план ВД -10 (2)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 2 г. Михайловска»

План внеурочной деятельности
на уровне среднего общего образования (10 класс -11 класс)
на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
План внеурочной деятельности МАОУ СШ №2 г. Михайловска предназначен для
реализации на уровне среднего общего образования.
План внеурочной деятельности является приложением к основной образовательной
программе среднего общего образования и является преемственным по отношению к плану
внеурочной деятельности основного общего образования.
Нормативно-правовая основа
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года, - Федеральные государственные
образовательные стандарты начального общего образования и основного общего
образования, утвержденными Приказами Минросвещения Российской Федерации №
286 и № 287 от 31 мая 2021 года с изменениями от 18 июля 2022 года, - Федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный Приказом Минобрнауки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012
года с изменениями от 12 августа 2022 года, - Письмо Минпросвещения Российской
Федерации от 5 июля 2022 года № ТВ-1290/03 «О направлении методических
рекомендаций», - Письмами Минпросвещения от 17 июня 2022 года № 03-871 «Об
организации занятий «Разговоры о важном» и от 15 августа 2022 года № 03-1190 «О
направлении
методических
рекомендаций»,
с
учетом
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Школьное образование представляет собой самый длительный этап формального
обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального
успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок
миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить
инновационный путь развития страны. Главным результатом школьного образования
должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в
школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые
пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты,
творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать,
понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли,
уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать
возможности.
Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно
вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и
культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте
национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в
рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного
общего
образования.
Такая
возможность
общеобразовательным
учреждениям
предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС)
нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является
неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как
миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность
объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в
которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность,
организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков
определенной возрастной группы, формирования у них потребностей к участию в
социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых
качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности, участия в
содержательном досуге, достижения обучающимися метапредметных и личностных
результатов согласно ФГОС.
Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми и
подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной,
социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе
учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Задачи внеурочной деятельности:
• расширение общекультурного кругозора;
• формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более
успешного освоения его содержания;
• включение в личностно-значимые творческие виды деятельности;
• формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
• помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности;
• создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого
общения.
Принципы внеурочной деятельности
1. Принцип гуманистической направленности.
2. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности.
3. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов
учебного года при организации внеурочной деятельности.
4. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекса, используемого в
образовательном процессе.
5. Принцип успешности и социальной значимости.
Для реализации плана в образовательной организации используются следующие виды
внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность;
- художественное творчество;
- социальное творчество;
- трудовая деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
При организации внеурочной деятельности школьников учитывается различие между
результатами и эффектами этой деятельности.
В основу плана внеурочной деятельности положены следующие принципы:
- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и
цельности образования в целом;
- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и
профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного
образования;
- системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Модель реализации внеурочной деятельности оптимизационная (элементы
линейной и модульной модели: распределение часов внеурочной деятельности равномерно в
течение учебного года и концентрация некоторых программ и видов деятельности в
определенном периоде времени: полугодии).
Направления реализации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное
- духовно-нравственное
- социальное
- общеинтеллектуальное
- общекультурное
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний,
установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и
укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как

одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному
развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной
образовательной программы СОО.
Основные задачи:
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их
возрастных, психологических и иных особенностей;
- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования,
показательные выступления, дни здоровья.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность
названного
направления
заключается
в
обеспечении
духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и
внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного
учреждения, семьи и других институтов общества.
Основные задачи:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого
потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной
деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного
образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции «становиться лучше»;
• укрепление нравственности - основанной на свободе воли и духовных отечественных
традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости
определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре
и зле, должном и недопустимом; укрепление позитивной нравственной самооценки и
самоуважения, жизненного оптимизма;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности
формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный
самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку
своим и чужим поступкам;
•
принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей;
•
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
•
формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
•
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела,
конкурсы.
СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних
резервов обучающихся, способствующих успешному освоению
и представление
социального опыта на ступени СОО, в формировании социальных, коммуникативных и
конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в
социуме.
Основными задачами являются:
• формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
• формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать
отношения в социуме;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
•
формирование основы культуры межэтнического общения;
•
формирование отношения к семье как к основе российского общества;
• воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшему поколению.

