СОО РП информатика!

Рабочая программа
учебного предмета «Информатика»
( 10-11 класс)

Составитель:
Мартьянова А.Е.
1 кв. категория.

2021 г.

Содержание
Нормативные акты и учебно-методические документы
Пояснительная записка
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Информатика»
Содержание учебного предмета «Информатика»
Организация проектной деятельности
Тематическое планирование
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Методическая литература

3
4
6
9
14
16
23
25

1. Нормативные акты и учебно-методические документы
Рабочая программа по информатике для 10-11 классов создана на основе:
1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ (с изменениями);
2) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №
189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» (с изменениями);
3) приказ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного
плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов
Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.08.2011 № 1994);
4) приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 « Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №
253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования» (с изменениями от 08.06.2015 № 576);
6) Программа среднего общего образования по информатике и программы по
информатике к учебнику «Информатика» общеобразовательной школы под
редакцией Босовой Л.Л и Босовой А.Ю. - М.: Бином.
7) «Примерной программой воспитания», утвержденной 02.06.2020 №2/20 на
заседании Федерального учебно-методического объединения по общему
образованию с Федеральными государственными образовательными стандартами
(ФГОС) общего образования, Приказом Минпросвещения России 2020, №172 «О
внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования по вопросам воспитания обучающихся».
8) Учебного плана МАОУ СШ №2 г. Михайловска;
9) Положения о рабочей программе МАОУ СШ №2 г. Михайловска.

Пояснительная записка.
Рабочая программа ориентирована на УМК по информатике для средней школы
(авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»),
предполагающего использование учебников:
• Л.Л. Босова, А.Ю. Босова Информатика: Учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2020 г.
• Л.Л. Босова, А.Ю. Босова Информатика: Учебник для 11 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2020 г.
Учебно-методическое обеспечение данной рабочей программы:
• Л.Л. Босова, А.Б. Босова. Информатика: рабочая тетрадь для 10 класса. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
• Л.Л. Босова, А.Б. Босова. Информатика: рабочая тетрадь для 11 класса. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
• Л.Л. Босова, А.Б. Босова. Информатика. 10-11 классы: методическое пособие. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
• Л.Л. Босова, А.Б. Босова. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 10
класс»
• Л.Л. Босова, А.Б. Босова. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 11
класс»
• Материалы авторской мастерской Л.Л. Босовой (metodist.lbz.ru).
Цели и задачи:
•
развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов
информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами
информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и
коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
•
целенаправленное формирование таких общеучебных понятий, как «объект»,
«система», «модель», «алгоритм» и др.;
•
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитию
познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
•
формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об
информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства,
общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
•
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с
информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых
знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию
навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования,
моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
•
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения, воспитание стремления к
продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Сроки реализации рабочей программы
Данная программа рассчитана на 70 ч., предусмотренных в учебном плане
образовательной организации. Обязательное изучение информатики осуществляется в
объёме:
Класс
Количество
Количество
Количество
часов в
часов в год
контрольных

неделю
работ
10
1
35
1
11
1
35
1
Рабочая программа полностью соответствует примерной программе.

2. Планируемые предметные результаты освоения курса информатики.
Программа предполагает достижение выпускниками следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов:
в личностных результатах
• сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции
в деятельности, правосознание, экологическую культуру,
• способность ставить цели и строить жизненные планы,
• способность к осознанию российской гражданской идентичности в
поликультурном социуме;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению;
• ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
• принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому
и психологическому здоровью;
• российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм;
• готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности
и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
• осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
• готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем.
в метапредметных результатах
• способность использования знаний в познавательной и социальной практике,
• самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,

способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение
навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
в предметных результатах
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
• искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия.
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств.
• использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира;
• строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование
сообщений, используя условие Фано.
• аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для
решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах
построения персонального компьютера и классификации его программного
обеспечения;
• –применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы
технических средств ИКТ;
• использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с
типом решаемых задач и по выбранной специализации;
• соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным
компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
• классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом
выполняемых задач;
• понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных
электронных устройств;
• использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и
мобильными устройствами;
• понимать принцип управления робототехническим устройством;
• осознанно подходить к выбору ИКТ- средств для своих учебных и иных целей;
• диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств
на предмет их заражения компьютерным вирусом;
•

