Рабочая программа Факультативного курса « Профессиональное самоопределение. Человек и профессия.» уровня основного общего образования Составитель: Щипанова Т.В., учитель технологии, первая кв.категория Пояснительная записка Рабочая программа по «Технологии» для учеников 10-11 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263), в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. 2. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897) 3. Учебный план МАОУ СОШ № 2 г.Михайловска на 2021-2022 учебный год. 4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин №2.4.2.2821-10 (Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях (приказ № 1067 от 19.12.2012) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. N МД1552/03 "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием". 6. Учебного плана МАОУ СШ №2 г.Михайловска на 2020-2021 учебный год; 7. Положение о рабочей программе в МАОУ СШ№2 г.Михайловска. « Примерной программой воспитания», утвержденной 02.06.2020№ 2/20 на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию с ФГОС общего образования, приказом Минпросвещения России, 2020,№172 « О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». Актуальность программы. Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии важная социально-педагогическая задача школы. Адекватное профессиональное самоопределение является непременным условием достижения успеха в трудовой деятельности, удовлетворения от ее выполнения и продвижения по работе, подготовки функционально грамотных, профессионально мобильных специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро изменяющейся социально-экономической и профессионально-производственной среде. Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенции выпускника современной общеобразовательной школы. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2025 г.", одобренной Правительством РФ, предусмотрено, в частности, улучшение профессиональной ориентации молодежи. Профориентация как научное управление процессом профессионального самоопределения должна пронизывать собою все содержание обучения в школе, но приоритетная роль в профориентационной работе отводится образовательной области "Технология". Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению должна осуществляться последовательно и непрерывно. В начальной школе необходимо сформировать у детей представление о разделении труда и познакомить их с наиболее распространенными профессиями, в основной - научить анализу профессии, диагностированию своих профинтересов и способностей, построению плана профессионального образования и трудоустройства, сформировать осознанное 2 профнамерения. Выпускники старшей школы должны уметь уточнять и корректировать свои профнамерения, осуществлять поиск и анализ информации о рынке труда, путях профессионального образования и трудоустройства. У них должна быть сформирована готовность к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования и продвижению в деловой карьере. Основная цель изучения раздела «Профессиональное самоопределение» предмета «Технология» - сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учётом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах. В ходе занятий по этому разделу решаются следующие задачи: 1. Обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере; 2. Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку; 3.Р развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации; 4. Воспитывать уважение к рабочему человеку. Контингент обучающихся по данному разделу – учащиеся 9 классов, которые по окончании обучения будут стоять перед выбором своего будущего пути обучения: продолжения обучения в средней школе или обучения в колледжах и профессиональных училищах, где помимо общеобразовательных знаний они будут изучать азы будущих профессий. Условия реализации программы. Программа профориентационного курса "Профессиональное самоопределение.Человек и профессия", рассчитанного на 34 ч. : 1 урок в неделю. Необходимо наличие мультимедийного оборудования (компьютер и проектор). Перечень знаний и умений формируемых у обучащихся при изучении данного раздела Обучающийся должен знать: 1. уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии, карьеры; 2. знания правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств; Учащиеся должны уметь: 1. осуществлять самоанализ развития своей личности; 2. проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями. Программа профориентационного курса "Профессиональное самоопределение. Человек и профессия.", рассчитанного на 34 ч.в этот курс входят следующие разделы. 1. Введение: значение правильного выбора профессии в жизни человека и общества; цель, задачи курса и особенности его изучения; выявление у обучащихся готовности к профессиональному самоопределению. 