Адаптированная общеоброзовательная программа основного общего образования МАОУ СШ № 2 г. Михайловска (2)

Адаптированная образовательная программа
основного общего образования
МАОУ СШ № 2 г. Михайловска
для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья

2017-2020 гг.

Раздел I. Введение
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья МАОУ СШ № 2 г. Михайловска
разработана с учетом следующих документов:
- Конституции РФ;
- Конвенции о правах ребенка;
- Федерального закона от 29.12.2013 г. № 273 –ФЗ « Об образовании в
Российской Федерации»;
- Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка";
- Конвенции модернизации российского образования на период до 2020
года.
Образовательная деятельность школы регулируется нормативноправовыми актами федерального, регионального, муниципального уровня и
локальными актами, разработанными школой в рамках своей компетентности.
Нормативно-правовая база способствует обеспечению образовательного
уровня подготовки обучающихся в соответствии с требованием
государственного стандарта с учетом психофизических параметров личности
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целью разработки данной программы является создание в МАОУ СШ
№ 2 г. Михайловска гуманной адаптированной среды для детей с задержкой
психического развития с целью социально – персональной реабилитации и
последующей интеграции их в современном социально – экономическом и
культурно – нравственном пространстве.
Задачи:
1.
Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на
получение бесплатного образования.
2.
Организация качественной коррекционной работы с учащимися с
задержкой психического развития.
3.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе
совершенствования образовательного процесса.
4.
Создание благоприятного психолого-педагогического климата для
реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ.
5.
Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы
для организации обучения детей с ОВЗ.
6.
Совершенствование системы кадрового обеспечения.
Анализ состояния здоровья детей, социального статуса семей обучающихся,
психологического портрета педагогического коллектива, уровня квалификации
специалистов школы позволил определить основные цели, задачи и
направления образовательной деятельности. Успешность образовательной
деятельности зависит от:
• состояния здоровья обучающихся;
• психологической и социальной защищенности детей;

комфортных условий в классе, школе;
• типа взаимодействия и общения взрослых и детей;
• наличия
коррекционно-развивающих программ, направленных на
исправление недостатков психофизического и личностного развития детей;
На предстоящий год ставим цель по созданию оптимальной коррекционноразвивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные
возможности для получения образования, воспитания, коррекции недостатков
развития, социализации выпускников.
Образовательная программа учитывает региональные, местные условия и
особенности самой школы.
Адаптированная образовательная программа
реализуется на следующем
уровне общего образования:
- основное общее образование - 5лет.
•

Раздел II. Концептуальные основы работы школы с обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
В 2017-2018 учебном году в 5 - 9 обучаются 10 учащихся с ограниченными
возможностями здоровья - это дети с задержкой психического развития.
Дети были обследованы специалистами ПМПК, обучаются в обычных
классах вместе с другими детьми.
Продолжительность урока в в 5-9 классах- 40 минут, пятидневная
учебная неделя.
Учебный план основного общего образования - устанавливает пятилетний
срок освоения государственных программ основного общего образования.
Система обучения детей с нарушениями психического развития
предусматривает проведение занятий по коррекции и исправлению недостатков
развития, восполнению пробелов в знаниях. Цель занятий - индивидуальная
коррекция пробелов общего развития учащихся, их предшествующего
обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.
Продолжительность дополнительных занятий с одним учеником (или группой)
15-25мин.
Занятия с обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
проводят учителя, возможны консультации с логопедом и психологом
На исправление недостатков развития, восполнение пробелов в знаниях
в 5-9 классах предусмотрены индивидуальные и групповые занятия по
коррекции нарушенных функций: «Индивидуально - коррекционные занятия по
математике» (5-9 класс), «Индивидуально - коррекционные занятия по
русскому языку» (5-9 класс), «Индивидуально - коррекционные занятия по
физике» (8 класс). Индивидуально - коррекционные занятия включают
общеразвивающие (тренировка памяти, внимания и др.), предметные
(ликвидация пробелов в знаниях) и пропедевтические (подготовка детей к
восприятию наиболее трудных тем программы) занятия.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся во
второй половине дня, продолжительность занятий 15-25 минут.

Кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса для обучающихся с ОВЗ.
В школе на 1 сентября 2017 года преподают 19 человек, работающие с
данной категорией детей. В школе имеются специалисты: социальный педагог,
учитель- логопед и педагог-психолог (по договору).
Учащиеся обучаются в кабинетах, оборудованных компьютером с
доступом к ресурсам Интернет, при необходимости пользуются библиотекой.
Инфраструктура школы, материальная база достаточна для создания требуемых
условий для обучения и развития детей с ограниченными возможностями
здоровья (ЗПР).
В школе имеется спортзал, мультимедийные кабинеты и кабинет
информатики, кабинеты обслуживающего и технического труда, медиатека,
столовая, сенсорная комната.
Раздел
III.
Приоритетные
направления,
цель
и
задачи
образовательного процесса.
Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач
деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в
зависимости от специфических характеристик образовательного пространства
школы, а именно:
• социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для
учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
• индивидуальными
возможностями, способностями и интересами
учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей;
• реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся;
необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
• необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций
обучающихся через систему воспитания и дополнительного образования,
обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.
Таким образом, организация образования в школе строится на принципах
личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и
вариативности содержания образования. В данной адаптированной
образовательной программе формируются следующие приоритетные
направления деятельности педагогического коллектива:
• осуществление
обучения и воспитания личности, способной
адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей
ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей
права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
• обеспечение непрерывности начального общего, основного общего
образования;
• создание условий для максимально эффективного развития (доразвития
нарушенных функций) и социальной реабилитации учащегося с
ограниченными возможностями здоровья, для осознанного выбора им
профессии,
• реализация дополнительного образования через систему внеурочной и
внешкольной деятельности;
• обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации

учащихся;
• создание условий для сохранения и укрепления физического и
нравственного здоровья учащихся.
Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного
образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем
взаимодействии основных структурных блоков:
• педагогическая
работа, обеспечивающая базовое образование в
соответствии с требованиями образовательных программ;
• психологическая
работа,
обеспечивающая
коррекционную
направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в
рамках образовательного пространства школы;
• воспитательная
работа, обеспечивающая становление ценностных
ориентаций личности;
• внедрение
здоровьесберегающих
технологий,
обеспечивающих
формирование стереотипа здорового образа жизни.
Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных
направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных
перед коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной выше
цели.
Ожидаемые конечные результаты Программы.
Обеспечение базового уровня образования для обучающихся с ОВЗ:
основное общее образование, представляющее собой продолжение
формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных
навыков, педагогический коллектив основной школы стремится заложить
фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для
освоения общеобразовательной программы и выбора учащимся направления
профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и
возможностей; создать условия для самовыражения учащихся на учебных
занятиях в школе.
Выпускник основной школы – это социально адаптированный человек,
соблюдающий
нормы
общественного
поведения,
владеющий
коммуникативными навыками. Это профессионально – определившаяся
личность с развитыми творческими способностями; личность, умеющая
принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовать свои
способности наиболее эффективными для себя и окружающих способами,
ведущими к постоянному успеху, самореализации и самоактуализации.

Результаты освоения программы основного общего образования
Критерии
Показатели
• Уровень обученности в соответствии с требованием
Когнитивный
государственного образовательного стандарта.
(познавательный)
• Максимальное преодоление недостатков познавательной
деятельности.
• Максимальное снижение имеющейся социальной
Ценностный
недостаточности.
• Ориентация на активную жизненную позицию.
• Приобретение необходимых знаний и навыков жизни в
обществе.
• Овладение навыками культуры поведения и общения как
необходимыми условиями социализации.
• Выработка положительных качеств в процессе
Уровень
воспитания и социализации.
воспитанности
• Сформированность правильной оценки окружающих и
самих себя.
• Сформированность нравственного отношения к
окружающим.
• Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении
учеников в разных ситуациях и разных видах
деятельности.
• Охрана и укрепление психофизического здоровья
Состояние
обучающихся.
здоровья
• Снижение уровня тревожности.
• Формирование положительного отношения к здоровому
образу жизни (ЗОЖ).
Данные модели не только являются прообразом и желаемым результатом, это
отправная точка планирования и важное звено в управлении реализацией
образовательной программы.
На основе моделей строится стратегическое и тактическое планирование,
происходит регулирование и коррекция процессов, в целях достижения
запланированных положительных результатов.
Раздел IV. Подходы и организация образовательного пространства школы.
1. Организация психолого – педагогического
сопровождения, социальной
защиты детей в школе.
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
возложена на классного руководителя и заместителя директора по учебновоспитательной работе и специалистов. В школе организована работа
школьного психолого-педагогического консилиума (ШППк) с целью изучения
личности, выявления возможностей ребенка с целью выработки форм и
методов организации образовательного процесса. На каждого учащегося с ОВЗ
заполняется индивидуальная карта учета динамики развития.
Психологическое сопровождение образовательного процесса реализуется
во время проведения коррекционной работы на уроках и внеурочное время.

