Дорогою добра

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 г.Михайловска»

Программа
волонтёрского отряда

«Дорогою добра»

1

Паспорт
программы волонтерского отряда «Дорога добра»
Михайловской средней школы №2
на 2023-2024гг.
Наименование Программа деятельности волонтёрского отряда «Дорога добра»
программы
Целевая
Педагоги, обучающиеся, родители, жители города Михайловска
аудитория
Цели и задачи
Цели программы:
программы 1. 1. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их
самостоятельной познавательной деятельности.
2. 2. Развитие у обучающихся высоких нравственных качеств путём пропаганды
идей добровольного труда на благо общества и привлечения к решению
социально-значимых проблем через участие в экологических, социальных,
культурно-образовательных, просветительских проектах.

Задачи программы:
1. формировать активную жизненную позицию подростков и стремление
заниматься волонтерской добровольческой работой;
2. сформировать сплочённый коллектив волонтёров и возродить идею
шефства как средства распространения волонтёрского движения;
3. установить механизм взаимодействия с социумом в сфере продвижения
и развития волонтёрского движения;
4. вовлекать школьников в социальную практику;
5. предоставлять возможность школьникам проявить себя, реализовать
свой потенциал;
6. утверждать позитивное отношение к здоровому образу жизни;
7. расширение сферы внешкольной деятельности и вторичной занятости
учащихся.
Основные
направления
деятельности
программы
Ожидаемые
результаты
реализации
программы

Программа предполагает работу по следующим направлениям:
• экологическое воспитание («Нашему городу – порядок и чистоту!»)
• социальное («Поклонимся великим тем годам…»);
• здоровьесбережение («Спорт и здоровый образ жизни»);
• досуговая деятельность («Карета творчества»);
В ходе реализации программы ожидается:
Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более
ответственной, адаптированной, здоровой личности.
• формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;
• развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;
• получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей
и проектов;
• формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.
• создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая
позволит достичь социально-позитивных и личностно-значимых для детей
результатов, на основе которых растёт их самоуважение;
• участие в акциях, социально-значимых мероприятиях и проектах;
• умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами
уважительного отношения.
• формирование у детей высоких нравственных качеств, потребности в
здоровом образе жизни, экологической грамотности;
2

Критерии и
показатели
достижения
результатов

Сроки и
этапы
реализации
программы

• формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению.
Критерии эффективности реализации программы:
• число постоянных волонтёров в организации;
• активно работающие волонтёры (% от общего числа
зарегистрированных волонтёров);
• разработка и внедрение проектов;
• количество проведённых волонтёрских акций, мероприятий;
• узнаваемость организации и волонтёров;
• удовлетворение волонтёров от программы;
• число нуждающихся, получивших услуги волонтёров;
• позитивные отзывы получателей услуг и партнёров;
Программа рассчитана на один учебный год (2021-2022г)
1 этап - подготовительный
2 этап - организационный
3 этап - основной (непосредственная реализация программы)
4 этап - заключительный

Исполнители
программы

Учащиеся МАОУ СШ №2 г. Михайловска, куратор отряда.

3

Программа волонтерского отряда «Дорога добра»
МАОУ СШ №2 г.Михайловска
Содержание:
1. Пояснительная записка………….…………………………………..…….5
2. Цели и задачи программы……………….……………........................….8
3. Организация и структура волонтёрского отряда………………………...9
4. Права и обязанности членов отряда……………………….…...….…....10
5. Этапы реализации программы……………………………….…………..11
6. Направления деятельности…………………………..…………………...12
7. Ожидаемые результаты работы……………………………………….…13
8. Календарно-тематический план работы………………………………...14
9. Информационно-методическое обеспечение………….………….....….17

4

Пояснительная записка
В общенациональной программе развития и воспитания детей в РФ
важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных
представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное
поведение подростков.
Детство и отрочество – это время освоения ребёнком культурных и
социальных ценностей, период проб и ошибок, время творческих исканий,
момент