Данное направление реализуется программами шефской деятельности, кружка
«Движение без опасности».
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защиты
проектов.
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
• Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы СОО
Основными задачами являются:
•
формирование навыков научно-интеллектуального труда;
• развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
• формирование
первоначального опыта практической преобразовательной
деятельности;
• овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на уровне
среднего общего образования.
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, защита проектов.
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных
ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями
мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственноэтическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
Основными задачами являются:
• формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
•
становление активной жизненной позиции;
• воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Данное направление реализуется программами дополнительного образования.
По итогам работы в данном направлении проводятся концерты, конкурсы, выставки.
Планируемые личностные результаты
1. Спортивно-оздоровительное направление.
• Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний,
установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и
укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как
одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному
развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной общей
образовательной программы. Включает практическую деятельность обучающихся в таких
видах, как: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры (баскетбол, футбол), и в
комплексе помогает педагогу развить такие качества личности, как сила, выносливость,
ловкость, гибкость. Результатом этой работы является успешное выступление учащихся в
спартакиадах различного уровня.
• Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного,
психологического, психического и социально психологического здоровья человека;
•
Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье;
• Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни,
позволяющих сохранить и укрепить здоровье;
• Способность выполнять правила личной гигиены и развивать готовность
самостоятельно поддерживать свое здоровье;
• Сформированное представление о правильном (здоровом) питании, его режиме,
структуре;
• Сформированные представление об основных компонентах культуры здоровья и
здорового образа жизни;
• Приобщение к разумной физической активности, сформированная потребность
заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни.
2. Духовно-нравственное направление:
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и

других институтов общества.
Основные задачи:
• Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России,
своему народу, своему краю, отечественному культурно историческому наследию,
государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям,
старшему поколению; сформированная гражданская компетенция;
• Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том
числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных
убеждений, представителями различных социальных групп;
• Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и
младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормам;
сформированная коммуникативная компетенция;
• Уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к
человеку, находящемуся в трудной ситуации;
• Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и
поступков других людей;
• Уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим,
заботливое отношение к младшим;
• Знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение
к ним.
3. Общеинтеллектуальное направление:
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы СОО
Основными задачами являются:
• Осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной деятельности
и творчеству;
• Потребность выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных
видах деятельности;
• Сформированная мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуально
-познавательной и научно- практической деятельности;
• Сформированные компетенции познавательной деятельности: постановка и решение
познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями
(поиск, переработка, выдача информации);
Развитие познавательных процессов:
восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения
• Способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать
свою образовательную траекторию;
• Освоение механизмов самостоятельного поиска и обработки новых знаний в
повседневной практике взаимодействия с миром;
• Формирование внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности,
ценности и психологических возможностей каждого ребенка.
4. Общекультурное направление:
Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных
ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями
мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственноэтическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
Основными задачами являются:
• Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том
числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных
убеждений, представителями различных социальных групп;
• Понимание и осознание эстетических и художественных ценностей отечественной
культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
• Способность видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей;
эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в

целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
• Сформированное эстетическое отношения к окружающему миру и самому себе;
• Сформированная потребность повышать свой культурный уровень; потребность
самореализации в различных видах творческой деятельности;
• Способность взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми,
взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, на
нравственно-этических началах;
• Знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное
отношение к ним.
5. Социальное направление:
Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних
резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта
на ступени начального общего образования, в формировании социальных, коммуникативных
и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в
социуме.
Основными задачами являются:
• Овладение социальными знаниями (об общественных нормах, об устройстве
общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.),
понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни;
Сформированные позитивные отношения школьника к базовым ценностям
общества(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), сформированное
ценностное отношение к социальной реальности в целом;
• Достижение учащимися необходимого для жизни в обществе, социуме социального
опыта, получение школьником опыта и навыков самостоятельного социального действия;
• Сформированные компетенции социального взаимодействия с обществом,
общностью:
• сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная
мобильность;
• Умение коммуникативно взаимодействовать с окружающими людьми, овладение
социокультурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и
межкультурного общения;
• Ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность
природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах,
социально-значимой деятельности.

