Рабочая программа по предмету Астрономия ФГОС СОО (1)

Рабочая программа
учебного предмета « Астрономия »
(11 класс )

Составитель :
Косолапова А.А.
1 кв. категория.

2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
11 класс
Рабочая программа предмета «Астрономия» обязательной предметной области «Естественно научные предметы» для основного общего образования. При составлении рабочей программы
использовались следующие нормативные документы:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №
273-Ф3 ( с изменениями вступившими в силу 01.01.15)
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 12.2010 года № 1897 «О введении ФГОС
ООО»
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования»; приказов Министерства образования и науки РФ «О
внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденных
приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253,
от 08.06.2015г. № 576; от 14.08.2015 г. № 825; от 28.12.2015 г. № 1529; от 26.01.2016 г. № 38;
от 21.04. 2016 г. № 459
4. Приказ об утверждении СанПина 2. 4. 2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»:
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29
декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ от 3 марта 2011 г.
5. Учебный план МАОУСШ №2 г. Михайловска на 2020-2021 учебный год;
6. Положение о рабочей программе в МАОУ СШ №2 г. Михайловска ( Приказ № 1 от 31.08.21)
Цели и задачи изучения предмета
В настоящее время важнейшими задачами и целями астрономии являются
формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в
безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех
космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Цели, на достижение которых направлено изучение астрономии в школе, определены
исходя из целей общего образования, сформулированных в Федеральном государственном
стандарте общего образования и конкретизированы в основной образовательной программе
основного общего образования Школы.
Изучение астрономии направлено на достижение следующих целей:
- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов
природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и
эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее
важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел
принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам,
навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида
звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни;
- формирование научного мировоззрения;

- формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физикоматематических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере
достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Принципы и подходы к формированию программы
При составлении рабочей программы
соблюдено наличие содержания предметных
тем образовательного стандарта, последовательность изучения разделов астрономии с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логика учебного процесса. Учтены возрастные
особенности учащихся. Определён минимальный набор демонстрационных опытов,
лабораторных работ.
Общая характеристика учебного предмета
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая
физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с
современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует
формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами
астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов,
действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции
нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины
мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших
сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего
места в ней.

Врезультатеизученияучебногопредмета«Астрономия»науровнесреднегообщегообразовани
я:
Выпускникнабазовомуровненаучится:
Знатьи понимать:
• смыслпонятий:геоцентрическаяигелиоцентрическаясистема,видимаязвезднаявеличина,
созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит,метеороид,
планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное
ипоясноевремя,внесолнечнаяпланета(экзопланета),спектральнаяклассификациязвезд,параллакс,
реликтовоеизлучение,Большой Взрыв,черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица,
звезднаявеличина;
• смыслфизическогозаконаХаббла;
• основныеэтапыосвоениякосмическогопространства;
• гипотезыпроисхожденияСолнечнойсистемы;
• основныехарактеристики истроениеСолнца,солнечнойатмосферы;
• размерыГалактики,положениеипериодобращенияСолнцаотносительноцентраГалактик
и;
уметь:
• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования
методовисследованийвастрономии,различныхдиапазоновэлектромагнитныхизлученийдляполуч
ения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации спомощью
космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности наЗемлю;
• описыватьиобъяснять:различиякалендарей,условиянаступлениясолнечныхилунных
затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов
иотливов;принципдействияоптическоготелескопа,взаимосвязьфизикохимическиххарактеристикзвездсиспользованиемдиаграммы"цветсветимость",физическиепричины,определяющиеравновесиезвезд,источникэнергиизвездипроисх

