Адаптированная образовательная программа основного общего образования МАОУ СШ № 2 г. Михайловска для учащихся с ограниченными возможностями здоровья 2017-2020 гг. Раздел I. Введение Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МАОУ СШ № 2 г. Михайловска разработана с учетом следующих документов: - Конституции РФ; - Конвенции о правах ребенка; - Федерального закона от 29.12.2013 г. № 273 –ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»; - Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка"; - Конвенции модернизации российского образования на период до 2020 года. Образовательная деятельность школы регулируется нормативноправовыми актами федерального, регионального, муниципального уровня и локальными актами, разработанными школой в рамках своей компетентности. Нормативно-правовая база способствует обеспечению образовательного уровня подготовки обучающихся в соответствии с требованием государственного стандарта с учетом психофизических параметров личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью разработки данной программы является создание в МАОУ СШ № 2 г. Михайловска гуманной адаптированной среды для детей с задержкой психического развития с целью социально – персональной реабилитации и последующей интеграции их в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве. Задачи: 1. Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования. 2. Организация качественной коррекционной работы с учащимися с задержкой психического развития. 3. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса. 4. Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ. 5. Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ. 6. Совершенствование системы кадрового обеспечения. Анализ состояния здоровья детей, социального статуса семей обучающихся, психологического портрета педагогического коллектива, уровня квалификации специалистов школы позволил определить основные цели, задачи и направления образовательной деятельности. Успешность образовательной деятельности зависит от: • состояния здоровья обучающихся; • психологической и социальной защищенности детей; комфортных условий в классе, школе; • типа взаимодействия и общения взрослых и детей; • наличия коррекционно-развивающих программ, направленных на исправление недостатков психофизического и личностного развития детей; На предстоящий год ставим цель по созданию оптимальной коррекционноразвивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования, воспитания, коррекции недостатков развития, социализации выпускников. Образовательная программа учитывает региональные, местные условия и особенности самой школы. Адаптированная образовательная программа реализуется на следующем уровне общего образования: - основное общее образование - 5лет. • Раздел II. Концептуальные основы работы школы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В 2017-2018 учебном году в 5 - 9 обучаются 10 учащихся с ограниченными возможностями здоровья - это дети с задержкой психического развития. Дети были обследованы специалистами ПМПК, обучаются в обычных классах вместе с другими детьми. Продолжительность урока в в 5-9 классах- 40 минут, пятидневная учебная неделя. Учебный план основного общего образования - устанавливает пятилетний срок освоения государственных программ основного общего образования. Система обучения детей с нарушениями психического развития предусматривает проведение занятий по коррекции и исправлению недостатков развития, восполнению пробелов в знаниях. Цель занятий - индивидуальная коррекция пробелов общего развития учащихся, их предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала. Продолжительность дополнительных занятий с одним учеником (или группой) 15-25мин. Занятия с обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводят учителя, возможны консультации с логопедом и психологом На исправление недостатков развития, восполнение пробелов в знаниях в 5-9 классах предусмотрены индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных функций: «Индивидуально - коррекционные занятия по математике» (5-9 класс), «Индивидуально - коррекционные занятия по русскому языку» (5-9 класс), «Индивидуально - коррекционные занятия по физике» (8 класс). Индивидуально - коррекционные занятия включают общеразвивающие (тренировка памяти, внимания и др.), предметные (ликвидация пробелов в знаниях) и пропедевтические (подготовка детей к восприятию наиболее трудных тем программы) занятия. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся во второй половине дня, продолжительность занятий 15-25 минут. Кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ. В школе на 1 сентября 2017 года преподают 19 человек, работающие с данной категорией детей. В школе имеются специалисты: социальный педагог, учитель- логопед и педагог-психолог (по договору). Учащиеся обучаются в кабинетах, оборудованных компьютером с доступом к ресурсам Интернет, при необходимости пользуются библиотекой. Инфраструктура школы, материальная база достаточна для создания требуемых условий для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР). В школе имеется спортзал, мультимедийные кабинеты и кабинет информатики, кабинеты обслуживающего и технического труда, медиатека, столовая, сенсорная комната. Раздел III. Приоритетные направления, цель и задачи образовательного процесса. Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно: • социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья; • индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей; • реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни; • необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг. Таким образом, организация образования в школе строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования. В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива: • осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, • обеспечение непрерывности начального общего, основного общего образования; • создание условий для максимально эффективного развития (доразвития нарушенных функций) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными возможностями здоровья, для осознанного выбора им профессии, • реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности; • обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся; • создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся. Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков: • педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ; • психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы; • воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности; • внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни. Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных перед коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной выше цели. Ожидаемые конечные результаты Программы. Обеспечение базового уровня образования для обучающихся с ОВЗ: основное общее образование, представляющее собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для освоения общеобразовательной программы и выбора учащимся направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей; создать условия для самовыражения учащихся на учебных занятиях в школе. Выпускник основной школы – это социально адаптированный человек, соблюдающий нормы общественного поведения, владеющий коммуникативными навыками. Это профессионально – определившаяся личность с развитыми творческими способностями; личность, умеющая принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовать свои способности наиболее эффективными для себя и окружающих способами, ведущими к постоянному успеху, самореализации и самоактуализации. Результаты освоения программы основного общего образования Критерии Показатели • Уровень обученности в соответствии с требованием Когнитивный государственного образовательного стандарта. (познавательный) • Максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности. • Максимальное снижение имеющейся социальной Ценностный недостаточности. • Ориентация на активную жизненную позицию. • Приобретение необходимых знаний и навыков жизни в обществе. • Овладение навыками культуры поведения и общения как необходимыми условиями социализации. • Выработка положительных качеств в процессе Уровень воспитания и социализации. воспитанности • Сформированность правильной оценки окружающих и самих себя. • Сформированность нравственного отношения к окружающим. • Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и разных видах деятельности. • Охрана и укрепление психофизического здоровья Состояние обучающихся. здоровья • Снижение уровня тревожности. • Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Данные модели не только являются прообразом и желаемым результатом, это отправная точка планирования и важное звено в управлении реализацией образовательной программы. На основе моделей строится стратегическое и тактическое планирование, происходит регулирование и коррекция процессов, в целях достижения запланированных положительных результатов. Раздел IV. Подходы и организация образовательного пространства школы. 1. Организация психолого – педагогического сопровождения, социальной защиты детей в школе. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ возложена на классного руководителя и заместителя директора по учебновоспитательной работе и специалистов. В школе организована работа школьного психолого-педагогического консилиума (ШППк) с целью изучения личности, выявления возможностей ребенка с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. На каждого учащегося с ОВЗ заполняется индивидуальная карта учета динамики развития. Психологическое сопровождение образовательного процесса реализуется во время проведения коррекционной работы на уроках и внеурочное время. ШППк осуществляет сопровождение учащихся на протяжении всего периода обучения в школе, консультирование всех участников педагогического процесса. На ШППК возложена обязанность: • отслеживать уровень психического и психологического развития учащихся; • вести коррекцию познавательных процессов, личностного и эмоционально-волевого развития детей, • оказывать психологическую помощь учащимся, имеющим трудности в поведении и общении; • вести мониторинг уровня физического здоровья детей с последующими рекомендациями по снижению (в случае необходимости) объема домашних заданий, выбора форм занятий, перевода на индивидуальный учебный план. Все педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, ведут наблюдение за развитием, особенностями психических функций каждого ребенка, что позволяет всем педагогам изучить прошлый опыт и на нем строить коррекцию и проводить корригирующие мероприятия. В школе уделяется большое внимание профилактике правонарушений, осуществляется контроль посещаемости данными учащимися школьных занятий, организуются встречи с инспекторами ПДН. Разработан и внедряется в действие план по защите прав детей, предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике курения и алкоголизма, токсикомании и наркомании среди учащихся с ОВЗ в том числе. 2. Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса. Виды деятельности школьника: • индивидуальная и коллективная учебная деятельность, • проектная деятельность, ориентированная на получение социальнозначимого продукта, • социальная деятельность, • творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание, • спортивная деятельность. Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности • научиться самостоятельно планировать учебную работу, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности совместно с педагогом, • научиться осуществлять контроль и оценку собственного участия в разных видах деятельности, • выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности, • научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства, • научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними. Задачи, решаемые педагогами: • реализовать образовательную программу школы в разнообразных организационно-учебных формах, • подготовить учащихся к выбору профессии, • организовать систему социальной жизнедеятельности, • создать пространство для реализации подростков, проявления инициативных действий. • подготовить учащихся к сдаче ГВЭ по русскому языку и математике. 3. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы. Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей учащихся с ОВЗ. В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, учителя используют следующие педагогические технологии: Традиционные технологии: обязательные этапы на уроке: - проверка усвоения пройденного; - объяснение нового материала; - закрепление полученных знаний; - домашние задания Технологии активных форм и методов: виды уроков: - уроки - путешествия; - уроки-сказки; - игра по станциям; - путешествие и др. Технологии активных форм и методов: - игровые технологии; - проектная технология; - работа в парах и группах; Здоровьесберегающие технологии: - технология обеспечения двигательной активности (В.Ф.Базарного), - оздоровительные технологии С. Ковалько, З. Тюмясевой Авторские педагогические - технологии индивидуального и технологии: дифференцированного подхода - технологии личностноориентированного подхода И.С. Якиманской, - школа адаптирующей педагогики Ямбурга 4. Система аттестации учащихся В школе принята 5-бальная система оценивания обучающихся с ОВЗ. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиями образовательных программ и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутришкольного контроля. Ведущими формами промежуточной аттестации являются: • мониторинг знаний, умений и навыков по предметам; • административные контрольные работы; • мониторинг уровня развития учащихся. 5. Мониторинг образовательного процесса. Критерии и Показатели Периодич компоненты критериев ность образовательно контроля го мониторинга Качество Уровень освоения 1 раз в четверть образования образовательной программы (контрольные работы, проверка техники чтения) Динамика развития психических функций и эмоционально волевой сферы Состояние здоровья учащихся Объект изучения Ответственн ый ЗУН ОУУН Учитель Заместитель директора по УВР Состояние высших сентябрь нервных процессов (листы динамики развития) Психичес кие функции уч-ся ШППк, педагогпсихолог, учитель Физическое Сентябрь, развитие учащихся май Психосоматическое здоровье учащихся (медосмотр, листки здоровья и физического развития, данные о пропусках уроков по болезни, комфортность обучения, уровень адаптации к обучению в школе, уровень школьной тревожности). Учащиеся Медицинский работник Учитель физкультуры Заместитель директора по УВР Педагогпсихолог Сформированность интегративных качеств личности. Количество учащихся, состоящих на учете в ПДН. Выявление учащихся группы риска. Социальное Состав учащихся по положение уровню учащихся материального и морального благополучия (социальный паспорт класса). Степень Результаты участия социализации и учащихся школы в адаптации различных предметных конкурсах Уровень воспитанности учащихся Сентябрь, апрель Учащиеся Классный руководитель Заместитель директора по ВР 2 раза в год 1 раз в четверть Сентябрь Два раза в год 1 раз в год Учащиеся Классный руководитель Заместитель директора по ВР Классный руководитель Заместитель директора по ВР Раздел V . Контроль реализации образовательной программы в школе Контроль реализации образовательной программы основывается на системе управления Школой, исходит из необходимости постоянно осуществлять научно-педагогический поиск в выбранном направлении, корректировать программы обучения, воспитания и развития, осуществлять методическое сопровождение образовательного процесса. Система внутренней оценки качества образования включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в школе в целом. Цель внутренней оценки качества образования: обеспечить уровень преподавания и качества обучения, воспитания и развития учащихся соответствующие требованиям, предъявляемым к коррекционному образованию и позволяющие создать гуманную коррекционно-развивающую образовательную среду. Задачи: • осуществлять контроль за достижением учащегося уровня обученности в соответствии с требованиями образовательных программ; • осуществлять контроль за обеспечением содержания образования в соответствии с требованиями образовательных программ; • осуществлять контроль за выполнением программ ; • предъявлять требования к преподаванию, соответствующего программе развития целостной образовательной среды; осуществлять контроль за качеством преподавания, методическим уровнем и повышением квалификации педагогов; • осуществлять контроль за организацией преемственности в преподавании и обучении между уровнями НОО и ООО; • осуществлять контроль за соблюдением санитарно – гигиенических требований к образовательному процессу. Реализация мероприятий по осуществлению внутренней оценки качества образования позволяет иметь данные о реальном состоянии образовательного пространства школы. Проводимый в ее рамках мониторинг включает в себя проверку, оценку и сопоставление количественных и качественных результатов обученности, воспитанности и развитии учащихся, эффективности коррекционной работы, роста профессионального мастерства учителей. Мониторинг проводится как по промежуточным, так и по конечным результатам. Такой подход позволяет своевременно корректировать темпы прохождения программ, содержание образования, выбор форм, средств и методов обучения. Главным итогом внутренней оценки качества образования будет достижение всеми учащимися уровня обученности, соответствующего его психофизическим возможностям. Контроль осуществляется по традиционным направлениям: 1. Контроль за качеством преподавания. • выполнение учебных программ; • эффективность урока; • методический уровень учитель, рост профессионального мастерства; • обеспеченность учебным и дидактическим материалом; • индивидуальная работа с детьми; • выполнение санитарно – гигиенических требований. 2. Контроль за качеством обучения. • уровень УУД и знаний, умений и навыков учащихся; • достижение требований ФГОС и государственных образовательных стандартов; • навыки самостоятельного познания учащихся; • готовность к освоению содержания образования по предметам. 3. Контроль за ведением школьной документации. • ведение школьных журналов; • ведение дневников; • ведение тетрадей; • оформление личных дел учащихся. План внутренней оценки качества образования согласуется с приоритетными направлениями работы Школы. Формирование плана внутренней оценки качества образования производится на основе анализа данных диагностических срезов знаний, мониторинга образовательной деятельности школы. •