•

•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•

•

•
•
•
•
•

•
•
•

•
•

использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных
технологий; познакомиться с принципами работы распределенных
вычислительных систем и параллельной обработкой данных;
узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать, какие
существуют физические ограничения для характеристик компьютера;
переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и
шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
определять информационный объём графических и звуковых данных при заданных
условиях дискретизации
научиться складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления;
использовать знания о дискретизации данных в научные исследования наук и
технике;
строить логической выражение по заданной таблице истинности; решать
несложные логические уравнения;
выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя
законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов.
создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные
материалы с использованием современных программных средств;
использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из
различных предметных областей;
представлять результаты математического моделирования в наглядном виде,
готовить полученные данные для публикации.
планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью
компьютеров; использовать средства ИКТ для статистической обработки
результатов экспериментов;
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать
числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать
результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать
готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу;
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей;
создавать на их основе несложные программы анализа данных;
читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
выполнять пошагово (с использованием компьютера или в ручную) несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач
базового уровня из различных предметных областей с использованием основных
алгоритмических конструкций;
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений
(время работы, размер используемой памяти).
Использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их роли при
решении задач анализа данных;
получать представление о существовании различных алгоритмов для решения
одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и
используемой памяти;
применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ;
использовать основные управляющие конструкции последовательного
программирования и библиотеки прикладных программ;

•
•

•

•
•
•
•
•
•
•

•

•
•
•
•
•

находить оптимальный путь во взвешенном графе;
использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих
объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых
объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе
моделирования реальных процессов;
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять
запросы в базах данных (в том числе, вычисляемые запросы), выполнять
сортировку и поиск записей в БД;
описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу
данных.
Использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных
объектов и процессов;
Применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в
ходе учебной деятельности и вне её;
создавать учебные многотабличные базы данных;
использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в
Интернете; вести поиск в информационных системах;
использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы;
использовать в повседневной деятельности информационные ресурсы Интернетсервисов и виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая
авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета.
Использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире;
узнать базовые принципы организации функционирования компьютерных сетей,
нормы информационной этики и права;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
понимать общие принципы разработки и функционирования интернетприложений;
создавать веб-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссылки, таблицы,
формы; организовывать личное информационное пространство;
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и
средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.

3. Содержание учебного предмета курса информатики.
Содержание учебного предмета (курса)
В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10–11 классов может быть
выделено пять разделов:
Информация и информационные процессы.
Использование программных систем и сервисов. Компьютер и его программное
обеспечение.
• Современные технологии создания и обработки информационных объектов.
• Обработка информации в электронных таблицах.
1. Математические основы информатики.
• Представление информации в компьютере.
• −Элементы теории множеств и алгебры логики.
Алгоритмы и элементы программирования
• Алгоритмы и элементы программирования.
• −Информационное моделирование.
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном
пространстве.
• Сетевые информационные технологии.
• Основы социальной информатики

Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на
завершающей ступени среднего общего образования.
Важная задача изучения этих содержательных линий – переход на новый уровень
понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного
решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Для
изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда
КуМир) и язык Паскаль.
Программа учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего образования
составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО; требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы. В ней соблюдается преемственность с
ФГОС ООО и учитываются межпредметные связи.
Цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне среднего общего
образования – обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций
выпускника, готового к работе в условиях развивающегося информационного общества и
возрастающей конкуренции на рынке труда.
10 класс
Информация и информационные процессы.
Информация. Информационная грамотность и информационная культура. Подходы к
измерению информации. Информационные связи в системах различной природы.
Обработка информации. Передача и хранение информации.
Компьютер и его программное обеспечение.
История развития вычислительной техники. Основополагающие принципы устройства
ЭВМ. Программное обеспечение компьютера. Файловая система компьютера.
Представление информации в компьютере.
Представление чисел в позиционных системах счисления. Перевод чисел из одной
позиционной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных
системах счисления. Представление чисел в компьютере. Кодирование текстовой
информации. Кодирование графической информации. Кодирование звуковой
информации.
Элементы теории множеств и алгебры логики.
Некоторые сведения из теории множеств. Алгебра логики. Таблицы истинности.
Преобразование логических выражений. Элементы схемотехники. Логические схемы.
Логические задачи и способы их решения.
Современные технологии создания и обработки информационных объектов.
Текстовые документы. Объекты компьютерной графики. Компьютерные презентации.
11 класс
Обработка информации в электронных таблицах.
Табличный процессор. Основные сведения. Редактирование и форматирование в
табличном процессоре. Встроенные функции и их использование. Инструменты анализа
данных.
Алгоритмы и элементы программирования.
Основные сведения об алгоритмах. Алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на
языках программирования. Структурированные типы данных. Массивы. Структурное
программирование.
Информационное моделирование.
Модели и моделирование. Моделирование на графах. База данных как модель предметной
области. Системы управления базами данных.
Сетевые информационные технологии.
Основы построения компьютерных сетей. Службы Интернета. Интернет как глобальная
информационная система.
Основы социальной информатики.
Информационное общество. Информационное право и информационная безопасность.

3.1.Модуль «Школьный урок» в соответсвии с РПВ
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы МАОУ СШ № 2 г.
Михайловска организация школьного урока. Реализация воспитательного потенциала
урока предполагает следующую деятельность.
Виды, формы деятельности:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
Реализация
школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
− специально разработанные занятия, тематические уроки ( День безопасности , День
грамотности, День здоровья, День науки, День экологии, День профориентации, Единый
день профилактики, День защиты детей) с целью реализации воспитательных
возможностей содержания учебного предмета
– уроки, занятия-экскурсии, которые расширяют образовательное пространство предмета,
воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному городу;
− интерактивный формат занятий, который способствует эффективному закреплению тем
урока;
− побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил
внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
− привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на
сотрудничество
– инициирование обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения, развитие умения совершать правильный выбор;
− организация предметных образовательных событий (проведение предметных декад) для
обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности,
инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих
способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и
индивидуальными возможностями;

− проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок деловая
игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебноразвлекательных мероприятий (конкурс, игра, викторины, литературная композиция,
конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.);
− установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через
живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, историй из жизни современников;
− использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения,
обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты,
зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные
передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и
др.) ;
−использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень
личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ
поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям;
− применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников
− использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация
школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики
по темам урока);
− включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока (сотрудничество,
поощрение, доверие, поручение важного дела, создание ситуации успеха);
− организация кураторства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
− использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей.
Организация работы с одарёнными детьми
Цель работы с одарёнными детьми.
Обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления,
развития и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и
творческой деятельности
Задачи:
выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с
их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в разных
формах творческой и интеллектуальной деятельности.
Основные направления работы:
Выявление одарённых детей по разным направлениям.
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми,
включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского
уровней.
рганизация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного
уровня.
Формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными обучающимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- занятия исследовательской деятельностью;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
- сотрудничество с социальными партнёрами
- тематические и проблемные мини-курсы,
- «мозговые штурмы»
- ролевые тренинги
- творческие зачеты.
- организация индивидуальной работы на уроке. Использование дополнительного
материала развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего
− поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения
к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения
(участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях,
форумах, авторские публикации в изданиях выше школьного уровня, авторские проекты,
изобретения, получившие общественное одобрение, успешное прохождение социальной и
профессиональной практики), представление результатов работы на НПК
Непрерывный поиск приемов и форм взаимодействия педагогов и обучающихся на
учебном занятии позволяет приобретенным знаниям, отношениям и опыту перейти в
социально значимые виды самостоятельной деятельности
Ожидаемые результаты:
формирование системы работы с одаренными учащимися;
творческая самореализация ученика школы через участие в разного рода конкурсах,
интеллектуальных мероприятиях;
увеличение количества одаренных детей школьного возраста - победителей конкурсов,
соревнований, олимпиад, турниров разного уровня.