ождениехимическихэлементов,красноесмещениеспомощьюэффекта Доплера;
• характеризоватьособенностиметодовпознанияастрономии,основныеэлементыисвойства
планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеровнебесных
тел, возможныепутиэволюциизвезд различноймассы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе:
БольшаяМедведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие
звезды, в томчисле:Полярнаязвезда, Арктур,Вега,Капелла,Сириус,Бетельгейзе;
• использоватькомпьютерныеприложениядляопределенияположенияСолнца,Луныизвез
д налюбую датуи время суток для данногонаселенного пункта;
• использоватьприобретенныезнанияиумениявпрактическойдеятельностииповседневно
йжизни для:
• понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых
лежатзнанияпо астрономии,отделениеееот лженаук;
• оцениванияинформации,содержащейсявсообщенияхСМИ,Интернете,научно-популярных
статьях.
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯКУРСА
Личностнымирезультатамиявляются:
• всфереотношенийобучающихсяксебе,ксвоемуздоровью,кпознаниюсебя
— ориентациянадостижениеличногосчастья,реализациюпозитивныхжизненныхперспекти
в,инициативность,креативность,готовностьиспособностькличностномусамоопределению,способ
ностьставитьцелиистроитьжизненныепланы;готовностьиспособность обеспечить себе и своим
близким достойную жизнь в процессе самостоятельной,творческой и ответственной
деятельности,
к
отстаиванию
личного
достоинства,
собственногомнения,вырабатыватьсобственнуюпозициюпоотношениюкобщественнополитическим

событиямпрошлогоинастоящегонаосновеосознанияиосмысленияистории,духовныхценностей и
достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии
собщечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и
реализациюценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и
компетентноеотношениек собственномуфизическомуи психологическомуздоровью;
• всфереотношенийобучающихсякРоссиикаккРодине(Отечеству)
— российскаяидентичность,способностькосознаниюроссийскойидентичностивполикульт
урном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российскогонарода и
судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение ксвоему
народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину,прошлоеинастоящеемногонациональногонародаРоссии,уважениегосударственныхсимво
лов
(герб,
флаг,
гимн);
формирование
уважения
к
русскому языку как
государственномуязыкуРоссийскойФедерации,являющемусяосновойроссийскойидентичностии
главнымфакторомнациональногосамоопределения;воспитаниеуваженияккультуре,языкам,тради
циями обычаямнародов, проживающихвРоссийской Федерации;
• всфереотношенийобучающихсякзакону,государствуигражданскомуобществу
— гражданственность,гражданскаяпозицияактивногоиответственногочленароссийского
общества,
осознающего
свои
конституционные
права
и
обязанности,
уважающегозакониправопорядок,осознаннопринимающеготрадиционныенациональныеиобщеч
еловеческиегуманистическиеидемократическиеценности,готовогокучастиювобщественной
жизни;признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которыепринадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свободбез нарушения
прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободычеловека и
гражданина
согласно
общепризнанным
принципам
и
нормам
международного
праваивсоответствиисКонституциейРоссийскойФедерации,правоваяиполитическаяграмотность;
мировоззрение,соответствующеесовременномууровнюразвитиянаукииобщественнойпрактики,о
снованноенадиалогекультур,атакжеразличныхформобщественногосознания,осознаниесвоегоме
ставполикультурноммире;интериоризацияценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированиюотношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивномуучастию в принятии решений, затрагивающих
права и интересы, в том числе в различныхформах общественной самоорганизации,
самоуправления,
общественно
значимой
деятельности;приверженностьидеяминтернационализма,дружбы,равенства,взаимопомощинарод
ов;воспитаниеуважительногоотношениякнациональномудостоинствулюдей,ихчувствам,религио
знымубеждениям;готовностьобучающихсяпротивостоятьидеологииэкстремизма,национализма,
ксенофобии,коррупции,дискриминациипосоциальным,религиозным,расовым,национальнымпри
знакамидругим негативнымсоциальнымявлениям;
• всфереотношенийобучающихсясокружающимилюдьми
— нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей,толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности
вестидиалогсдругимилюдьми,достигатьвнемвзаимопонимания,находитьобщиецелиисотруднича
тьдляихдостижения;принятиегуманистическихценностей,осознанное,уважительноеидоброжела
тельноеотношениекдругомучеловеку,егомнению,мировоззрению;способностьксопереживаниюи
формированиепозитивногоотношенияклюдям, в том числе к лицам с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидам; бережное,ответственное и компетентное отношение к
физическому
и
психологическому
здоровью
другихлюдей,умениеоказыватьпервуюпомощь;формированиевыраженнойвповедениинравствен
ной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственногосознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств(чести,
долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), компетенций сотрудничества
сосверстниками,детьмимладшеговозраста,взрослымивобразовательной,общественнополезной,у
чебно-исследовательской,проектнойидругихвидахдеятельности;
• всфереотношенийобучающихсякокружающемумиру,кживойприроде,художественнойк
ультуре

