зарубежными странами.

40-41

2

Население Свердловской области.

42-44
45-47

3
3

Столица нашей области-Екатеринбург.
Экскурсия в музей г. Екатеринбурга
(возможно заочная).

Содержание занятия (теория и
практика). Форма проведения
Фронтальная беседа. Практическая
работа: Проект: «Борьба за мечту:
Каким я вижу будущее».
Беседа по содержанию. Обобщение.
Творческая работа.
Беседа по содержанию. Заочная
экскурсия. Практическая работа:
собрать и оформить информацию об
одном из районов нашего города.
Индивидуальная работа по
планированию и проведению
самостоятельных исследований.
Индивидуальная консультационная
работа. Защита собственных
исследовательских проектов.
Фронтальная беседа. Практическая
работа:
Работа с картой. Подборка книг.
Дискуссия.
Фронтальная бесед Практическая
работа: собрать и оформить
информацию о памятных местах
нашего района, города (работа в
группах). Творческая работа: «Мой
эскиз памятника участникам ВОВ».
Беседа по содержанию.
Практическая работа: собрать и
оформить информацию (текст, набор
фотографий) об улицах, названных в
честь известных людей и
знаменательных событий.
Фронтальная беседа о причинах
образования Свердловской области.
Практическая работа: фронтальная и
индивидуальная работа с картой.
Фронтальная и индивидуальная
работа с картой. Практическое
занятие (работа с атласом, контурной
картой)
Беседа по содержанию.
Практическая работа: Конкурс «Что
лишнее?»
Презентация. Заочное путешествие.
Практическая работа: экскурсия.
Беседа об увиденном, что
запомнилось, о чем узнали.

48-49

2

50-51

2

52-54

3

55-56

10
2

57-58

2

59-64

6

65-66

4
2

67-68

2

Дискуссия.
Водные ресурсы. Типы питания рек
Фронтальная и индивидуальная
Определение типа питания рек нашего края работа с картой. Определение
проблемы и выбор собственного
исследования. Работа с контурной
картой.
Растительность. Растительный мир.
Индивидуальная консультационная
Охрана и восстановление лесов и
работа. Защита собственных
растительности. Роль заповедников и
исследовательских проектов на тему
ботанических садов.
«Как мы можем защитить леса».
Животный мир. Охрана и восстановление Фронтальная беседа. Определение
животного мира Свердловской области.
проблемы и выбор темы
собственного исследования. Работа в
группах.
Тема 3.Люди нашего края.
Герои Советского Союза.
Беседа по содержанию.
Практическая работа: создание
иллюстративного текста
(электронная презентация) на тему:
«Герои Советского Союза».
Они защищали Родину.
Беседа по содержанию.
Практическая работа: собрать и
оформить информацию (текст, набор
фотографий) о защитниках Родины.
Учителя – ветераны труда нашего города. Экскурсия в краеведческий музей.
Беседа по содержанию.
Практическая работа: создание
иллюстративного текста на тему:
«Учителя – ветераны труда нашего
города».
Тема 4. Повторение, обобщение
Защита проекта на тему «Что я бы сделал
Беседа по содержанию.
для своей области, если бы был
Индивидуальная поисковая,
губернатором».
групповая поисковая деятельность;
работа, в группах, в парах. Защита
проектов.
Подведение итогов.
Подведение итогов курса: Что
запомнилось, понравилось. Чему
научились. Выставка лучших работ.

Рекомендуемая литература.
Литература для учителя:
1. Афанасьев А.А. Врачубщий пояс Рифея: Культурно – исторические очерки/ Екатеринбург: изд.
«Сократ», 2004, 352 стр.
2. Буйносова Н. и др. Наследники Икара: Культурно – исторические очерки/ Колл.авт. –
Екатеринбург: ИД «Сократ», 2003. – 416 стр.

3. Беркутенко А.Н., Васфилова Е.С., Рябицев В.К., Горбунов П.Ю. Справочник – определитель. –
Екатеринбург: издательство «Сократ», 2008 г.
4. Воробьева Е.А. На пути к XXIвеку. – Екатеринбург, издательский дом «Уральский следопыт»,
2005. – 160 стр.
5. Коновалов П.А. Дети горы Благодать: культурно – исторические очерки. - / Екатеринбург: изд.
«Сократ», 2006, 432 стр.
6. Литовская М.А. Созина Е.К. Литература Урала: Учебное пособие хрестоматийного типа для
начальной школы – Екатеринбург: 2006 г, 576 стр.
7. Певцов А.В., М.А.Сергеев, В.Я.Баев и др. Михайловские прокатчики, Свердловск, 1985г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».