Умники и умницы



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 г.Михайловска»

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Умники и умницы»

.



Программа «Умники и умницы» относится к общеинтеллектуальной направленности.
Содержательная часть Программы соответствует основным положениям:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. №
273- ФЗ.
-Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства
РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей"
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требования=х к
программам дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1008 от 29 августа 2013
года утверждает Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам.
-Положение о дополнительной образовательной (общеразвивающей) программе МАОУ
СШ № 2 г. Михайловска
-Программа к курсу составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе
программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А.
Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с
использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». –
Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих
занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения
Цели и задачи.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе
системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять
главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения;
3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать
свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано
доказывать свою точку зрения;
4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать
нестандартные задачи;
5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
учащихся;
6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения
школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение
каких-то конкретных знаний и умений.
Особенности организации учебного процесса.



Во время занятий у ребенка происходит становление
развитых форм
самосознания, самоконтроля и самооценки. Данный курс состоит из системы
тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих
игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и
упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что
привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых
задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать,
принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи
определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как
осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых
шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная
проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации
самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо
развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за
счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение
самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и
старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в
занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся
подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый
положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться
выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим,
различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока.
Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и
тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем
могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления.
Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением
материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из
следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из
возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных
на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их
математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать,
обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их,
делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально
подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической
литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных
особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания
происходит развитие почти всех
познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;



- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных
на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости,
переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно
важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного
пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая
двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и
зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и
применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий
учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и
определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового
запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не
изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая
карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного
рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из
нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова
записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о
котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления.
С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном
детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить
доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил
логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные
объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между
понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные
на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое
выполнение задания).
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны
ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный
актив, то есть в зону актуального развития.
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность
формирования
Личностных результатов:



−
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
−
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результатов :
Регулятивные УУД:
−
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
−
Проговаривать последовательность действий .
−
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
−
Учиться работать по предложенному учителем плану.
−
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
−
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
−
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
−
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
−
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
−
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
−
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.
−
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать
решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
−
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
−
Слушать и понимать речь других.
−
Читать и пересказывать текст.
−
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
−
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;



-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения спецкурса положены ценностные ориентиры, достижение которых
определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются
по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть
в защищенной,
дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или
не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний,
начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в
открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую
незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены,
юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать)
социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте
самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к
поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Диагностика результатов познавательных способностей
Как известно, начальной школе принадлежит исключительно важная роль в
психическом развитии школьников. Она призвана не только вооружить их начальными
предметными умениями, но и в значительной мере развивать у них познавательные УУД
(восприятие, внимательность, память, мышление, воображение, речь). Тем более, что
между этими двумя комплексами психических свойств существует глубокая, органическая
взаимосвязь, проходит в процессе овладения первым.
Перечисленные выше УУД (их можно объединить в понятие познавательного
интеллекта) принадлежит к категории общих. Это значит, что они находят применение и
развиваются в процессе усвоения всех общеобразовательных предметов. Сказанное,
однако, не означает, что функционирование УУД происходит совершенно одинаково при
усвоении любого общеобразовательного материала. Нет, обслуживание процесса
овладения, скажем, математикой предъявляет существенно иные требования к
восприятию, вниманию, памяти и т. д., чем овладение языком.
Выдвигая перед учащимися определенные учебные задания. Учитель должен знать.
Насколько сформированы у него соответствующие познавательные способности. Такое
знание позволяет определенным образом модифицировать предлагаемые задания –
расчленять их на более или менее крупные единицы, снижать или повышать их уровень,
предоставлять ученику отдельные подсказки, наводящие вопросы и т.п., короче –
осуществлять дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса.
Но это только одна сторона проблемы. Другая заключается в необходимости всеми
имеющимися средствами развивать познавательный интеллект учащихся. Если он не
достигает возрастной нормы – корригировать его, а если такая норма достигнута –