— мировоззрение,
соответствующее современному уровню развития
науки,
значимостьнауки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией опередовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность внаучных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и
способность
к
образованию,
втомчислесамообразованию,напротяжениивсейжизни;сознательноеотношениекнепрерывномуо
бразованиюкакусловиюуспешнойпрофессиональнойиобщественнойдеятельности;экологическая
культура,бережноеотношениекроднойземле,природнымбогатствамРоссииимира,пониманиевлия
ниясоциально-экономическихпроцессовнасостояние природной и социальной среды,
ответственности
за
состояние
природных
ресурсов,уменийинавыковразумногоприродопользования,нетерпимогоотношениякдействиям,пр
иносящимвредэкологии;приобретениеопытаэкологонаправленнойдеятельности;эстетическоеотн
ошениекмиру,готовностькэстетическомуобустройствусобственногобыта;
• всфереотношенийобучающихсяктруду,всфересоциально-экономическихотношений
— уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности;
осознанныйвыборбудущейпрофессиикакпутьиспособреализациисобственныхжизненныхпланов;
готовностьобучающихсяктрудовойпрофессиональнойдеятельностикакквозможностиучастиявре
шенииличных,общественных,государственных,общенациональныхпроблем;потребностьтрудит
ься,уважениектрудуилюдямтруда,трудовымдостижениям,добросовестное,ответственноеитворче
скоеотношениекразнымвидамтрудовойдеятельности, готовность к самообслуживанию, включая
обучение и выполнение домашнихобязанностей.
Метапредметныерезультатыобученияастрономиивсреднейшколепредставленытремягруп
памиуниверсальныхучебныхдействий.
Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия
Выпускникнаучится:
• самостоятельноопределятьцели,ставитьиформулироватьсобственныезадачивобразовате
льнойдеятельностии жизненных ситуациях;
• оцениватьресурсы,втомчислевремяидругиенематериальныересурсы,необходимыедлядос
тиженияпоставленной ранеецели;
• сопоставлятьимеющиесявозможностиинеобходимыедлядостиженияцелиресурсы;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достиженияпоставленнойцели;
• определятьнесколькопутейдостиженияпоставленнойцели;
• выбиратьоптимальныйпутьдостиженияцели,учитываяэффективностьрасходованияресурс
ови основываясь насоображенияхэтики и морали;
• задаватьпараметрыикритерии,покоторымможноопределить,чтоцельдостигнута;
• сопоставлятьполученныйрезультатдеятельностиспоставленнойзаранеецелью;
• оцениватьпоследствиядостиженияпоставленнойцеливучебнойдеятельности,собственно
йжизнии жизниокружающихлюдей.
Познавательныеуниверсальныеучебныедействия
Выпускникнаучится:
• критическиоцениватьиинтерпретироватьинформациюсразныхпозиций;
• распознаватьификсироватьпротиворечиявинформационныхисточниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для
представлениявыявленных винформационныхисточникахпротиворечий;
• осуществлятьразвернутыйинформационныйпоискиставитьнаегоосновеновые(учебныеи
познавательные) задачи;
• искатьинаходитьобобщенныеспособырешениязадач;
• приводитькритические аргументыкакв
отношениисобственногосуждения,такивотношении
действийисужденийдругого;
• анализироватьипреобразовыватьпроблемно-противоречивыеситуации;
• выходитьзарамкиучебногопредметаиосуществлятьцеленаправленныйпоисквозможност
и

