Человек и профессия

Рабочая программа
Факультативного курса « Профессиональное
самоопределение. Человек и профессия.»
уровня основного общего образования

Составитель:
Щипанова Т.В.,
учитель технологии,
первая кв.категория

Пояснительная записка
Рабочая программа по «Технологии» для учеников 10-11 класса составлена на
основе примерной программы основного общего образования по технологии (Письмо
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от
07.07.2005г. №03-1263), в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего
образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
3. Учебный план МАОУ СОШ № 2 г.Михайловска на 2021-2022 учебный год.
4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях СанПин №2.4.2.2821-10 (Федеральный
перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях (приказ № 1067 от
19.12.2012)
(Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. N МД1552/03 "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием".
6. Учебного плана МАОУ СШ №2 г.Михайловска на 2020-2021 учебный год;
7. Положение о рабочей программе в МАОУ СШ№2 г.Михайловска.
« Примерной программой воспитания», утвержденной 02.06.2020№ 2/20 на заседании
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию с ФГОС
общего образования, приказом Минпросвещения России, 2020,№172 « О внесении
изменений в федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования по вопросам воспитания обучающихся».
Актуальность программы. Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии важная социально-педагогическая задача школы. Адекватное профессиональное
самоопределение является непременным условием достижения успеха в трудовой
деятельности, удовлетворения от ее выполнения и продвижения по работе, подготовки
функционально грамотных, профессионально мобильных специалистов, способных
успешно адаптироваться к быстро изменяющейся социально-экономической и
профессионально-производственной среде.
Умение
анализировать
содержание
профессий,
оценивать
свои
профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и
профессиональный выбор - одна из ключевых компетенции выпускника современной
общеобразовательной школы. В "Концепции модернизации российского образования на
период до 2025 г.", одобренной Правительством РФ, предусмотрено, в частности,
улучшение профессиональной ориентации молодежи.
Профориентация как научное управление процессом профессионального
самоопределения должна пронизывать собою все содержание обучения в школе, но
приоритетная роль в профориентационной работе отводится образовательной области
"Технология".
Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению должна
осуществляться последовательно и непрерывно. В начальной школе необходимо
сформировать у детей представление о разделении труда и познакомить их с наиболее
распространенными профессиями, в основной - научить анализу профессии,
диагностированию своих профинтересов и способностей, построению плана
профессионального образования и трудоустройства, сформировать осознанное
2

профнамерения. Выпускники старшей школы должны уметь уточнять и корректировать
свои профнамерения, осуществлять поиск и анализ информации о рынке труда, путях
профессионального образования и трудоустройства. У них должна быть сформирована
готовность к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального
образования и продвижению в деловой карьере.
Основная цель изучения раздела «Профессиональное самоопределение» предмета
«Технология» - сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии,
карьеры, жизненного пути с учётом своих склонностей, способностей, состояния здоровья
и потребностей рынка труда в специалистах.
В ходе занятий по этому разделу решаются следующие задачи:
1. Обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
2. Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития
своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер
трудовой деятельности к человеку;
3.Р развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой
деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
4. Воспитывать уважение к рабочему человеку.
Контингент обучающихся по данному разделу – учащиеся 9 классов, которые по
окончании обучения будут стоять перед выбором своего будущего пути обучения:
продолжения обучения в средней школе или обучения в колледжах и профессиональных
училищах, где помимо общеобразовательных знаний они будут изучать азы будущих
профессий.
Условия реализации программы. Программа профориентационного курса
"Профессиональное самоопределение.Человек и профессия", рассчитанного на 34 ч. : 1
урок в неделю.
Необходимо наличие мультимедийного оборудования (компьютер и проектор).
Перечень знаний и умений формируемых у обучащихся при изучении данного
раздела
Обучающийся должен знать:
1. уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой
деятельности; правила выбора профессии, карьеры;
2. знания правильного самоопределения для личности и общества; возможности
человека в развитии различных профессионально важных качеств;
Учащиеся должны уметь:
1. осуществлять самоанализ развития своей личности;
2. проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования
профессий к человеку с его личными достижениями.
Программа профориентационного курса "Профессиональное самоопределение. Человек и
профессия.", рассчитанного на 34 ч.в этот курс входят следующие разделы.
1. Введение: значение правильного выбора профессии в жизни человека и общества;
цель, задачи курса и особенности его изучения; выявление у обучащихся
готовности к профессиональному самоопределению.
2. Научные основы профессионального самоопределения: цель и смысл жизни;
сущность профессионального самоопределения; ситуация выбора профессии;
возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора
профессии; пути приобретения профессии,