Организация проектной деятельности.
Большие возможности в этом плане открывает метод проектов.
Проектная технология — один из методов личностно-ориентированного обучения
и системно-деятельностного подхода.
Целью проектной деятельности является создание условий для формирования
исследовательских умений обучающихся, развития их творческих способностей и
логического мышления.
Задачами проектной деятельности являются развитие у обучающихся:
• исследовательской, коммуникативной компетентности;
• познавательных интересов;
• умения проводить рефлексию;
• умения ориентироваться в современном информационном пространстве;
• умения самообразования;
• умения публично выступать;
• критического мышления.
Способ организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе
решения задач учебного проекта. При выполнении учебного проекта (учебного
исследования) обучающиеся включаются в активную учебно-познавательную
деятельность, результатом, которой являются
Сформированные компетенции, включающими в себя навыки коммуникативной,
учебно - исследовательской деятельности, критического мышления; способность к
инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; навыков
проектной деятельности, самостоятельного применения приобретенных знаний и
способов действий при решении различных задач, используя знания одного или
нескольких учебных предметов или предметных областей; постановки целей и
формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования, аргументации результатов исследования на основе
собранных данных, презентации результатов, выбирать адекватные стратегии
коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения». В
результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного
исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий, у
выпускников будут заложены:
• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы,
затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;
• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
• основы ценностных суждений и оценок;
• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать
невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в
установлении взаимопонимания между отдельными людьми культурами;
• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования
различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
В соответствии с концепцией ФГОС личностными результатами является
«сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений
обучающихся к
себе, другим участникам образовательного процесса; самому образовательному
процессу и его результатам»;
Личностные результаты отражают:
- сформированность позитивной самооценки, самоуважения, развитие
образовательной успешности каждого обучающегося.
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и
4.1.

сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми.
Под метапредметными результатами в концепции ФГОС понимаются «освоенные
обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы
деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении
проблем в реальных жизненных ситуациях».
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальных
учебных действий. Метапредметные результаты освоения курса «Проектная
деятельность» отражают: умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
4.2. Темы проектов
10 класс
Проект "QR-код - двухмерный штрих-код"
Применение компьютерных технологий в профессиональной деятельности
Как защитить школьников от сетевых хулиганов: международный опыт и личные
наблюдения
11 класс
Интернет общение и вседозволенность в соц. сетях
Влияние социальных сетей на психологию подростка

Тематическое планирование.
10 класс
№

Название
раздела

Кол-во
часов

Планируемые
образовательные
результаты

Воспитательный
потенциал урока,
согласно программе
воспитания

1

Информация и
информационные
процессы.

7

Ученик получит возможность
научиться: –использовать
знания о месте информатики
в современной научной
картине мира; –строить
неравномерные коды,
допускающие однозначное
декодирование сообщений,
используя условие Фано. –
использовать знания о кодах,
которые позволяют
обнаруживать ошибки при
передаче данных, а также о
помехоустойчивых кодах.

День безопасности;
День грамотности;
День здоровья;
День чтения

2

Компьютер и его
программное
обеспечение.

5

Ученик научится: –
аргументировать выбор
программного обеспечения и
технических средств ИКТ
для решения
профессиональных и
учебных задач, используя
знания о принципах
построения персонального
компьютера и классификации
его программного
обеспечения; – применять
антивирусные программы
для обеспечения стабильной
работы технических средств
ИКТ; – использовать готовые
прикладные компьютерные
программы в соответствии с
типом решаемых задач и по
выбранной специализации; –
соблюдать санитарно гигиенические требования
при работе за персональным
компьютером в соответствии
с нормами действующих
СанПиН.

Профориентационное
мероприятие «Моя
профессия. Как
выбрать»
ПРОЕКТОРИЯ

3

Представление
информации в
компьютере.

