основная программа дополнительного образования

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 г.Михайловска»

Образовательная программа дополнительного образования
На 2023–2024 учебный год

Содержание
1. Целевой раздел образовательной программы дополнительного образования
Пояснительная записка
Цели и задачи дополнительного образования
Концептуальная основа дополнительного образования
2. Содержательный раздел образовательной программы дополнительного образования
Содержание дополнительного образования
Условия реализации дополнительного образования
Планируемые результаты освоения программы
3. Организационный раздел образовательной программы дополнительного образования
Учебный план по реализации образовательной программы
Календарный учебный график
Условия реализации программы

2

1. Целевой раздел образовательной программы
дополнительного образования
Пояснительная записка
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс
воспитания, развития личности и обучения посредством реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ,
оказания дополнительных образовательных услуги информационно –
образовательной деятельности за пределами основных образовательных
программ в интересах человека, государства.
Реализация дополнительного образования обучающихся МАОУ СШ
№2 т. Михайловска по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих
нормативно-правовых документов:
-ФедеральныйзаконРоссийскойФедерацииот29декабря2012года№
273–ФЗ«Обобразовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124 ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. №996-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи (далее СанПиН);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018г.
№196«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее Порядок);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020г. №533«О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденным
приказом
Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018г. №162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242 «О
направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы);
Устав МАОУ СШ №2 г.Михайловска
3

Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75
Федерального закона №273–ФЗ направлено на формирование и развитие
творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни, укрепление здоровья, а так же на организацию их
свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в
обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку
детей,
проявивших
выдающиеся
способности.
Программы
дополнительного образования составлены с учетом возрастных и
индивидуальных способностей детей.
Дополнительное образование позволяет создавать условия для
оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения
образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно,
поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению.
Дополнительное образование в МАОУ СШ №2 г.Михайловска в целях
реализации процесса становления личности, разностороннего развития
личности в разнообразных развивающихся средах. Дополнительное
образование детей является равноправным, взаимодополняющим
компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности детей
в самообразовании.
Образовательная деятельность по дополнительным программам
направлена на:
Формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном,
художественно-эстетическом,
нравственном
и
интеллектуальном развитии, а также занятиях физической культурой и
спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья обучающихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического,
военно-патриотического и трудового воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также
лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию обучающихся;
социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры обучающихся;
удовлетворение образовательных потребностей и интересов
обучающихся.

4

Цели и задачи дополнительного образования
Основные цели и задачи дополнительного образования обучающихся
МАОУ СШ №2 г. Михайловска соответствуют Концепции развития
дополнительного образования обучающихся.
Целью дополнительного образования является формирование и развитие
творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом
совершенствовании,формированиекультурыздоровогоибезопасногообраза
жизни, укрепление здоровья, организация их свободного времени.
Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного
образования программ, имеющих техническую, естественнонаучную,
физкультурно-спортивную, художественную, туристско-краеведческую и
социально-гуманитарную направленности, и внедрения современных
методик обучения и воспитания детей, развития их умений и навыков.
Основными задачами дополнительного образования обучающихся
являются:
изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном
образовании детей;
обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного
образования по общеобразовательным общеразвивающим программам;
обеспечение необходимых условий для личностного, духовнонравственного, трудового развития и воспитания обучающихся;
формирование условий для создания единого образовательного
пространства;
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
формирование общей культуры личности обучающихся, их
социализации и адаптации к жизни в обществе;
формирование культуры здорового образа жизни, укрепление
здоровья обучающихся;
создание максимальных условий для освоения обучающимися
духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и
культуре своего народа.

5

Концептуальная основа дополнительного образования
МАОУ СШ №2 г.Михайловска
Актуальность
и
педагогическая
целесообразность
организации
дополнительного образования в МАОУ СШ №2 г.Михайловска
заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего
образования, помогает обеспечивать непрерывность образования,
развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеиличностноориентированного образования.
Деятельность
МАОУ СШ №2 г.Михайловска по дополнительному
образованию детей строится на следующих принципах:
природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть.
Природа сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у
каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не
переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет;
гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в
различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха
каждого ребенка;
демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных
институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение
каждому ребенку максимально благоприятных условий для духовного,
интеллектуальногоифизическогоразвития,удовлетворенияеготворческихи
образовательных потребностей;
творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание
проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) –
творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов;
свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности:
свобода выбора объединений по интересам - не неформальное общение,
отсутствие жесткой регламентации делают дополнительное образование
привлекательным для обучающихся любого возраста;
дифференциация образования с учетом реальных возможностей
каждого обучающегося: существующая система дополнительного
образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов
и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут
проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества,
умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
Функции дополнительного образования:
образовательная – обучение ребенка по дополнительным
общеобразовательным программам, получение им новых знаний;
воспитательная – обогащение культурного слоя Учреждения,
формирование в гимназии культурной среды, определение на этой основе
четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их
приобщение к культуре;
информационная – передача педагогом ребенку максимального
объема информации (из которой последний берет столько, сколько хочет и