самоопределения,

поиск

друзей,

установление

новых

коммуникативных отношений. То, что будет заложено в ребенка в это время
и определит его как будущую личность.На сегодняшний день лидирующее
место в жизни ребенка занимают компьютеры или телефоны. Современный
ребёнок находится в стремительном информационном потоке, где царит
подмена ценностей, понижение уровня нравственности, множественные
искушения и порой очень сложно отобрать самостоятельно верную
информацию и воспользоваться ей.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации
подростков, привитие им нравственных качеств, воспитание здоровой и
адекватной личности. Пионерские дружины и комсомольские активы,
тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм,
направленных на формирование и развитие социальных, нравственных,
патриотических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и
самого главного - собственного желания и возможности выбора. Ушедшие в
прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся
социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых
подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления
новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано
способствовать формированию и совершенствованию патриотической и
социальной компетентности подрастающего поколения, их нравственных
качеств. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы.
5

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие
что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.Волонтерские
или

добровольческие

организации

-

это

свободные

союзы

людей,

объединенных каким-либо общим специальным интересом. Добровольно
выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности
подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности
возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой
личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
В последние годы заметно активизировалось волонтерское школьное
движение. Программа волонтерского движения в школе предусматривает для
ребят выполнение посильной общественно полезной работы. Школьникидобровольцы

занимаются

организацией

праздничных

концертов

для

пенсионеров и младших школьников, раздачей подарков ветеранам войны,
труженикам тыла. Кроме того, волонтерское движение в современной школе
предполагает

участие

школьников

в

различных

социально-значимых

проектах и акциях, например, посвященных здоровому образу жизни, в
экологических субботниках. Волонтерское движение в школе имеет
огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что
ребята вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на
бескорыстную помощь ближнему.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться
в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен
обладать волонтер для успешной работы. Работа в волонтерском отряде
поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из
равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток
обретет

самоуважение,

окружающих.

В

станет

дальнейшей

уверенным
жизни

им

и

привлекательным

проще

будет

для

общаться,

взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь

6

оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские
позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с
внешним миром, получая воздействие извне, получая информацию, знания,
обучаясь и развивая личностные качества. Это особенно важно в условиях
школы-интернат.
Взаимодействуя между собой в процессе деятельности ребята
приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты,
включаться в проект, несут ответственность (подготовка выступлений,
проведение акций, игр, проведение соц.опросов, анкетирования), передают
информацию другим детям, проводя Дни профилактики с тематическими
информационными

выходами

в

классы,

агитационные

выступления,

интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок,
тематического уголка отряда, написание летописи отряда. Все это будет
способствовать формированию социальной компетентности.
Программа волонтёрского отряда «Дорога добра» создана для
обучающихся 8-11 классов МАОУ СШ №2 г. Михайловска. Программа
рассчитана на 1 учебный год (2022-2023г). Занятия проводятся дважды в
неделю, делятся на теоретические и практические. Практические занятия
проводятся в форме игр, социальных акций, флешмобов, познавательных
мероприятий, спортивных мероприятий, экологических десантов. Ребята
ведут активную работу с населением города Михайловск.
Основная идея программы развития волонтёрского движения МАОУ
СШ №2 г.Михайловска - воспитать новое поколение детей, способных
оказать помощь в любую минуту, осознающих, насколько они могут быть
полезными для общества, придерживающихся девиза: «Больше дела –
меньше слов», строящих отношения друг с другом и окружающими людьми
на доверии и понимании, оказывающих реальную помощь, основанную на
уважении к человеку.
7

Участниками программы волонтёрского движения являются не только
подростки, но и ребята младшего возраста, так как комплексная программа
направлена на формирование активной гражданской позиции, способствует
созданию мотивации на принятие активной социальной роли тех ребят,
которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских
способностей.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что каждой
образовательной организации необходима комплексная программа развития
детского волонтёрского движения.