способствовать его дальнейшему развитию. При этом используются два пути: придание
процессу обучения развивающего характера и использование специальных упражнений
тренировочного характера.
Первая диагностическая работа проводится в начале учебного года, при выполнении
заданий первого занятия. Результаты выполнения заданий заносятся в таблицу (см.
приложение 2) и сравниваются с результатами, полученными при аналогичном
тестировании в конце предыдущего года обучения.
Второе диагностическое обследование проводится в конце учебного года, при
выполнении заданий последнего занятия. Результаты, полученные после проверки,
заносятся в таблицу, в которую внесли данные о развитии детей в начале года.
Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия,
определяем динамику роста познавательных способностей учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (135ч)
1класс (33ч)
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на
формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача
достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают
преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и
слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу
возрастных особенностей детям предлагаются в основном те задания, выполнение
которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с
заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести
учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и
целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении,
обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы
детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые
учителем, постепенно совращались с одновременным повышением доли участия детей в
поиске решения предложенной задачи.
На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное
выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем,
соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача
учителя — поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же
время не следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно
решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой
деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в неё
Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное
обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов
решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей
на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка
особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических
особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут
выполнять задания самостоятельно).
2 класс (34 ч)
Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей
степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной
практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля,
а также познавательной активности детей.
Но задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому
основное внимание на занятиях РПС обращено на такие качества ребёнка, развитие и
совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно
мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и
мышление.



Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это
позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивая
темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
3 класс (34 ч)
Большое внимание, как и во втором классе, уделяется проверке самостоятельно
выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок,
обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
Материал, включённый в раздел «Задания на развитие внимания», имеет, как и во 2
классе, своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объёма
произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно
возрастает.
В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение
фигур и предметов (задания с использованием спичек); на вычерчивание фигур без отрыва
карандаша, на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
В 3 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования
мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух
суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения
делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из
комбинаторики.
Также в третьем классе вводится большое количество разнообразных занимательных
заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются
лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и
совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое
мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти
упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении
которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить
дедуктивные умозаключения.
Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и
требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и
их отношения между собой.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно
выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво
распределять события во времени.
4 класс (34 ч)
Курс РПС в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические
механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся
занимаются по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется
логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется
решению нестандартных задач.
Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность
перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на
репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и
синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.
Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий
или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет
отвечать целям и задачам обучения.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого
учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя
открывают для себя знания и способы их добывания. Так как большинство школьных
задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом



виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода
учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей
необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие
мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более
разнообразными и трудными. Решение нестандартных задач формируют познавательную
активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово.
Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости,
оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей у
детей.
Тематическое планирование
1 класс
Развиваемые способности

№
занятия
1
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)
2
Развитие концентрации внимания.
Графический диктант.
3
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
4
Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант.
5
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек.
Рисуем по образцу
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию
спичек. Рисуем по образцу
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Графические диктанты
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант



19
20
21

22
23
24
25

26

27

28

29

30

31

32

33

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию
спичек.
Рисуем по образцу
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Графический диктант
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант
Тренировка слуховой памяти
Развитие мышления
Графический диктант
Тренировка зрительной памяти
Развитие мышления
Графический диктант
Развитие аналитических способностей
Совершенствование мыслительных операций
Графический диктант
Развитие логического мышления
Совершенствование мыслительных операций
Графический диктант
Развитие концентрации внимания
Развитие мышления
Графический диктант
Тренировка слуховой памяти
Развитие мышления
Графический диктант
Тренировка зрительной памяти
Развитие мышления
Графический диктант
Развитие аналитических способностей
Совершенствование мыслительных операций
Графический диктант
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
памяти и мышления на конец учебного года
Тематическое планирование
2 класс
Развиваемые способности

№
занятия
1
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти
и мышления.
2
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
3
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать



4

5

6
7
8

9

10
18.11
11

12

13
14
15

16

17
18

19

20
21
22

23

Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать



24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей
Тренировка зрительной памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие способности рассуждать
Развитие логического мышления
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей
Совершенствование воображения
Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции
Совершенствование мыслительных операций
Развитие способности рассуждать
Развитие концентрации внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей
Тренировка зрительной памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие способности рассуждать
Развитие логического мышления
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления
Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти
и мышления на конец учебного года
Тематическое планирование
3 класс
Развиваемые способности

№
занятия
1
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти
и мышления.
2
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
3
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
4
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
5
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
6
7

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного



8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25

26

27

28

29

мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие логического мышления
Обучение поиску закономерностей
Развитие умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения
Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции, мышления
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка концентрации внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи



30

31

32

33

34

Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие логического мышления
Обучение поиску закономерностей
Развитие умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления
Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти
и мышления на конец учебного года
Тематическое планирование
4 класс
Развиваемые способности

№
занятия
1
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти
и мышления.
2
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
3
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
4
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
5
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи



16
17
18
19
20
21
22
23
24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие логического мышления
Обучение поиску закономерностей
Развитие умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения
Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции, мышления
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка концентрации внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие логического мышления
Обучение поиску закономерностей
Развитие умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления
Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти
и мышления на конец учебного года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».