10

Ученик научится: –
переводить заданное
натуральное число из

Декада «Нет
коррупции»;
День поэзии; Единый

двоичной записи в
восьмеричную и
шестнадцатеричную, и
обратно; сравнивать числа,
записанные в двоичной,
восьмеричной и
шестнадцатеричной системах
счисления; – определять
информационный объём
графических и звуковых
данных при заданных
условиях дискретизации

день профилактики;
ПРОЕКТОРИЯ

4

Элементы теории
множеств и
алгебры логики

7

Ученик научится: – строить
логической выражение по
заданной таблице
истинности; решать
несложные логические
уравнения. Выпускник
получит возможность
научиться: – выполнять
эквивалентные
преобразования логических
выражений, используя
законы алгебры логики, в том
числе и при составлении
поисковых запросов.

День науки;
День экологии;
День профориентации;
НПК
ПРОЕКТОРИЯ

5

Современные
технологии
создания и
обработки
информационных
объектов

5

Ученик научится: – создавать
структурированные
текстовые документы и
демонстрационные
материалы с использованием
возможностей современных
программных средств.

День защиты детей

11 класс
№

Название раздела

1

Обработка
информации в
электронных
таблицах

Кол-во
часов

Планируемые
образовательные
результаты

8

Выпускник на базовом
уровне научится: –
использовать электронные
таблицы для выполнения
учебных заданий из
различных предметных
областей; – представлять
результаты

День безопасности;
День грамотности;
День здоровья;
День чтения

математического
моделирования в
наглядном виде, готовить
полученные данные для
публикации.
Выпускник на базовом
уровне получит
возможность научиться: –
планировать и выполнять
небольшие
исследовательские проекты
с помощью компьютеров;
использовать средства ИКТ
для статистической
обработки результатов
экспериментов;
– разрабатывать и
использовать
компьютерноматематические модели;
оценивать числовые
параметры моделируемых
объектов и процессов;
интерпретировать
результаты, получаемые в
ходе моделирования
реальных процессов;
анализировать готовые
модели на предмет
соответствия реальному
объекту или процессу.
2

Алгоритмы и
элементы
программирования

10

Выпускник на базовом
уровне научится: –
определять результат
выполнения алгоритма при
заданных исходных
данных; – узнавать
изученные алгоритмы
обработки чисел и
числовых
последовательностей;
создавать на их основе
несложные программы
анализа данных; – читать и
понимать несложные
программы, написанные на
выбранном для изучения
универсальном
алгоритмическом языке
высокого уровня; –
выполнять пошагово (с

Профориентационное
мероприятие «Моя
профессия. Как
выбрать»
ПРОЕКТОРИЯ

использованием
компьютера или вручную)
несложные алгоритмы
управления исполнителями
и анализа числовых и
текстовых данных; –
создавать на
алгоритмическом языке
программы для решения
типовых задач базового
уровня из различных
предметных областей с
использованием основных
алгоритмических
конструкций; – понимать и
использовать основные
понятия, связанные со
сложностью вычислений
(время работы, размер
используемой памяти)
Выпускник на базовом
уровне получит
возможность научиться: –
использовать знания о
постановках задач поиска и
сортировки, их роли при
решении задач анализа
данных; – получать
представление о
существовании различных
алгоритмов для решения
одной задачи, сравнивать
эти алгоритмы с точки
зрения времени их работы
и используемой памяти; –
применять навыки и опыт
разработки программ в
выбранной среде
программирования,
включая тестирование и
отладку программ; –
использовать основные
управляющие конструкции
последовательного
программирования и
библиотеки прикладных
программ; выполнять
созданные программы.
3