Цели и задачи программы
Цели программы:
1. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их
самостоятельной познавательной деятельности.
2. Развитие у

обучающихся

высоких

нравственных качеств путём

пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения к
решению социально-значимых проблем через участие в экологических,
гуманитарных, социальных, культурно-образовательных, просветительских
проектах.
Задачи программы:
1. формировать активную жизненную позицию подростков и стремление

заниматься волонтерской добровольческой работой;
2. сформировать сплочённый коллектив волонтёров и возродить идею

шефства как средства распространения волонтёрского движения;
3. установить механизм взаимодействия с социумом в сфере продвижения

и развития волонтёрского движения;
4. вовлекать школьников в социальную практику;
5. предоставлять возможность школьникам проявить себя, реализовать

свой потенциал;
8

6. утверждать позитивное отношение к здоровому образу жизни;

расширение сферы внешкольной деятельности и вторичной занятости
учащихся.
Организация и структура волонтёрского отряда
•

Куратор волонтёрского отряда –Пономарева Екатерина

Васильевна;
•

Основой

волонтёрского

движения

является

отряд

обучающихся-добровольцев из числа школьников 8-10 классов;
•

В начале года выбираются органы самоуправления:

командир отряда, ответственные за каждое из направлений программы;
•

Сбор отряда проводиться 2 раз в месяц;

•

Массовые мероприятия проводятся плана программы на

год, четыре мероприятия в месяц (по одному на каждое направление);
•

Ежегодно

(май)

проводятся

заседания

волонтёрского

отряда, на которых заслушиваются отчёты о деятельности волонтёров
и подводятся итоги о выполненной работе за прошедший год.
Права и обязанности членов отряда
Волонтёр имеет право:
•

Выбрать тот вид добровольческой деятельности, который

отвечает его потребностям и устремлениям.
•

Вносить предложения при обсуждении форм и методов

осуществления волонтерской деятельности.
•

На признание и благодарность за свой труд.

•

Получение

дополнительных

заданий,

необходимых

волонтеру для выполнения возложенных на него задач.
•

Отказаться

от

выполнения

уважительной причины)
9

задания

(с

объяснением

•

Прекратить

свою

деятельность

о

волонтерском

объединении (по уважительной причине).
Волонтёр обязан:
•

Четко и добросовестно выполнять порученную ему работу.

•

Знать,

уважать

и

следовать

целям

и

принципам

волонтерского движения. Соблюдать принцип конфиденциальности (не
распространять не предназначенные для разглашения сведения, а также
информацию о личной жизни просвещаемых людей).
•

Следовать инструкциям, выданным ему при инструктаже.

•

Уведомить о своем желании прекратить волонтерскую

деятельность в организации не менее чем за 2 недели.
Заповеди волонтёров школы-интерната
Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги.
Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого
деятельности.
Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным
отношениям и поступкам.
Куратор имеет право:
•

Требовать от волонтера отчет за проделанную работу.

•

Требовать уважительного отношения к руководителю и к

тем, с кем общается.
•

Отказаться от услуг волонтера при невыполнении им

обязательств, нарушении дисциплины, некорректном поведении в
отношении других активистов.
•

Предоставлять возможность для получения волонтером

дополнительных

знаний,

необходимых

осуществления его деятельности.
10

ему

для

успешного

Куратор обязан:
•

Создать волонтеру все необходимые ему условия труда.

•

Разъяснять волонтеру его права и обязанности.

•

Обеспечить безопасность волонтера (проинструктировать

его о необходимой технике безопасности).
•

Разрешать

конфликтные

ситуации,

возникающие

в

процессе волонтерской деятельности.
•

Проводить обучающие беседы и тренинги.
Этапы реализации программы

Подготовительный этап – 1 этап
1. Подбор методического материала на основе учета тематики
деятельности отряда.
2. Установление внешних связей с социальными учреждениями,
учреждениями культуры.
3. Размещение информации об отряде на школьном сайте.
Организационный этап – 2 этап
1. Сбор отряда.
2. Знакомство с законами, традициями и правилами жизнедеятельности
отряда.
3. Изучение патриотических установок и гражданской позиции.
Основной этап – 3 этап – непосредственная реализация программы
1. Реализация основной идеи программы.
2. Организация деятельности органов детского самоуправления.
3. Проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых
мероприятий.
Заключительный этап - подведение итогов деятельности отряда.
11

