Рабочая программа по обществознанию уровня основного общего образования Составитель: Шевкунова Н.Р., учитель истории и обществознания, высшая кв. категория Содержание 1. Нормативные акты и учебно-методические документы 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание» 3. Содержание учебного предмета «Обществознание» 4. Тематическое планирование 6 класс 5. Тематическое планирование 7 класс 6. Тематическое планирование 8 класс 7. Тематическое планирование 9 класс 8. Критерии оценки качества устного ответа 9. Критерии оценки качества письменного ответа 10. Критерии оценки исследовательской работы 11. Критерии оценки тематических и итоговых тестов с. 3 4 7 10 11 14 15 16 16 17 17 2 Нормативные акты и учебно-методические документы - Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях и санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189); - Примерная программа воспитания, утвержденная 02.06.2020 №2/20 на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования, Приказом Минпросвещения России, 2020, №172. «О внесении изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»; - Учебный план МАОУ СШ № 2 г. Михайловска на 2016-2017 учебный год; - Положение о рабочей программе МАОУ СШ № 2 г. Михайловска. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2013. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс. – М.: Просвещение, 2013. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь 6 класс. – М.: Просвещение, 2013. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2017. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2018. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов и др.]. – М.: Просвещение, 2019. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. 3 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание» Личностные результаты: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; - осознание своей этнической и национальной принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; - усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; - воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные воз4 можности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - смысловое чтение; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Предметные результаты: - формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; - понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; - приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; - формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; - освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; - развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Личностные УУД: осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества; применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное от ношение к процессу познания; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности; проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий; проявляют доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость; осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; выражают граж5 данскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Регулятивные УУД: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия; ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль. Коммуникативные УУД: принимают другое мнение и позицию, допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, принимают позицию партнера; взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; планируют цели и способы взаимодействии, согласовывают действия с партнером; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных (задают вопросы, формулируют свои затруднения) и познавательных задач; аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач; самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы; выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами; ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; используют общие приемы решения поставленных задач; выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Основные образовательные технологии: При реализации рабочей программы предусматривается применение следующих технологий обучения: • личностно-ориентированные технологии, • проблемное обучение, • технологии уровневой дифференциации, • здоровьесберегающие технологии, • ИКТ, • игровые технологии. 6 Содержание учебного предмета «Обществознание» Человек. Деятельность человека Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Общество Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития. Социальные нормы Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни. Сфера духовной культуры Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. Социальная сфера жизни общества Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства. Политическая сфера жизни общества Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. 7 Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Гражданин и государство Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Основы российского законодательства Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Экономика Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция. 8 Модуль «Школьный урок» в соответствии с Рабочей программой воспитания (РПВ) Одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы МАОУ СШ № 2 г. Михайловска организация школьного урока. Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующую деятельность. Виды и формы деятельности: - установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; - реализации воспитательных возможностей содержания учебного предмета. 9 Тематическое планирование 6 класс Тема Раздел I. Человек. Деятельность человека Тема 1. Человек в социальном измерении Тема 2. Человек среди людей Раздел II. Социальные нормы Тема 3. Нравственные основы жизни Повторение и проверка знаний по курсу «Обществознание» Итого: КолВоспитательный потенциал урока во часов 23 Этическое воспитание Патриотическое воспитание. Гражданское воспитание. Экологическое воспитание. Воспитание здорового образа жизни. Связь теории с практикой. Воспитательный процесс накопления информационных технологий. Месячник безопасности и гражданской защиты детей. Месячник правового воспитания и профилактики правонарушений. День грамотности. День Здоровья. День профориентации 13 10 11 Этическое воспитание Патриотическое воспитание. Гражданское воспитание. Экологическое воспитание. Воспитание здорового образа жизни. Связь теории с практикой. Воспитательный процесс накопления информационных технологий. День района «Край родной, навек любимый!» Единый день профилактики. День защиты детей. 11 1 35 10 Тематическое планирование 7 класс Тема Раздел I. Социальная сфера жизни общества Тема 1. Социальная структура общества Раздел II. Гражданин и государство КолВоспитательный потенциал урока во часов Этическое воспитание 4 Патриотическое воспитание. Гражданское воспитание. Экологическое воспитание. Воспитание здорового образа жизни. Связь теории с практикой. Воспитательный процесс накопления информационных технологий. Месячник безопасности и гражданской защиты детей. Месячник правового воспитания и профилактики правонарушений. День грамотности. День Здоровья. 4 8 Тема 2. Наше государство – Российская Федерация Раздел III. Основы российского законодательства 8 Тема 3. Человек и закон Раздел IV. Экономика 6 6 16 Этическое воспитание Патриотическое воспитание. Гражданское воспитание. Экологическое воспитание. Воспитание здорового образа жизни. Связь теории с практикой. Воспитательный процесс накопления информационных технологий. Этическое воспитание Патриотическое воспитание. Гражданское воспитание. Экологическое воспитание. Воспитание здорового образа жизни. Связь теории с практикой. Воспитательный процесс накопления информационных технологий. День профориентации Этическое воспитание Патриотическое воспитание. Гражданское воспитание. Экологическое воспитание. Воспитание здорового образа жизни. Связь теории с практикой. Воспитательный процесс накопления информацион11 ных технологий. Единый день профилактики. День защиты детей. Тема 4. Человек в экономических отношениях Повторение и проверка знаний по курсу «Обществознание» Итого: 16 1 35 12 Тематическое планирование 8 класс Тема Раздел I. Человек. Деятельность человека. Общество Тема 1. Личность и общество Раздел II. Социальные нормы. Сфера духовной культуры КолВоспитательный потенциал урока во часов Этическое воспитание 6 Патриотическое воспитание. Гражданское воспитание. Экологическое воспитание. Воспитание здорового образа жизни. Связь теории с практикой. Воспитательный процесс накопления информационных технологий. День грамотности. 6 8 Тема 2. Сфера духовной культуры Раздел III. Социальная сфера жизни общества. Социальные нормы 8 Тема 3. Социальная сфера Раздел IV. Экономика 6 6 14 Этическое воспитание Патриотическое воспитание. Гражданское воспитание. Экологическое воспитание. Воспитание здорового образа жизни. Связь теории с практикой. Воспитательный процесс накопления информационных технологий. День здоровья. Этическое воспитание Патриотическое воспитание. Гражданское воспитание. Экологическое воспитание. Воспитание здорового образа жизни. Связь теории с практикой. Воспитательный процесс накопления информационных технологий. День науки. День профориентации Этическое воспитание Патриотическое воспитание. Гражданское воспитание. Экологическое воспитание. Воспитание здорового образа жизни. Связь теории с практикой. Воспитательный процесс накопления информационных технологий. Единый день профилактики. День защиты детей. День экологии. 13 Тема 4. Человек в экономических отношениях Повторение и проверка знаний по курсу «Обществознание» Итого: 14 1 35 14 Тематическое планирование 9 класс КолВоспитательный потенциал урока во Тема часов Раздел I. Поли10 Этическое воспитание Патриотическое воспитание. тическая сфера Гражданское воспитание. жизни общества Экологическое воспитание. Воспитание здорового образа жизни. Связь теории с практикой. Воспитательный процесс накопления информационных технологий. День грамотности. Тема 1. Политика 10 Этическое воспитание Раздел II. Граж9 Патриотическое воспитание. данин и госуГражданское воспитание. дарство Экологическое воспитание. Воспитание здорового образа жизни. Связь теории с практикой. Воспитательный процесс накопления информационных технологий. Единый день профилактики. День защиты детей. День профориентации. 