ШППк осуществляет сопровождение учащихся на протяжении всего
периода обучения в школе, консультирование всех участников педагогического
процесса.
На ШППК возложена обязанность:
• отслеживать уровень психического и психологического развития
учащихся;
• вести коррекцию познавательных процессов, личностного и
эмоционально-волевого развития детей,
• оказывать психологическую помощь учащимся, имеющим
трудности в поведении и общении;
• вести мониторинг уровня физического здоровья детей с
последующими рекомендациями по снижению (в случае
необходимости) объема домашних заданий, выбора форм занятий,
перевода на индивидуальный учебный план.
Все педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, ведут наблюдение за
развитием, особенностями психических функций каждого ребенка, что
позволяет всем педагогам изучить прошлый опыт и на нем строить коррекцию
и проводить корригирующие мероприятия.
В школе уделяется большое внимание профилактике правонарушений,
осуществляется контроль посещаемости данными учащимися школьных
занятий, организуются встречи с инспекторами ПДН. Разработан и внедряется в
действие план по защите прав детей, предупреждению правонарушений и
преступлений, профилактике курения и алкоголизма, токсикомании и
наркомании среди учащихся с ОВЗ в том числе.
2. Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами
образовательного процесса.
Виды деятельности школьника:
• индивидуальная и коллективная учебная деятельность,
• проектная деятельность, ориентированная на получение социальнозначимого продукта,
• социальная деятельность,
• творческая
деятельность (художественное, техническое и другое
творчество), направленная на самореализацию и самосознание,
• спортивная деятельность.
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности
• научиться самостоятельно планировать учебную работу, осуществлять
целеполагание в знакомых видах деятельности совместно с педагогом,
• научиться осуществлять контроль и
оценку собственного участия в
разных видах деятельности,
• выстроить адекватное представление о собственном месте в мире,
осознать собственные предпочтения и возможности,
• научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли,
ощущения, переживания, чувства,
• научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и
младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность
с ними.
Задачи, решаемые педагогами:

• реализовать образовательную программу школы в разнообразных
организационно-учебных формах,
• подготовить учащихся к выбору профессии,
• организовать систему социальной жизнедеятельности,
• создать пространство для реализации подростков, проявления
инициативных действий.
• подготовить учащихся к сдаче ГВЭ по русскому языку и математике.
3. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы.
Подбор
образовательных
технологий
основан
на
учете
психофизиологических особенностей учащихся с ОВЗ. В своей
образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие
личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, учителя
используют следующие педагогические технологии:
Традиционные технологии:

обязательные этапы на уроке:
- проверка усвоения пройденного;
- объяснение нового материала;
- закрепление полученных знаний;
- домашние задания
Технологии активных форм и методов: виды уроков:
- уроки - путешествия;
- уроки-сказки;
- игра по станциям;
- путешествие и др.
Технологии активных форм и методов: - игровые технологии;
- проектная технология;
- работа в парах и группах;
Здоровьесберегающие технологии:
- технология обеспечения
двигательной активности
(В.Ф.Базарного),
- оздоровительные технологии С.
Ковалько, З. Тюмясевой
Авторские педагогические
- технологии индивидуального и
технологии:
дифференцированного подхода
- технологии личностноориентированного подхода И.С.
Якиманской,
- школа адаптирующей педагогики
Ямбурга

4. Система аттестации учащихся
В школе принята 5-бальная система оценивания обучающихся с ОВЗ.
Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиями
образовательных программ и рекомендациями по оценке знаний, умений и
навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся
возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется
по плану внутришкольного контроля.
Ведущими формами промежуточной аттестации являются:
• мониторинг знаний, умений и навыков по предметам;
• административные контрольные работы;
•
мониторинг уровня развития учащихся.
5. Мониторинг образовательного процесса.
Критерии и
Показатели
Периодич
компоненты
критериев
ность
образовательно
контроля
го мониторинга
Качество
Уровень освоения 1 раз в
четверть
образования
образовательной
программы
(контрольные
работы,
проверка
техники чтения)
Динамика
развития
психических
функций
и
эмоционально волевой сферы
Состояние
здоровья
учащихся

Объект
изучения

Ответственн
ый

ЗУН
ОУУН

Учитель
Заместитель
директора по
УВР

Состояние высших сентябрь
нервных процессов
(листы
динамики
развития)

Психичес
кие
функции
уч-ся

ШППк,
педагогпсихолог,
учитель

Физическое
Сентябрь,
развитие учащихся
май
Психосоматическое
здоровье учащихся
(медосмотр, листки
здоровья
и
физического
развития, данные о
пропусках уроков
по
болезни,
комфортность
обучения, уровень
адаптации
к
обучению в школе,
уровень школьной
тревожности).