Направления деятельности
Работа волонтеров осуществляется по четырем направлениям:
•

социальное («Поклонимся великим тем годам…»);

•

здоровьесбережение («Спорт и здоровый образ жизни»);

•

досуговая деятельность («Карета творчества»);

•

экологическое воспитание («Нашему городу – порядок и

чистоту!»).
«Нашему городу порядок и чистоту!»
Цель:

проведение

субботников,

экологических

десантов,

озеленение территории посёлка, благоустройство территории.
«Поклонимся Великим тем годам…»
Цель: оказание шефской помощи ветеранам ВОВ, труженикам
тыла, пожилым людям, пополнение информации в «Книге памяти» о
жизни в тяжелые военные годы.
«Спорт и здоровый образ жизни!»
Цель: пропаганда ЗОЖ, проведение флешмобов, социальных
акций, спортивных
физического

мероприятий, направленных

здоровья

человека,

на

на укрепление

формирование

негативного

отношения к вредным привычкам.
«Карета творчества»
Цель:

организация

использованием

и

театральных

проведение
постановок,

массовых

музыкальных

художественного слова, выявление талантливых детей.

12

мероприятий

с

номеров,

Ожидаемые результаты
В ходе реализации программы ожидается:
Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более
ответственной, адаптированной, здоровой личности.
• формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;
• развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;
• получение необходимого опыта и навыков для реализации
собственных идей и проектов;
• формирование у детей личностной ответственности за выполняемую
работу.
• создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая
позволит достичь социально-позитивных и личностно-значимых для детей
результатов, на основе которых растёт их самоуважение;
• участие в акциях, социально-значимых мероприятиях и проектах;
• умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и
правилами уважительного отношения.
• формирование у детей высоких нравственных качеств, потребности в
здоровом образе жизни, экологической грамотности;
• формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему
поколению.
Рабочая программа предусматривает развитие компетенций:
•

ценностно-смысловые

•

общекультурные

•

учебно-познавательные

•

информационные

•

коммуникативные

•

социально-трудовые

•

компетенции личностного самосовершенствования
13

Календарно-тематический план работы
№ Мероприятие
п/п
1
Организационное заседание
волонтерской команды.
2
3
4
5
6
7

8
9
10

Содержание работы
Создание волонтерского отряда на
основе заявлений учащихся МАОУ
СШ №2 г.Михайловска
Беседа с настоятелем храма

Экскурсия на колокольню
Михайловского храма
Лекция «Из истории волонтерского
движения в мире и России».
«Жизнь дается только раз»

Права и обязанности волонтеров.
Проведение уроков в начальной
школе
Правила групповой работы.

Анкетирование «Могу ли я быть
волонтером?».
Оформление уголка волонтерского
отряда
Проектирование деятельности
волонтерского отряда.

Выбор места, информации и
оформление уголка
Определение направлений
деятельности, составление плана
работы, распределение
обязанностей.
Проведение соревнований

Спортивные соревнования «Мы за
здоровый образ жизни»
Операция «Стадион»
Акция «Учителями славится Россия»

11

Акция «Пусть будет теплой осень
жизни»

12
13
14
15
16
17

Резервное время
Легкоатлетический кросс «Мы
выбираем ЗОЖ»
Резервное время
Треннинг «Ты и команда»
Резервное время
Операция «Территория»

18
19

Резервное время
«Педагоги – наши мамы!»

20
21

Резервное время
Эстафета «Волонтеры могут все!»

Уборка стадиона, футбольного поля.
Поздравление учителейпенсионеров, помощь в организации
проведения праздника)
Знакомство с подопечными
пенсионерами, определение
необходимой помощи.
Организация и проведение кросса.
Заседание внутри отряда
Уборка территории школы,
подготовка к зиме.
Поздравление педагогов женщин с
днем Матери, изготовление
праздничных открыток, стенгазеты.
Проведение эстафеты
14

22
23

Резервное время
Концерт «Главное сердцем не стареть»

24
25

Резервное время
Акция «Хлебные крошки»

26
27

Резервное время
Операция «Снежный десант»

28
29

Резервное время
Акция «Меняем сигарету на конфету»

30
31

Резервное время
«Новогодние приключения»

32
33

Резервное время
Конкурс рисунков «Сохраним природу
– сохраним жизнь!»