3

3. Мир труда и профессий: понятия "профессия", "специальность", "должность";
сферы труда и отрасли экономики; классификация профессий, формула профессии;
современный рынок труда,
4. Типы профессий ("Человек-природа", "Человек-техника", "Человек-знак",
"Человек-человек", "Человек - художественный образ").
5. Профессиональная направленность личности: профессиональные интересы и
склонности; тип личности, уровень самооценки.
6. Особенности психики и выбор профессии: темперамент и характер, их роль в
профессиональном самоопределении; воля и выбор профессии; внимание и его
роль в профессиональной деятельности; влияние мышления и памяти на выбор
профессии.
7. Профессиональное намерение: формула предпочитаемой профессии; мотивы и
факторы ее выбора; профессиограмма и психограмма предпочитаемой профессии.
8. Профессиональная пригодность: здоровье и выбор профессии; степень
профпригодности; профессиональная карьера и ее планирование.
9. Профессиональная проба: сущность и аспекты; этапы выполнения; критерии
оценки профпроб.
10. Оформление результатов профпробы: подготовительный этап; технологический
этап; заключительный этап.
11. Самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению:
сформированное жизненного плана и профнамерения; знание будущей профессии;
знание своих профессиональных способностей и возможностей; план подготовки к
профессиональной карьере.
12. Творческий проект "Мой профессиональный выбор"( «моя будущая профессия»):
его цель, структура и критерии оценки.
13. Консультации по оформлению и подготовке к защите творческого проекта "Мой
профессиональный выбор", («Моя будущая профессия»).
14. Защита проекта
Опыт показывает, что эффективной формой систематизации и углубления
профориентационных знаний и умений учащихся в 10-11 классах является выполнение
ими творческого проекта "Мой профессиональный выбор", (№Моя будущая профессия»).
Он должен включать в себя следующие разделы:
§

§

§

§

значение выбора профессии в жизни человека и общества: сущность и этапы
профессионального самоопределения; ситуация выбора профессии "хочу-могунадо"; возможные последствия неправильного выбора профессии для личности и
общества; типичные ошибки при выборе профессии; основные правила выбора
профессии; мои жизненные ценности, смысл и цель жизни;
мои профессиональные способности и возможности. Здесь учащиеся отражают
результаты предварительной диагностики таких своих профессионально важных
характеристик, как профессиональные интересы и склонности, темперамент,
характер, воля, воображение, внимание, память, мышление, тип личности,
состояние здоровья, уровень самооценки;
моя будущая профессия и карьера: предполагаемая профессия, ее формула и
профессиограмма, мотивы выбора профессии: кто оказал наибольшее влияние,
степень своей пригодности к ней, согласованность профнамерения с родителями,
способ ее приобретения, перспектива профессионального роста, предполагаемый
заработок;
профессиональная проба: подготовительный этап (обоснование выбора пробы, ее
содержание, подготовительные материалы - чертежи, схемы, рисунки,
технологическая карта, материалы, инструменты, рабочее место); технологический
4

§
§

этап: содержание и последовательность операций; заключительный этап: анализ и
самооценка пробы, оценка ее учителем;
моя готовность к профессиональному самоопределению, карта самоконтроля
готовности к выбору профессии;
список литературы.
Тематическое планирование

№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Тема

Внутренний мир человека и система представлений о себе
Профессиональные интересы и склонности
Способности, условия их проявления и развития
Природные свойства нервной системы
Психологические процессы и их роль в профессиональной
деятельности
Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном
самоопределении
Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная
пригодность
Здоровье и выбор профессии
Отрасли общественного производства профессии, специальности,
должности
Профессиональная проба
Выполнение творческого проекта «Мой профессиональный выбор»
Защита проекта
Итоговый урок
Итого по программе

Кол-во
Учебных
часов
2
2
2
2
2
2
3
2
2
3
8
3
1
34

Программа
Внутренний мир человека и система представлений о себе (2ч)
Сущность «Я» концепции. Самооценка и её роль в профессиональном
самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки.
Профессиональные интересы и склонности (2ч)
Сущность понятий «профессиональный интерес» и « склонности».Выявление и оценка
профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов»,
«Дифференциальнодиагностический опросник» (ДДО) коммуникативных,
организаторских склонностей (КОС-1).
Способности , условия их проявления и развития (2ч)
Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие
проявления и развития способностей. Выявление и оценка математических
способностей, уровня интеллектуального развития. Методики «Числовые ряды»,
«Быстрый счёт», тесты Айзенка.
5