Учащиеся

Медицинский
работник
Учитель
физкультуры
Заместитель
директора по
УВР

Педагогпсихолог

Сформированность
интегративных
качеств личности.
Количество
учащихся,
состоящих на учете
в ПДН.
Выявление
учащихся
группы
риска.
Социальное
Состав учащихся по
положение
уровню
учащихся
материального
и
морального
благополучия
(социальный
паспорт класса).
Степень
Результаты участия
социализации и учащихся школы в
адаптации
различных
предметных
конкурсах
Уровень
воспитанности
учащихся

Сентябрь,
апрель

Учащиеся
Классный
руководитель
Заместитель
директора по
ВР

2 раза в
год
1 раз в
четверть
Сентябрь

Два раза в
год
1 раз в год

Учащиеся

Классный
руководитель
Заместитель
директора по
ВР
Классный
руководитель
Заместитель
директора по
ВР

Раздел V . Контроль реализации образовательной программы в школе
Контроль реализации образовательной программы основывается на
системе управления Школой, исходит из необходимости постоянно
осуществлять научно-педагогический поиск в выбранном направлении,
корректировать программы обучения, воспитания и развития, осуществлять
методическое сопровождение образовательного процесса.
Система внутренней оценки качества образования включает в себя
мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию
образовательного процесса в школе в целом.
Цель внутренней оценки качества образования: обеспечить уровень
преподавания и качества обучения, воспитания и развития учащихся
соответствующие
требованиям,
предъявляемым
к
коррекционному
образованию и позволяющие создать гуманную коррекционно-развивающую
образовательную среду.
Задачи:
•
осуществлять контроль за достижением учащегося уровня обученности в
соответствии с требованиями образовательных программ;
•
осуществлять контроль за обеспечением содержания образования в
соответствии с требованиями образовательных программ;
•
осуществлять контроль за выполнением программ ;
•
предъявлять требования к преподаванию, соответствующего программе
развития целостной образовательной среды;

осуществлять контроль за качеством преподавания, методическим
уровнем и повышением квалификации педагогов;
•
осуществлять контроль за организацией преемственности в преподавании
и обучении между уровнями НОО и ООО;
•
осуществлять контроль за соблюдением санитарно – гигиенических
требований к образовательному процессу.
Реализация мероприятий по осуществлению внутренней оценки
качества образования позволяет иметь данные о реальном состоянии
образовательного пространства школы. Проводимый в ее рамках мониторинг
включает в себя проверку, оценку и сопоставление количественных и
качественных результатов обученности, воспитанности и развитии учащихся,
эффективности коррекционной работы, роста профессионального мастерства
учителей. Мониторинг проводится как по промежуточным, так и по конечным
результатам. Такой подход позволяет своевременно корректировать темпы
прохождения программ, содержание образования, выбор форм, средств и
методов обучения.
Главным итогом внутренней оценки качества образования будет
достижение всеми учащимися уровня обученности, соответствующего его
психофизическим возможностям.
Контроль осуществляется по традиционным направлениям:
1. Контроль за качеством преподавания.
•
выполнение учебных программ;
•
эффективность урока;
•
методический уровень учитель, рост профессионального мастерства;
•
обеспеченность учебным и дидактическим материалом;
•
индивидуальная работа с детьми;
•
выполнение санитарно – гигиенических требований.
2. Контроль за качеством обучения.
•
уровень УУД и знаний, умений и навыков учащихся;
•
достижение требований ФГОС и государственных образовательных
стандартов;
•
навыки самостоятельного познания учащихся;
•
готовность к освоению содержания образования по предметам.
3. Контроль за ведением школьной документации.
•
ведение школьных журналов;
•
ведение дневников;
•
ведение тетрадей;
•
оформление личных дел учащихся.
План внутренней оценки качества образования согласуется с
приоритетными направлениями работы Школы. Формирование плана
внутренней оценки качества образования производится на основе анализа
данных диагностических срезов знаний, мониторинга образовательной
деятельности школы.
•


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».