2. Научные основы профессионального самоопределения: цель и смысл жизни; сущность профессионального самоопределения; ситуация выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; пути приобретения профессии, 3 3. Мир труда и профессий: понятия "профессия", "специальность", "должность"; сферы труда и отрасли экономики; классификация профессий, формула профессии; современный рынок труда, 4. Типы профессий ("Человек-природа", "Человек-техника", "Человек-знак", "Человек-человек", "Человек - художественный образ"). 5. Профессиональная направленность личности: профессиональные интересы и склонности; тип личности, уровень самооценки. 6. Особенности психики и выбор профессии: темперамент и характер, их роль в профессиональном самоопределении; воля и выбор профессии; внимание и его роль в профессиональной деятельности; влияние мышления и памяти на выбор профессии. 7. Профессиональное намерение: формула предпочитаемой профессии; мотивы и факторы ее выбора; профессиограмма и психограмма предпочитаемой профессии. 8. Профессиональная пригодность: здоровье и выбор профессии; степень профпригодности; профессиональная карьера и ее планирование. 9. Профессиональная проба: сущность и аспекты; этапы выполнения; критерии оценки профпроб. 10. Оформление результатов профпробы: подготовительный этап; технологический этап; заключительный этап. 11. Самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению: сформированное жизненного плана и профнамерения; знание будущей профессии; знание своих профессиональных способностей и возможностей; план подготовки к профессиональной карьере. 12. Творческий проект "Мой профессиональный выбор"( «моя будущая профессия»): его цель, структура и критерии оценки. 13. Консультации по оформлению и подготовке к защите творческого проекта "Мой профессиональный выбор", («Моя будущая профессия»). 14. Защита проекта Опыт показывает, что эффективной формой систематизации и углубления профориентационных знаний и умений учащихся в 10-11 классах является выполнение ими творческого проекта "Мой профессиональный выбор", (№Моя будущая профессия»). Он должен включать в себя следующие разделы: § § § § значение выбора профессии в жизни человека и общества: сущность и этапы профессионального самоопределения; ситуация выбора профессии "хочу-могунадо"; возможные последствия неправильного выбора профессии для личности и общества; типичные ошибки при выборе профессии; основные правила выбора профессии; мои жизненные ценности, смысл и цель жизни; мои профессиональные способности и возможности. Здесь учащиеся отражают результаты предварительной диагностики таких своих профессионально важных характеристик, как профессиональные интересы и склонности, темперамент, характер, воля, воображение, внимание, память, мышление, тип личности, состояние здоровья, уровень самооценки; моя будущая профессия и карьера: предполагаемая профессия, ее формула и профессиограмма, мотивы выбора профессии: кто оказал наибольшее влияние, степень своей пригодности к ней, согласованность профнамерения с родителями, способ ее приобретения, перспектива профессионального роста, предполагаемый заработок; профессиональная проба: подготовительный этап (обоснование выбора пробы, ее содержание, подготовительные материалы - чертежи, схемы, рисунки, технологическая карта, материалы, инструменты, рабочее место); технологический 4 § § этап: содержание и последовательность операций; заключительный этап: анализ и самооценка пробы, оценка ее учителем; моя готовность к профессиональному самоопределению, карта самоконтроля готовности к выбору профессии; список литературы. Тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Тема Внутренний мир человека и система представлений о себе Профессиональные интересы и склонности Способности, условия их проявления и развития Природные свойства нервной системы Психологические процессы и их роль в профессиональной деятельности Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность Здоровье и выбор профессии Отрасли общественного производства профессии, специальности, должности Профессиональная проба Выполнение творческого проекта «Мой профессиональный выбор» Защита проекта Итоговый урок Итого по программе Кол-во Учебных часов 2 2 2 2 2 2 3 2 2 3 8 3 1 34 Программа Внутренний мир человека и система представлений о себе (2ч) Сущность «Я» концепции. Самооценка и её роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки. Профессиональные интересы и склонности (2ч) Сущность понятий «профессиональный интерес» и « склонности».Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов», «Дифференциальнодиагностический опросник» (ДДО) коммуникативных, организаторских склонностей (КОС-1). Способности , условия их проявления и развития (2ч) Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка математических способностей, уровня интеллектуального развития. Методики «Числовые ряды», «Быстрый счёт», тесты Айзенка. 5 Природные свойства нервной системы (2ч) Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента. Тест Русланова. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (2ч) Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти (методика КНОП), пространственных представлений (методика «Кубика Коса»), внимания ( тест Бурдона, «Красно-чёрная таблица»), мышления (методика ШТУР, тесны Амтхауэра, Равенна). Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении (2ч) Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДВМ). Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении и служебной карьере. Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность (3ч) Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная пригодность. Тест Холланда. Здоровье и выбор профессии (2ч) Здоровье как условие высококвалифицированной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Реакция на различные раздражители (звуковой, тепловой, световой). Координация движений, динамический и статический тремор рук и профессиональная деятельность. Глазомер и его роль в профессиональной деятельности. Методики и оценки пространственного и линейного глазомера. Отрасли общественного производства. Профессии , специальности, должности(2ч) Производство средств производства. Роль тяжёлой промышленности и сельского хозяйства. Структура тяжёлой промышленности и сельского хозяйства. Добыча сырья и топлива и добывающие отрасли производства. Энергетический комплекс. Пререрабатывающие отрасли промышленности. Металлургия. Приборостроение. Химическое и биологическое производство. Строительство. Сельское хозяйство. Лёгкая промышленность, полиграфия, транспорт. Сфера услуг. Торговля. Жилищнокоммунальное хозяйство и бытовое обслуживание. Системы передач информации: телефонная связь, радиосвязь, радиовещание, телевидение, просвещение, культура, медицинское обслуживание. 6 Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда. Профессии типов «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек - знаковая система», «человек- художественный образ».Формула профессии. Деловая игра «Профессиональное лото» .Проофессиограмма и психограмма. Проектирование профессионального плана и его коррекция с учётом рынка труда. Занятость и самозанятость. Профессиограмма наиболее распространённых профессй. Профессиональная проба(3ч) Роль профессиональных проб в профессиональном саммопределении. Уточнение профессиональных интересав с помощью опросника профессиональной гоовности (ОПГ) В ходе изучения программы курса каждый учащийся разрабатывает для себя карту готовности к профессиональному самоопределению. Разработанная карта готовности к профессиональному самоопределению включает в себя следующие показатели: осознание цели своей жизни, трудолюбие, понимание значения выбора профессии в жизни человека, выбор профессии, профнамерение, сформированность мотивов выбора; знание формулы профессии, содержания и условий труда по избираемой профессии, требований профессии к человеку, наличие опыта и первоначальных профессиональных сведений; знание возможности приобретения профессии и перспектив профессионального роста; сформированность интереса и наличие способностей к будущей профессии, отсутствие медицинских противопоказаний; знания по общеобразовательным предметам, связанным с будущей профессией. Всего таких показателей 21. Каждый учащиеся оценивают в баллах следующим образом: "3" - качество сформировано полностью, "2" - качество сформировано частично, "1"качество не сформировано. В зависимости от количества набранных баллов определяются низкий (23-28), средний (29-53) и высокий (54-69) уровни готовности к профессиональному самоопределению. Выполнение творческого проекта «Мой профессиональный выбор»(8ч) Одним из основных компонентов творческого проекта "Мой профессиональный выбор" является профессиональная проба и ее описание. Обучающиеся выполняют профпробы различных уровней сложности в зависимости от особенностей выбранной профессии и имеющихся возможностей. 7 Список литературы для учащихся 1. 2. 3. 4. 5. Коломинский,Я.Л. Человек:психология:кн.для учащихся старших классов.М.Просвещение,1986. Прошицкая,Е.Н. Выбирайте профессию:учеб. Пособие для учащихся старших классов.-М;П,1991. Резапкина ,Г.В.Я и моя профессия.-М.,2000. Смирнова,Е.Е.На пути к выбору профессии.-СПб,:КАРО,2003. Технология;учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы/ под ред. В.Д. Симоненко.- М: Вента-Граф,2003 Список литературы дополнительной литературы для учащихся Айзенек,Г.Проверьте свои способности/пер. с англ. А.Н.Лука и И.С.Хорола.М.;Мир,1972. 2 Волков,Б.С. Психология ранней юности;учебное пособие.М,:ТЦ «Сфера»,2001. 3 Интернет ресурсы- https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html., https://navigatum.ru/., http://atlas100.ru/., https://profilum.ru/. 1 Формы контроля Текущий контроль. Осуществляется еженедельно. Оценивается полнота записей в тетрадях, выполнение домашнего задания: устных сообщений по теме урока; Контроль выполнения тестов. Правильность выполнения, наличие вывода, итога тестирования. Итоговый контроль-оценивание проекта «Мой профессиональный выбор» Оценивание творческих проектов проводится по следующим критериям; сложность и качество выполненного проекта, полнота пояснительной записки, аргументированность сообщения и ответов на вопросы, уровень оформления и показа результатов профпроб. 8