34
35

Резервное время
Проект «Рождество в каждый дом!»

36
37

Резервное время
«Физкульт-привет!»

38
39

Резервное время
«Колядую, колядую…»

40
41
42
43

Резервное время
Операция «Белый лебедь»
Резервное время
«Книга памяти»

44
45

Резервное время
Лыжный марафон «Вдохни полной
грудью»
Резервное время
«Дерзай, ты талантлив!»

46
47

Организация и проведения
праздничного концерта ко дню
пожилого человека.
Изготовление кормушек, рейд в
школьную столовую, закрепление
ответственных ребят.
Помощь пенсионерам в уборке
снега.
Работа с подростками, имеющими
вредные привычки.
Организация и проведение
новогоднего утренника для младших
школьников.
Экологическое воспитание
школьников, выявление
талантливых ребят.
Изготовление рождественских
ангелочков.
Организация и проведение
дружеских соревнований по
баскетболу.
Разучивание колядок, организация
колядования по селу, возобновление
традиций.
Подкормка зимующих птиц.
Сбор информации у пожилых
жителей о жизни во время ВОВ,
пополнение «Книги памяти»
Организация и проведение
марафона, пропаганда спорта, ЗОЖ.
Фестиваль детского творчества
15

направленный на выявление
талантливых детей, дальнейшей их
подготовки к районным и краевым
конкурсам.
48
49

Резервное время
Трудовая акция «Зона заботы»

50
51

Резервное время
«Масленица»

52
53

Резервное время
Акция «Чистый берег»

54
55

Резервное время
Операция «Память»

56
57

Резервное время
«Мама, папа, я – спортивная семья!»

58
59

Резервное время
Акция «В некотором царстве…»

60
61

Резервное время
Операция «Клумба»

62
63

Резервное время
Игра по станциям «Я выбираю
здоровье»
Резервное время
Творческая игра «Послание
человечеству»

64
65

66
67
68

Очистка территории школы от
намерзшего льда.
Организация и проведение
общешкольного праздника,
возрождение традиций.
Очистка берега набережной
Михайловского пруда.
Уборка памятника, дворов
подшефных пенсионеров, оказание
адресной помощи.
Организация и проведение
общешкольного спортивного
праздника ко дню здоровья.
Разучивание русских народных
сказок, визит со сказками в младшие
классы и детский сад села Кокши.
Подготовка клумб на территории
школы, высадка рассады цветов.
Организация и проведение игр на
свежем воздухе, пропаганда ЗОЖ.
Составление посланий для
потомков, закапывание капсулы
времени.

Резервное время
Резервное время
Итоговое заседание волонтерского
отряда.

Составление отчета о проделанной
работе, предварительное
планирование на следующий год.

16

Информационно-методическое обеспечение
1.Агапов Е.. Социальная помощь и культура // вопросы социального
обеспечения. 2006 - №21.
2. Белые волонтеры. Добровольческая армия. (1917 - февраль 1919): Г.М.
Ипполитова, В.Г. Казаков, В.В. Рыбников – Санкт Петербург, Щит. – М.:
2003 г. – 456 с.
3. Бодренкова Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1
4. Дьячек Г.П., Развитие исследовательского подхода в деятельности
волонтеров (на примере США) // Составитель С.В. Тетерский. Под ред. Л.В.
Никитиной. – М.: “ACADEMIA” 2000 г.
5. Дик Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники. Ростов н/Д: Феникс,
2006
6. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагина А.Т., Формирование жизненных
ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся 7-9 классов средней
школы. Методическое пособие. - Казань, 2011
7. Лях Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие /
Г.Л. Лях. – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010. – 160 с.
8. Левдер, И.. Добровольческое движение как одна из форм социального
обслуживания //Социальная работа, 2006, №2.
9. Палкина Н.В. Программа воспитательной работы в 5-9 классах [Текст]/
Палкина Н.В. // Завуч начальной школы- №1, 2002

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».