Информационное
моделирование

8

Выпускник на базовом
уровне научится: –
находить оптимальный

Декада «Нет
коррупции»;
День поэзии; Единый

4

Сетевые
информационные
технологии

4

путь во взвешенном графе;
– использовать
компьютерноматематические модели
для анализа
соответствующих объектов
и процессов, в том числе
оценивать числовые
параметры моделируемых
объектов и процессов, а
также интерпретировать
результаты, получаемые в
ходе моделирования
реальных процессов;
– использовать табличные
(реляционные) базы
данных, в частности,
составлять запросы в базах
данных (в том числе,
вычисляемые запросы),
выполнять сортировку и
поиск записей в БД; –
описывать базы данных и
средства доступа к ним;
наполнять разработанную
базу данных.
Выпускник на базовом
уровне получит
возможность научиться: –
использовать знания о
графах, деревьях и списках
при описании реальных
объектов и процессов; –
применять базы данных и
справочные системы при
решении задач,
возникающих в ходе
учебной деятельности и
вне её; – создавать учебные
многотабличные базы
данных

день профилактики;
ПРОЕКТОРИЯ

Выпускник на базовом
уровне научится: –
использовать
компьютерные
энциклопедии, словари,
информационные системы
в Интернете; вести поиск в
информационных
системах; – использовать
сетевые хранилища данных

День науки;
День экологии;
День профориентации;
НПК
ПРОЕКТОРИЯ

и облачные сервисы; –
использовать в
повседневной
практической деятельности
(в том числе — размещать
данные) информационные
ресурсы интернетсервисов
и виртуальных пространств
коллективного
взаимодействия, соблюдая
авторские права и
руководствуясь правилами
сетевого этикета.
Выпускник на базовом
уровне получит
возможность научиться: –
использовать
компьютерные сети и
определять их роли в
современном мире; узнать
базовые принципы
организации и
функционирования
компьютерных сетей,
нормы информационной
этики и права; –
анализировать доменные
имена компьютеров и
адреса документов в
Интернете; – понимать
общие принципы
разработки и
функционирования
интернет- приложений; –
создавать веб-страницы,
содержащие списки,
рисунки, гиперссылки,
таблицы, формы;
организовывать личное
информационное
пространство; –
критически оценивать
информацию, полученную
из сети Интернет.
5

Основы
социальной
информатики

4

Выпускник на базовом
уровне получит
возможность научиться: –
использовать принципы
обеспечения
информационной
безопасности, способы и

День защиты детей

средства обеспечения
надежного
функционирования средств
ИКТ.

Критерии и нормы оценки.
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении,
как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в
целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного
опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными
контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в
соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
Отметка
90% и более
Отлично
75-90%
Хорошо
60-75%
удовлетворительно
менее 60%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе,
определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота,
прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и
незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
•
грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия,
определения;
•
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о
нечетком представлении рассматриваемого объекта;
•
недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего
кардинально на знания определенные программой обучения;
•
мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не
искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный
минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от
учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит,
навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об
образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях
выставляете отметка:
•
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2
мелких
погрешностей;
•
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
•
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
•
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что
учащийся не
владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного
программного материала), отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей
устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение
проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на
сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
•
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном
программой;

изложил материал грамотным языком в определенной логической
последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной
дисциплины;
•
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
•
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными
примерами;
•
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
•
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям
на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
•
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа,
исправленные по замечанию учителя:
•
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении
второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
•
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но
показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для
дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
•
не раскрыто основное содержание учебного материала;
•
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или
наиболее важной части учебного материала;
•
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной
терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких
наводящих вопросов учителя.
•
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного
материала;
•
не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому
материалу;
•
отказался отвечать на вопросы учителя.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил
безопасного труда.
Средства контроля
Кроме самостоятельных, контрольных работ для проверки знаний, текущего и итогового
контроля применяется компьютерная среда для создания компьютерных тестов. Кроме
того, в работе используется ряд компьютерных тренажёров, обучающих игр.
•

Список используемой литературы:
•
Л.Л. Босова, А.Б. Босова. Информатика. 10-11 классы: методическое пособие. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
•
Материалы авторской мастерской Л.Л. Босовой (metodist.lbz.ru).
•
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова Информатика: Учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2020 г.
•
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова Информатика: Учебник для 11 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2020 г.
•
Л.Л. Босова, А.Б. Босова. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 10
класс»
•
Л.Л. Босова, А.Б. Босова. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 11
класс»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».