9 Тема 2. Система российского законодательства Раздел III. Ос- 14 Этическое воспитание Патриотическое воспитание. новы российГражданское воспитание. ского законодаЭкологическое воспитание. тельства Воспитание здорового образа жизни. Связь теории с практикой. Воспитательный процесс накопления информационных технологий. Единый день профилактики. День защиты детей. Тема 3. Социаль14 ная сфера Повторение и 1 проверка знаний по курсу «Обществознание» Итого: 34 15 Критерии оценки качества устного ответа 1 – очень плохо Полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков; отказ ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы; отсутствуют элементарные умения и навыки. 2 – неудовлетворительно Знания слабые, хаотичные, неглубокие; отсутствуют знания понятий; отсутствует логика изложения материала; слабое владение языком предмета; отсутствуют собственные оценки суждения, нет аргументированных выводов. 3 – удовлетворительно Знания материала слабые; в усвоении материала имеются существенные пробелы; присутствуют навыки самостоятельности; изложение материала недостаточно самостоятельное, систематизированные знания не проявлены; речь слабая; изложение содержит существенные ошибки, в том числе в выводах, аргументация слабая. 4 – хорошо Знания материала не достаточно высокого уровня, присутствуют навыки анализа и интерпретации; наличие грамотной речи; умение раскрыть проблематику темы; присутствует логика изложения материала; проявляется умение выявлять информацию, сравнивать источники; умение высказывать собственные суждения, давать оценки общественным явлениям и событиям. 5 – отлично Высокий уровень знаний по обществознанию; умение пользоваться учебным материалом; понимать причинно-следственные связи; используется дополнительный материал, приводятся примеры связи с практикой; присутствуют высокие деятельностнокоммуникативные качества: умение войти в психологическую роль в ходе общения, излагать мысль логично, умение возразить, вести диалог; есть оригинальность мышления, последовательное изложение материала; присутствуют собственные суждения о причинноследственных связях, дается оценка событиям; выводы опираются на теоретические знания, доказательны; проявлены высокие гражданские качества. Критерии оценки качества письменного ответа 1 – очень плохо Отсутствие записей, отсутствие знаний. 2 - неудовлетворительно Воспроизводит материал в рамках школьной программы, знания неполные, бессистемные. 3 – удовлетворительно Воспроизводит материал только на фактологической основе, знания фактов системны. 4 – хорошо Логично излагает материал, оперируя фактами, выделяя причинно-следственные связи (событий, процессов, явлений), даёт обоснованную оценку исторических деятелей, умеет работать с историко-географическими сведениями. 5 – отлично Глубокие знания, логика изложения, выделение причинно-следственных связей, обоснование оценки исторических деятелей (показать противоречивость, дать оценку личностных качеств), использование историко-географическими сведений, знание геополитических процессов и историографии. 16 Критерии оценки исследовательской работы 1. Оценка собственных достижений автора: - использование знаний вне школьной программы; - возможность использования результатов работы в учебном процессе и вне его; - обоснование актуальности работы; - новизна работы; - достоверность результатов; - самостоятельность автора в подходе к раскрытию темы. 2. Эрудированность автора в рассматриваемой области: - использование известных результатов и научных фактов; - знакомство с современным состоянием проблемы; - отражение связи с другими науками; - владение научной терминологией; - использование специальной научно-популярной литературы, информационных изданий. 3. Структурно-содержательный компонент: - формирование целей и задач работы; - логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления; - глубина раскрытия темы; - структурное оформление работы (наличие введения, заключения, списка литературы и др.); - качество оформления. 4. Особое мнение рецензента. 5. Итоги индивидуальной защиты: - рациональное использование времени для защиты (10 минут); - чёткое, логичное изложение сущности проблемы; - умение сделать убедительные выводы; - умение вести диалог, отвечать на поставленные вопросы; - наличие высоких качеств устной речи; - проявление гражданских качеств. Критерии оценки тематических и итоговых тестов На выполнение тематических тестов отводится 7-10 минут. На выполнение итоговых тестов отводится 20-25 минут. При проверке заданий части А и заданий из части В, в которых нужно указать дату или слово, вопрос оценивается 1 баллом в случае правильного ответа и 0 баллов, если ответ неправильный. При проверке заданий части В баллы начисляются по следующей схеме: - полностью правильно указанные характеристики – 2 балла; - одна правильно указанная характеристика – 1 балл; - отсутствие правильных характеристик – 0 баллов. При проверке заданий части С за каждую часть задания учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл. 80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»; 60-80% - оценка «4»; 40-60% - оценка «3»; 20-40% - оценка «2»; 0-20% - оценка «1». 17