6

может усвоить);
коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и
дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное
время;
рекреационная - организация содержательного досуга как сферы
восстановления психофизических сил ребенка;
интеграционная – создание единого образовательного пространства
школы;
компенсаторная – освоение ребенком новых направлений
деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое)
образование
и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения
содержания общего образования, предоставление ребенку определенных
гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой
деятельности;
социализация – освоение ребенком эмоционального опыта,
приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и
личностных качеств, необходимых для жизни;
самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно
значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха,
личностное саморазвитие.
Перечисленные
позиции
составляют
концептуальную
основу
дополнительного образования детей, которая соответствует главным
принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и
самоценности человека, его права на самореализацию, личностноравноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его
интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

7

2. Содержательный раздел образовательной программы
дополнительного образования
Содержание дополнительного образования
Дополнительное
образования
обучающихся
реализуется
через
техническую,
естественнонаучную,
физкультурно-спортивная,
художественную, туристско-краеведческую и социально-гуманитарную
направленности.
Целью технической направленности дополнительного образования
является развитие интереса детей к технике как объекту творчества,
формирование стремления к познанию, учению и выбору профессии,
обогащение личности, содействие приобретению практических умений,
творческих способностей талантливой молодёжи.
Целью художественной направленности является: нравственное и
художественно-эстетическое развитие личности ребенка в системе
дополнительного образования. В ходе достижения этой цели задачами
объединений являются:
развитие способности эстетического восприятия прекрасного, вызов
чувства радости и удовлетворения от выполненной работы, развитие
творческих способностей;
развитие эстетического восприятия произведений музыкальной
культуры, произведений искусства, природы;
способствование социальной адаптации обучающихся посредством
приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности
при общении в коллективе;
формирование художественно-эстетическихзнаний, умений и навыков.
Целью физкультурно - спортивной направленности дополнительного
образования является воспитание и привитие навыков физической
культуры обучающихся, формирование потребности здорового образа
жизни. Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач:
создание условий для развития физической активности с соблюдением
гигиенических норм и правил;
формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к
победе и проигрышу;
организация межличностного взаимодействия на принципах успеха.
Программы
естественнонаучной
направленности
в
системе
дополнительного образования ориентированы на развитие познавательной
активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и
углубление школьных программ по математике, физике, биологии, химии,
способствуют формированию интереса к научно-исследовательской
деятельности обучающихся.
Естественнонаучная направленность включает следующие группы
программ: учебно-исследовательская деятельность и изучение за
страницами учебников целого ряда дисциплин: астрономия, математика,

8

химия,
физика,
информатика,география,природоведение,медицинаидр.Большоевнимание
уделяется
экологическому
просвещению
и
повышению
уровняэкологической культуры обучающихся, соблюдению нравственных
и правовых принципов природопользования.
Задачи:
-формирование системы знаний об экологических проблемах
современности и путей их разрешения;
-формирование мотивов, потребностей и привычек экологически
целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
-развитие интеллектуального стремления к активной деятельности по
охране окружающей среды(способности к анализу экологических
ситуаций).
Целью
туристско-краеведческой
направленности
является
совершенствование системы образования на основе изучения родного края
с использованием туристско-краеведческой деятельности, способствующей
воспитанию нравственно здоровых, физически сильных молодых людей,
любящих свою Родину и ответственных за ее будущее.
Задачи:
усвоение комплекса краеведческих знаний о природе, истории и
культуре родного края в процессе внеучебной деятельности;
создание условий в образовательном пространстве для проявления и
развития ключевых компетентностей школьников;
формирование потребности в активной жизненной позиции по
сохранению и преобразованию родного края;
Социально-гуманитарная направленность в системе дополнительного
образования ориентирована на изучение психологических особенностей
личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик
самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем
как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений,
адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие
детской социальной инициативы является одной из главных задач
социально- педагогического направления, которая актуальна прежде всего
потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания
личности, способной действовать универсально, владеющей культурой
социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт
проживания в социальной системе, очертить профессиональные
перспективы.
Содержание образовательных программ соответствует:
• достижениям мировой культуры, российским традициям;
• определенному уровню образования;
• направленностям дополнительных общеразвивающих программ;
• современным образовательным технологиям, которые отражены:
- в принципах обучения;
9