широкогопереносасредстви способовдействия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
состороны
других участниковиресурсныеограничения;
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником
иучителем;формулироватьобразовательныйзапросивыполнятьконсультативныефункциисамосто
ятельно;ставитьпроблемуиработатьнадеерешением;управлятьсовместнойпознавательнойдеятел
ьностьюи подчиняться).
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия
Выпускникнаучится:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(каквнутри образовательной организации, такизаеепределами);
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
проектнойкомандывразныхролях
(генераторомидей,критиком,исполнителем,презентующимит.д.);
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных(устныхи письменных)языковыхсредств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активнойфазы;
• координироватьивыполнятьработувусловияхвиртуальноговзаимодействия(илисочетания
реального и виртуального);
• согласовыватьпозициичленовкомандывпроцессеработынадобщимпродуктом/решением
;
• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как
передзнакомой,так и перед незнакомой аудиторией;
• подбиратьпартнеровдляделовойкоммуникации,исходяизсоображенийрезультативности
взаимодействия, анеличныхсимпатий;
• восприниматькритическиезамечаниякакресурссобственногоразвития;
• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в
адресдругихлюдейврамкахделовойиобразовательнойкоммуникации,избегаяприэтомличностных
оценочных суждений.
Предметныерезультатыизученияастрономиивсреднейшколепредставленыпотемам.
Астрономия, ее значение и связь с другими
наукамиПредметныерезультатыосвоениятемыпозвол
яют:
— воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой
иматематикой;
— использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа
работытелескопа.
Практическиеосновыастрономии
Предметныерезультатыизученияданнойтемыпозволяют:
— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и
кульминациязвездиСолнца,эклиптика, местное,поясное, летнееи зимнеевремя);
— объяснятьнеобходимостьвведениявисокосныхлетиновогокалендарногостиля;
— объяснятьнаблюдаемыеневооруженнымглазомдвижениязвездиСолнцанаразличныхгео
графическихширотах,движениеифазыЛуны,причинызатменийЛуныиСолнца;
— применятьзвезднуюкартудляпоискананебеопределенныхсозвездийизвезд.
СтроениеСолнечнойсистемы
Предметныерезультатыосвоенияданнойтемыпозволяют:
— воспроизводить
исторические
сведения
о
становлении
и
развитии
гелиоцентрическойсистемымира;
— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет,
синодическийисидерическийпериодыобращенияпланет,горизонтальныйпараллакс,угловыеразм
ерыобъекта,астрономическая единица);

— вычислятьрасстояниедопланетпогоризонтальномупараллаксу,аихразмеры—
поугловымразмерами расстоянию;
— формулироватьзаконыКеплера,определятьмассыпланетнаосноветретьего(уточненного
)законаКеплера;
— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил
тяготенияпоорбитамсразличнымэксцентриситетом;
— объяснятьпричинывозникновенияприливовнаЗемлеивозмущенийвдвижениителСолнеч
нойсистемы;
— характеризоватьособенностидвиженияиманевровкосмическихаппаратовдляисследован
иятел Солнечной системы.
ПриродателСолнечнойсистемы
Предметныерезультатыизучениятемыпозволяют:
— формулироватьиобосновыватьосновныеположениясовременнойгипотезыоформирован
иивсехтелСолнечной системыизединогогазопылевогооблака;
— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники,
планетыземнойгруппы,планеты-гиганты,кольцапланет,малыетела,астероиды,планетыкарлики,кометы,метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
— описыватьприродуЛуныиобъяснятьпричиныееотличияотЗемли;
— перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять
причиныихвозникновения;
— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности
исоставуатмосфер,указывать следыэволюционныхизмененийприродыэтихпланет;
— объяснятьмеханизмпарниковогоэффектаиегозначениедляформированияисохраненияун
икальнойприроды Земли;
— описыватьхарактерныеособенностиприродыпланет-гигантов,ихспутниковиколец;
— характеризоватьприродумалыхтелСолнечнойсистемыиобъяснятьпричиныихзначитель
ныхразличий;
— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят
придвижениител, влетающихватмосферупланетыскосмическойскоростью;
— описыватьпоследствияпадениянаЗемлюкрупныхметеоритов;
— объяснятьсущностьастероиднокометнойопасности,возможностииспособыеепредотвращения.
Солнцеизвезды
Предметныерезультатыосвоениятемыпозволяют:
— определятьиразличатьпонятия(звезда,модельзвезды,светимость,парсек,световой
год);
— характеризоватьфизическоесостояниевеществаСолнцаизвездиисточникиих
энергии;
— описыватьвнутреннеестроениеСолнцаиспособыпередачиэнергииизцентракповерхност
и;
— объяснятьмеханизмвозникновениянаСолнцегрануляцииипятен;
— описыватьнаблюдаемыепроявлениясолнечнойактивностииихвлияниенаЗемлю;
— вычислятьрасстояниедозвездпогодичномупараллаксу;
— называтьосновныеотличительныеособенностизвездразличныхпоследовательностейнад
иаграмме«спектр— светимость»;
— сравниватьмоделиразличных типовзвездсмодельюСолнца;
— объяснятьпричиныизменениясветимостипеременныхзвезд;
— описыватьмеханизмвспышекновыхисверхновых;
— оцениватьвремясуществованиязвездвзависимостиотихмассы;
— описыватьэтапыформированияиэволюциизвезды;
— характеризоватьфизическиеособенностиобъектов,возникающихнаконечнойстадииэвол
юциизвезд: белыхкарликов, нейтронных звездичерныхдыр.
СтроениеиэволюцияВселенной
Предметныерезультатыизучениятемыпозволяют:

— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой
взрыв,реликтовоеизлучение);
— характеризоватьосновныепараметрыГалактики(размеры,состав,структураикинематика
);
— определятьрасстояниедозвездныхскопленийигалактикпоцефеидамнаосновезависимост
и«период— светимость»;
— распознаватьтипыгалактик(спиральные,эллиптические,неправильные);
— сравниватьвыводыА.ЭйнштейнаиА.А.ФридманаотносительномоделиВселенной;
— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений
«красногосмещения»вспектрахгалактик;
— формулироватьзаконХаббла;
— определятьрасстояниедогалактикнаосновезаконаХаббла;посветимостисверхновых;
— оцениватьвозрастВселеннойнаосновепостояннойХаббла;
— интерпретироватьобнаружениереликтовогоизлучениякаксвидетельствовпользугипотез
ыгорячей Вселенной;
— классифицироватьосновныепериодыэволюцииВселеннойсмоментаначалаеерасширени
я— Большого взрыва;
— интерпретироватьсовременныеданныеобускорениирасширенияВселеннойкакрезультат
а действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой ещенеизвестна.
Жизнь
и
разум
во
ВселеннойПредметныерезультатып
озволяют:
— систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии
проблемысуществованияжизни во Вселенной.
Содержание
рабочей
программы
учебного
предмета
«Астрономия»Предмет астрономии
Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на
Вселенную.Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в
астрономии.Практическоеприменениеастрономическихисследований.Историяразвитияотечеств
еннойкосмонавтики.ПервыйискусственныйспутникЗемли,полетЮ.А.Гагарина.Достижениясовр
еменнойкосмонавтики.
Основыпрактическойастрономии
Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная
карта,созвездия,использованиекомпьютерныхприложенийдляотображениязвездногонеба.Видим
аязвезднаявеличина.Суточноедвижениесветил.связьвидимогорасположенияобъектов на небе и
географических
координат
наблюдателя.
Движение
Земли
вокруг
Солнца.Видимоедвижениеифазы Луны.Солнечныеилунныезатмения.Времяикалендарь.
Законыдвижениянебесныхтел
Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости
планет.Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная
механика.ЗаконыКеплера.Определениемасснебесных тел. Движениеискусственныхнебесных
тел.
Солнечнаясистема
Происхождение
Солнечнойсистемы.
Система
ЗемляЛуна.
Планетыземнойгруппы.Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной
системы. Астероиднаяопасность.
Методыастрономическихисследований
Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как
источникинформацииоприродеисвойствахнебесныхтел.Наземныеикосмическиетелескопы,прин
цип
ихработы.
Космические
аппараты.Спектральный
анализ.
Эффект
Доплера.Законсмещениявина. Закон Стефана-Больцмана.
Звезды
Звезды:основныефизико-химическиехарактеристикииихвзаимнаясвязь.Разнообразие

звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд,
параллакс.Двойныеикратныезвезды.Внесолнечныепланеты.Проблемасуществованияжизнивовсе
ленной.Внутреннеестроениеиисточникиэнергиизвезд.Происхождениехимическихэлементов.
Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ееэтапы
иконечные
стадии.Строение
Солнца,
солнечнойатмосферы.
Проявления
солнечнойактивности:пятна,вспышки,протуберанцы.Периодичностьсолнечнойактивности.Роль
магнитныхполей насолнце.Солнечно-земныесвязи.
НашаГалактика -Млечный Путь
Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль.
ВращениеГалактики.Темная материя.
Галактики.СтроениеиэволюцияВселенной
Открытиедругихгалактик.Многообразиегалактикиихосновныехарактеристики.Сверхмасси
вные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красноесмещение.
Закон Хаббла. Эволюция вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темнаяэнергия.
Тематическое планирование «Астрономия». 10
класс.(35часов)
№
п/
п
1