План внеурочной деятельности
на уровне среднего общего образования
на 2021-2022 учебный год.
10 класс
Форма организации

Внеурочная деятельность

Классы и количество часов
10 класс

Занятия по дополнительным программам, программам внеурочной деятельности
Разговоры о важном

34

Уроки профориентации

34

Подготовка и проведение мероприятий в рамках общешкольного плана
воспитательной работы
Общешкольные дела, акции, концерты,
смотры, коллективные творческие дела, 34
праздники, выставки, агитбригады и
т.д.
Подготовка и проведение мероприятий в рамках плана воспитательной работы в
классе
Классные часы, беседы, тренинги,
диспуты, праздники, КТД

34

17
Школа безопасности
Участие в самоуправлении класса и школы

Образовательные экскурсии, поездки
17
Участие в мероприятиях спортивно-оздоровительной направленности
Школьные и районные спортивные
мероприятия

17

Участие в мероприятиях интеллектуально-творческой направленности
Олимпиады, конференции, проектная 17
деятельность, предметные недели
Сотрудничество с организациями города
рода

Детская библиотека, ЦКиД, ЦДТ,
краеведческий музей

17

Итого:

238
11 класс
Форма организации

Классы и количество часов

Внеурочная деятельность

11 класс

Занятия по дополнительным программам, программам внеурочной деятельности
Социальные практики

68

Разговоры о важном

34

Уроки профориентации

34

Школа Здоровья

34

Юный патриот

34

Волонтерский отряд «Дорогою добра» 34
Подготовка и проведение мероприятий в рамках общешкольного плана
воспитательной работы
Общешкольные дела, акции, концерты,
смотры, коллективные творческие дела, 34
праздники, выставки, агитбригады и
т.д.
Подготовка и проведение мероприятий в рамках плана воспитательной работы в
классе
Классные часы, беседы, тренинги,
диспуты, праздники, КТД

34

17
Школа безопасности
Участие в самоуправлении класса и школы
34
Образовательные экскурсии, поездки
17
Участие в мероприятиях спортивно-оздоровительной направленности
Школьные и районные спортивные
мероприятия

17

Участие в мероприятиях интеллектуально-творческой направленности

Олимпиады, конференции, проектная 34
деятельность, предметные недели
Сотрудничество с организациями города
Детская
библиотека, ЦКиД,
рода
краеведческий музей, ЦДТ

17

Итого:

408

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора,
обработки и распространения информации, отражающей эффективность внеурочной
деятельности.
Объект исследований

Инструментарий,
методы
исследоования
Личность самого воспитанника
- наблюдение за поведением и
эмоционально - нравственным
состоянием школьников в повседневной
жизни; в специально создаваемых
педагогических ситуациях; вролевых,
деловых организационно деятельностных играх,
методика «Личностный рост» Е.
Н.Степанова.
Детский коллектив
- методика «Какой у нас коллектив», А.
Н. Лутошкина,
методика «Социометрическое изучение
межличностных отношений в детском
коллективе» (Методика Дж. Морено).
Удовлетворенность родителей жизнью Методика А.А. Андреева
школы
Вовлеченность
обучающихся
во Наблюдение, изучение документации
внеурочнуюдеятельность
Результативность участия во внеурочной Результаты участия обучающихся в
деятельности
различных мероприятиях, конкурсах,
смотрах, викторинах и т. д.
Условия реализации внеурочной деятельности:
Для успешной реализации необходимо выполнение ряда условий:
- конкретное планирование деятельности,
- кадровое обеспечение программы,
- методическое обеспечение программы,
-педагогические условия,
- материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвуют:
- педагоги школы, реализующие программу;
- администрация школы;
- библиотекарь;

- психолог;
- социальный педагог.
Материально-техническое обеспечение
Для организации внеурочной деятельности школа располагает следующим:
• двумя спортивными залами с необходимым спортивным инвентарем;
• стадионом;
• кабинетами, оснащенными мультимедиа;
• мастерской для занятий техническим творчеством;
• кабинетом обслуживающего труда;
• кабинетом информатики.
Показатели деятельности педагогов по реализации внеурочной деятельности:
- проектная деятельность учащихся;
- участие учащихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. школы и за
ее приделами;
- количество учащихся, задействованных в общешкольных и внешкольных
мероприятиях;
- посещаемость занятий, курсов;
- наличие благодарностей, грамот, дипломов;
- наличие рабочей программы курса внеурочной деятельности и ее соответствие
предъявляемым требованиям;
- ведение аналитической деятельности своей внеурочной работы с учащимися
(отслеживание результатов, коррекция своей деятельности);
- применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию
обучения;
- удовлетворенность учащихся и их родителей выбранным курсов внеурочной
деятельности;
- презентация опыта на различных уровнях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».