- в формах и методах обучения;
- в методах контроля и управления образовательной деятельностью;
- в средствах обучения.
Используемые методы организации образовательной деятельности в системе
дополнительного образования МАОУ СШ №2 г.Михайловска:
• практические(упражнения, самостоятельные задания)
• наглядные(наглядные пособия, технические средства обучения)
• демонстрационные (экскурсии, посещение культурологических
учреждений)
• дидактические(использование обучающих пособий)
• иллюстративные (использование иллюстративного материала
художественной и периодической печати)
• словесные(объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение)
• игровые(основаны на игровой деятельности воспитанников)
• ассоциативные (основаны на ассоциациях – высших корковых функций
головного мозга)
• технологические (использование различных педагогических технологий в
организации работы с детьми)
• репродуктивные (форма овладения материалом, основанная на
воспроизводящей функции памяти). Используются при повторении,
закреплении.
• Объяснительно-иллюстративные
(объяснение,
описание
на
иллюстративном фактическом материале)
• проблемные(проблемная ситуация, научный поиск)
• частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения,
постановка отдельных проблемных вопросов)
• исследовательские (самостоятельные наблюдения, исследовательские
задания)
Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные Виды
занятий:
• Игры(познавательные, творческие, диагностические, ролевые и т.д.)
• Конкурс
• Фестиваль
• Соревнование
• Экскурсия
• Концерт
• Выставка
• Викторина ит.д.

10

Условия реализации образовательной программы дополнительного
образования
Развитие системы дополнительного образования детей зависит от
успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового,
материально-технического, программно-методического, психологического
характера.
Организационно-педагогические условия направлены на развитие системы
дополнительного образования детей в МАОУ СШ №2 г.Михайловска и
способствуют созданию единого воспитательного и образовательного
пространства. Для этого ежегодно анализируется социокультурная
ситуация, учитываются интересы и потребности детей и их родителей
(законных представителей) в дополнительном образовании. Важно также
учесть особенности МАОУ СШ №2 г.Михайловска , его приоритетные
направления работы, основные задачи, которые оно призвано решать, а
также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые
возможности.
Данные условия способствуют возможности взаимопроникновения,
интеграции основного и дополнительного образования детей.
Занятиями по программе дополнительного образования охвачены дети в
возрасте от 7 до 17 лет.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах–40
минут.
Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается с 1
сентября и заканчивается 31 мая текущего года.
Занятия проходят в следующих формах организации образовательного
процесса (в зависимости от содержания программы): индивидуальные,
групповые, массовые. Виды занятий по программе определяются
содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические
занятия, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ.
Срок освоения каждой программы (количество недель, месяцев, лет)
определяется содержанием программы и обеспечивает возможность
достижения
планируемых
результатов.
Периодичность
и
продолжительность занятий определяется содержанием программы.
Прием детей в объединение осуществляется по желанию обучающихся
(родителей (законных представителей)).
Обучение ведется в соответствии с календарным ученым графиком и
учебным планом дополнительного образования.
В МАОУ СШ №2 г.Михайловска созданы необходимые условия для
организации дополнительного образования:
Кадровые условия – направлены на профессиональный рост педагогов
дополнительного
образования.
Поддерживается
творческое
сотрудничество педагогов дополнительного образования с учителямипредметниками, классными руководителями, совместное обсуждение
волнующих
всех
проблем
(воспитательных,
дидактических,