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема
раздела/Темаурока
Предметастрономии.2часа
Рольастрономиивразвитиицивилизации.Эволюциявзглядовчел
овекана
Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая
системы. Особенностиметодовпознаниявастрономии.
Практическое применение астрономических исследований.
История развитияотечественной космонавтики. Первый
искусственный спутник Земли, полет
Ю.А.Гагарина.Достижениясовременной космонавтики.
Основыпрактическойастрон
омии.5часов
Небеснаясфера.Особыеточкинебеснойсферы.
Небесныекоординаты.
Звезднаякарта,созвездия,использованиекомпьютерныхприложе
нийдля
отображениязвездногонеба.Видимаязвезднаявеличина.
Суточноедвижениесветил.Связьвидимогорасположенияобъект
овнанебеи
географическихкоординатнаблюдателя.
ДвижениеЗемливокругСолнца.ВидимоедвижениеифазыЛуны.
Солнечныеилунныезатмения.Времяикалендарь.
Законыдвижениянебесныхте
л.5часов
СтруктураимасштабыСолнечнойсистемы.Конфигурацияиуслов
иявидимости
планет.
Методыопределениярасстояний дотел Солнечнойсистемыи
ихразмеров
Небеснаямеханика.Законыкеплера.Определениемасснебесныхт
ел.
Решениезадачна законыКеплера.
Движениеискусственныхнебесныхтел.
Солнечнаясистема.6часов
ПроисхождениеСолнечнойсистемы.
СистемаЗемля-Луна.
Планетыземнойгруппы.
Планеты-гиганты.
Спутникиикольцапланет.

Колвоча
сов

Воспитател
ьный
потенциал
урока

1

1

1

День грамотности

1

Проведение
открытых уроков

1
1
1
День безопасности
1

Проведение
открытых уроков

1
1
1
1
1
1
1
1
1

День здоровья
Проведение
открытых уроков

18 МалыетелаСолнечнойсистемы.АСТЕРОИДНАЯОПАСНОСТЬ.
Методыастрономическихисс
ледований.4часа
19 Электромагнитноеизлучение,космическиелучииГРАВИТАЦИ
ОННЫЕ
ВОЛНЫкакисточникинформацииоприродеисвойствахнебесны
хтел.
20 Наземныеикосмическиетелескопы,принципихработы.
21 Космическиеаппараты.
22 Спектральныйанализ.ЭффектДоплера.Законсмещениявина.Зак
онСтефана-

1
1

День
профориентации
День науки

1
1
1

Больцмана.
23

24
25
26

27
28

29
30
31
32

33
34
35

Звезды.6часов
СтроениеСолнца,солнечнойатмосферы.Проявлениясолнечн
ойактивности:
пятна,вспышки,протуберанцы.Периодичностьсолнечнойакт
ивности.
Рольмагнитныхполейнасолнце.Солнечно-земныесвязи.
Звезды:основныефизикохимическиехарактеристикииихвзаимнаясвязь.
Разнообразиезвездныххарактеристикиихзакономерности.
Определениерасстояниядозвезд,параллакс.Двойныеикратн
ыезвёзды.
Внесолнечныепланеты.проблемасуществованияжизнивовсе
ленной.
Внутреннеестроениеиисточникиэнергиизвезд.Происхожден
иехимических
элементов.
Переменныеивспыхивающиезвёзды.Коричневыекарлики.Э
волюциязвезд,ее
этапыиконечныестадии.
НашаГалактикаМлечныйПуть.3часа
СоставиструктураГалактики.
Звездныескопления.Межзвездныйгазипыль.
ВращениеГалактики.Темнаяматерия.
Галактики.Строениеиэволю
цияВселенной. 4 часа
Открытиедругихгалактик.Многообразиегалактикиихосновн
ые
характеристики.Сверхмассивныечерныедырыиактивностьг
алактик.
Представлениеокосмологии.Красноесмещение.ЗаконХаббл
а.
Итоговаяконтрольнаяработа
Эволюциявселенной.Большойвзрыв.Реликтовоеизлучение.
Темнаяэнергия