Природные свойства нервной системы (2ч)
Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности.
Выявление типа темперамента. Тест Русланова.
Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (2ч)
Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оценка уровня
кратковременной наглядно-образной памяти (методика КНОП), пространственных
представлений (методика «Кубика Коса»), внимания ( тест Бурдона, «Красно-чёрная
таблица»), мышления (методика ШТУР, тесны Амтхауэра, Равенна).
Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном
самоопределении (2ч)
Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДВМ). Сущность понятий
«мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация
мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в
профессиональном самоопределении и служебной карьере.
Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность (3ч)
Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Профессиональная пригодность. Тест Холланда.
Здоровье и выбор профессии (2ч)
Здоровье как условие высококвалифицированной профессиональной деятельности.
Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры.
Важнейшие характеристики здоровья человека. Реакция на различные раздражители
(звуковой, тепловой, световой).
Координация движений, динамический и статический тремор рук и профессиональная
деятельность.
Глазомер и его роль в профессиональной деятельности. Методики и оценки
пространственного и линейного глазомера.
Отрасли общественного производства. Профессии , специальности,
должности(2ч)
Производство средств производства. Роль тяжёлой промышленности и сельского
хозяйства. Структура тяжёлой промышленности и сельского хозяйства. Добыча сырья
и топлива и добывающие отрасли производства. Энергетический комплекс.
Пререрабатывающие отрасли промышленности. Металлургия. Приборостроение.
Химическое и биологическое производство. Строительство. Сельское хозяйство.
Лёгкая промышленность, полиграфия, транспорт. Сфера услуг. Торговля. Жилищнокоммунальное хозяйство и бытовое обслуживание. Системы передач информации:
телефонная связь, радиосвязь, радиовещание, телевидение, просвещение, культура,
медицинское обслуживание.

6

Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда.
Профессии типов «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек
- знаковая система», «человек- художественный образ».Формула профессии. Деловая
игра «Профессиональное лото» .Проофессиограмма и психограмма. Проектирование
профессионального плана и его коррекция с учётом рынка труда. Занятость и
самозанятость. Профессиограмма наиболее распространённых профессй.
Профессиональная проба(3ч)
Роль профессиональных проб в профессиональном саммопределении. Уточнение
профессиональных интересав с помощью опросника профессиональной гоовности
(ОПГ)
В ходе изучения программы курса каждый учащийся разрабатывает для себя карту
готовности к профессиональному самоопределению. Разработанная карта готовности к
профессиональному самоопределению включает в себя следующие показатели: осознание
цели своей жизни, трудолюбие, понимание значения выбора профессии в жизни человека,
выбор профессии, профнамерение, сформированность мотивов выбора; знание формулы
профессии, содержания и условий труда по избираемой профессии, требований профессии
к человеку, наличие опыта и первоначальных профессиональных сведений; знание
возможности приобретения профессии и перспектив профессионального роста;
сформированность интереса и наличие способностей к будущей профессии, отсутствие
медицинских противопоказаний; знания по общеобразовательным предметам, связанным
с будущей профессией.
Всего таких показателей 21. Каждый учащиеся оценивают в баллах следующим образом:
"3" - качество сформировано полностью, "2" - качество сформировано частично, "1"качество не сформировано. В зависимости от количества набранных баллов определяются
низкий (23-28), средний (29-53) и высокий (54-69) уровни готовности к
профессиональному самоопределению.
Выполнение творческого проекта «Мой профессиональный выбор»(8ч)
Одним из основных компонентов творческого проекта "Мой профессиональный выбор"
является профессиональная проба и ее описание. Обучающиеся выполняют профпробы
различных уровней сложности в зависимости от особенностей выбранной профессии и
имеющихся возможностей.

7

Список литературы для учащихся
1.
2.
3.
4.
5.

Коломинский,Я.Л. Человек:психология:кн.для учащихся старших
классов.М.Просвещение,1986.
Прошицкая,Е.Н. Выбирайте профессию:учеб. Пособие для учащихся старших
классов.-М;П,1991.
Резапкина ,Г.В.Я и моя профессия.-М.,2000.
Смирнова,Е.Е.На пути к выбору профессии.-СПб,:КАРО,2003.
Технология;учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы/ под ред.
В.Д. Симоненко.- М: Вента-Граф,2003

Список литературы дополнительной литературы для учащихся
Айзенек,Г.Проверьте свои способности/пер. с англ. А.Н.Лука и И.С.Хорола.М.;Мир,1972.
2 Волков,Б.С. Психология ранней юности;учебное пособие.М,:ТЦ «Сфера»,2001.
3 Интернет ресурсы- https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html.,
https://navigatum.ru/., http://atlas100.ru/., https://profilum.ru/.
1

Формы контроля
Текущий контроль. Осуществляется еженедельно. Оценивается полнота записей в
тетрадях, выполнение домашнего задания: устных сообщений по теме урока;
Контроль выполнения тестов. Правильность выполнения, наличие вывода, итога
тестирования.
Итоговый контроль-оценивание проекта «Мой профессиональный выбор»
Оценивание творческих проектов проводится по следующим критериям; сложность и
качество выполненного проекта, полнота пояснительной записки, аргументированность
сообщения и ответов на вопросы, уровень оформления и показа результатов профпроб.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».