11

общекультурных).
Психологические условия направлены на создание комфортной
обстановки, и, в частности, в рамках дополнительного образования детей,
способствующей творческому и профессиональному росту педагога. Об
успехах в области дополнительного образования
МАОУ СШ №2
г.Михайловска информируются все участники образовательных
отношений.
Материально-технические условия обеспечивают:
1)
возможность
достижения
обучающимися
определенных результатов;
2)
соблюдение санитарно-гигиенических норм,
требований пожарной и электробезопасности, охраны здоровья
обучающихся и охраны труда работников.
На базе школы создан Центр естественнонаучной и технической
направленности «Точка роста», который имеет необходимые обучающие
материалы и средства.
Планируемые результаты освоения программы
Одним из ключевых элементов дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ являются планируемые результаты их
освоения обучающимися, которые представляют собой систему ведущих
целевых
установок
освоения
всех
элементов,
составляющих
содержательнодеятельностную
основу
программ,
письменную
формулировку предполагаемых достижений обучающихся, которые они
смогут продемонстрировать. При проектировании и реализации
дополнительных
программ
необходимо
ориентироваться
на
метапредметные, предметные и личностные результаты.
Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися способы
деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса,
так и при решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде
совокупности
способов
универсальных
учебных
действий
и
коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность
обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Личностные результаты выключают готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут
быть представлены следующими компонентами: мотивационноценностными
(потребность
в
самореализации,
саморазвитии,
самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации);
когнитивными (знания, рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми
(уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к
достижению, волевые усилия).
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов
знаний, которая формируется через усвоение учебного материала, и
систему формируемых действий, которые преломляются через специфику

12

предмета и направлены на их применение и преобразование; могут
включать теоретические знания по программе и практические умения,
предусмотренные программой.
Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительным
общеразвивающим
программам
носит
вариативный
характер.
Инструменты оценки достижений детей и подростков способствуют росту
их самооценки и познавательных интересов в дополнительном
образовании, а также возможности диагностировать мотивацию
достижений личности.
Согласно Федеральному закону № 273 – ФЗ итоговая аттестация по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам не
предусматривает проведение итоговой аттестации. Промежуточная
аттестация может проводиться в формах, определенных учебным планом
(показательные соревнования, итоговые игры, защита проектов,
выступления, участие в конкурсах) и оцениваться по системе «зачет / не
зачет»
Реализация дополнительных общеразвивающих программ МАОУ СШ №2
г.Михайловска позволит достичь следующих результатов:
1. Нормативно-правовое обеспечение:
–сохранить государственные гарантии доступности дополнительного
образования детей;
– совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую
развитию дополнительного образования.
2. Ресурсное обеспечение:
– создать единое информационно-образовательное пространство основного
и дополнительного образования детей;
улучшить материально-техническое оснащение дополнительного
образования детей;
создать условия для поддержки профессионального развития
педагогических кадров;
создать условия, стимулирующие развитие разных видов
направленности дополнительных общеразвивающих программ.
3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования
детей:
организовать дополнительное образование в соответствии с
социальным заказом;
содействовать развитию инновационного движения в дополнительном
образовании детей;
внедрять интегрированные программы дополнительного образования,
направленные на социально-педагогическую поддержку детей.

13

3.
Организационный раздел образовательной программы
дополнительного образования
Учебный план МАОУ СШ №2 г.Михайловска по реализации
образовательной программы дополнительного образования
На 2023–2024 учебный год (на 2 полугодие)
Программа дополнительного образования введена с января 2024
года.
Учебный план по реализации образовательной программы
дополнительного образования МАОУ СШ №2 г.Михайловска направлен
на обеспечение доступности, эффективности и качества дополнительного
образования, создание максимально благоприятных условий для раскрытия
природных способностей ребенка, индивидуализации обучения, развития
творческого потенциала личности школьников.
Учебный план ориентирован на пятидневную рабочую неделю и составлен
с учетом кадрового, программно-методического и материальнотехнического обеспечения образовательного процесса.
Содержание учебного плана дополнительного образования детей включает
в себя:
Название
объединения

Всего часов по программе
Количество часов в
в год
(34недель)
неделю

«Наш край»
«Основы волонтерской
деятельности»
«Театральная студия»

2

34

2

34

2

34

1

17

1

17

1

17

2

34

«Умники и умницы»
«Кукольный театр»
«ЮИД»
Школа здоровья

Программа «ЮИД» реализуется в двух ступенях образования: НОО и
ООО.
Содержание курсов по направленностям прописано в рабочих программах,
которые являются неотъемлемой частью образовательной программы
дополнительного образования
Календарный учебный график дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ на 2023-2024 учебный год
№ Основные характеристики
Образовательного процесса
1 Количество учебных недель
2 Количество учебных дней
3 Количество часов в неделю
4 Количество часов за год
5 Количество недель в I полугодии
6 Количество недель в II
полугодии
7 Начало учебного года
8 Окончание учебного года
9 Каникулы

Направленность
34
34
34
17
17
01.09.2023г
31.05.2024г.
В соответствии с календарным
учебным графиком школы на
2023-2024учебныйгод


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».