1
День экологии
1
1

Проведение
открытых уроков

1

День
детей

1

Проведение
открытых уроков

1

защиты

День
космонавтики

1
1
1
1

1
1
1

Проведение
открытых уроков

Критерии оценивания обучающихся
«5» учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых
явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование
основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение астрономических
величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и
графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами,
умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может
установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу астрономии,
а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
«4» ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан
без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой
ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом,
усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не
более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью
учителя.
«3» учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и
закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса
астрономии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет
применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых
формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых
формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной
грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой
ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.
«2» учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с
требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для
оценки «3». «1» ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК
Тип ошибки
Параметр Грубые ошибки Незнание определений основных понятий, законов, правил,
основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения
астрономических величии, единиц их измерения. Неумение выделять в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений;
неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее
решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе;
ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное
истолкование решения. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести
опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
Негруб ые ошибки Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий,
вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки,
вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений. Ошибки в
условных обозначениях на принципиальных схемах; неточности чертежей, графиков,
схем. Пропуск или неточное написание наименований единиц астрономических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочет ы Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы
вычислений, преобразований и решений задач. Арифметические ошибки в вычислениях,
если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата. Отдельные

погрешности в формулировке вопроса или ответа. Небрежное выполнение записей,
чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Оценка умений решать расчетные задачи
Оценка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена
рациональным способом.
Оценка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но
задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных
ошибок.
Оценка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена
существенная ошибка в математических расчетах.
Оценка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной
ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при
допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной
негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для
оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка практических работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты
проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и
выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и
аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления,
правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с
требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки
и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем
выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если
в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем
выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения
проводились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил
безопасного труда.

Перечень учебно-методического и материально - технического обеспечения
при изучении курса астрономии
Литература для учителя
1. Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страут. Учебник «Астрономия. Базовый уровень.
11 класс»
2. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : рабочая программа к УМК Б. А. ВоронцоваВельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа,
2017. — 39 с
3. Кунаш, М. А. Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б. А.
Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» /
М. А. Кунаш. — М. : Дрофа, 2018. — 217, [7] c.
4.Иванов В. В., Кривов А. В., Денисенко П. А. Парадоксальная Вселенная. 175 задач по
астрономии. — СПб.: 1997.
5.Пшеничнер Б. Г., Войнов С. С. Внеурочная работа по астрономии: кн. для учителя. —
М.: Просвеще-ние, 1989.
6. Сурдин В. Г. Астрономические олимпиады: Задачи с решениями. — М.: МГУ, 1995.
7. Шевченко М. Ю., Угольников О. С. Школьный астрономический календарь на 2016/17
учеб.год. — Вып. 67: пособие для любителей астрономии. — М.: ОАО «Планетарий»,
2016.
8. Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. — М.: Наука, 1984.
9. Касьянов В. А. Физика. Углубленный уровень. 11 класс. — М.: Дрофа, 2016.
Литература для учащихся
1. Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страут. Учебник «Астрономия. Базовый уровень.
11 класс»
2. Белонучкин В. Е. Кеплер, Ньютон и все-все- все… — Вып. 78. — М.: Изд-во «Наука».
Главная редакция физико-математической литературы, 1990. — (Квант). Галактики / ред.сост. В. Г. Сурдин. — М.: Физ-матлит, 2013.
3. Гамов Г. Приключения мистера Томпкинса. — Вып. 85. — М.: Бюро Квантум, 1993. —
(Квант). Горелик Г. Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой
гравитации. — Вып. 127. При-ложение к журналу «Квант», № 3. — М.: Изд-во МЦНМО,
2013. — (Квант).
4. Дубкова С. И. Истории астрономии. — М.: Белый город, 2002. Максимачев Б. А.,
Комаров В. Н. В звездных ла-биринтах: Ориентирование по небу. — М.: Наука, 1978.
5. Сурдин В. Г. Галактики. — М.: Физматлит, 2013. Сурдин В. Г. Разведка далеких планет.
— М.: Физ-матлит, 2013. Хокинг С. Краткая история времени. — СПб.: Ам- фора, 2001.
6. Хокинг С. Мир в ореховой скорлупе. — СПб.: Ам- фора, 2002.
Интернет-ресурсы
Дополнительные материалы к учебнику https://drofa-ventana.ru/material/dopolnitelnyematerialy-k-uchebniku-b-a-vorontsova-velyaminova-e-k-str/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».