Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 2 г. Михайловска» План внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования (10 класс -11 класс) на 2023-2024 учебный год Пояснительная записка План внеурочной деятельности МАОУ СШ №2 г. Михайловска предназначен для реализации на уровне среднего общего образования. План внеурочной деятельности является приложением к основной образовательной программе среднего общего образования и является преемственным по отношению к плану внеурочной деятельности основного общего образования. Нормативно-правовая основа - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года, - Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования, утвержденными Приказами Минросвещения Российской Федерации № 286 и № 287 от 31 мая 2021 года с изменениями от 18 июля 2022 года, - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 года с изменениями от 12 августа 2022 года, - Письмо Минпросвещения Российской Федерации от 5 июля 2022 года № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций», - Письмами Минпросвещения от 17 июня 2022 года № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном» и от 15 августа 2022 года № 03-1190 «О направлении методических рекомендаций», с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Школьное образование представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребностей к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности, участия в содержательном досуге, достижения обучающимися метапредметных и личностных результатов согласно ФГОС. Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин. Задачи внеурочной деятельности: • расширение общекультурного кругозора; • формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания; • включение в личностно-значимые творческие виды деятельности; • формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей; • помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности; • создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения. Принципы внеурочной деятельности 1. Принцип гуманистической направленности. 2. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности. 3. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. 4. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекса, используемого в образовательном процессе. 5. Принцип успешности и социальной значимости. Для реализации плана в образовательной организации используются следующие виды внеурочной деятельности: - игровая деятельность; - познавательная деятельность; - проблемно-ценностное общение; - досугово-развлекательная деятельность; - художественное творчество; - социальное творчество; - трудовая деятельность; - спортивно-оздоровительная деятельность; - туристско-краеведческая деятельность. При организации внеурочной деятельности школьников учитывается различие между результатами и эффектами этой деятельности. В основу плана внеурочной деятельности положены следующие принципы: - непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом; - развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности; - единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования; - системная организация управления учебно-воспитательным процессом. Модель реализации внеурочной деятельности оптимизационная (элементы линейной и модульной модели: распределение часов внеурочной деятельности равномерно в течение учебного года и концентрация некоторых программ и видов деятельности в определенном периоде времени: полугодии). Направления реализации внеурочной деятельности Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: - спортивно-оздоровительное - духовно-нравственное - социальное - общеинтеллектуальное - общекультурное СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы СОО. Основные задачи: - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; - использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей; - развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования, показательные выступления, дни здоровья. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Основные задачи: • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции «становиться лучше»; • укрепление нравственности - основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; • формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма; • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей; • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей; • формирование основ российской гражданской идентичности; • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; • формирование патриотизма и гражданской солидарности; • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела, конкурсы. СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению и представление социального опыта на ступени СОО, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. Основными задачами являются: • формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; • формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме; • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; • формирование основы культуры межэтнического общения; • формирование отношения к семье как к основе российского общества; • воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению. Данное направление реализуется программами шефской деятельности, кружка «Движение без опасности». По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защиты проектов. ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ • Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы СОО Основными задачами являются: • формирование навыков научно-интеллектуального труда; • развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения; • формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; • овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на уровне среднего общего образования. По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, защита проектов. ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственноэтическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Основными задачами являются: • формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; • становление активной жизненной позиции; • воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры. Данное направление реализуется программами дополнительного образования. По итогам работы в данном направлении проводятся концерты, конкурсы, выставки. Планируемые личностные результаты 1. Спортивно-оздоровительное направление. • Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной общей образовательной программы. Включает практическую деятельность обучающихся в таких видах, как: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры (баскетбол, футбол), и в комплексе помогает педагогу развить такие качества личности, как сила, выносливость, ловкость, гибкость. Результатом этой работы является успешное выступление учащихся в спартакиадах различного уровня. • Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально психологического здоровья человека; • Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье; • Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье; • Способность выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье; • Сформированное представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре; • Сформированные представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; • Приобщение к разумной физической активности, сформированная потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни. 2. Духовно-нравственное направление: Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества. Основные задачи: • Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция; • Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; • Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормам; сформированная коммуникативная компетенция; • Уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; • Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; • Уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; • Знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. 3. Общеинтеллектуальное направление: Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы СОО Основными задачами являются: • Осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной деятельности и творчеству; • Потребность выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах деятельности; • Сформированная мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуально -познавательной и научно- практической деятельности; • Сформированные компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации); Развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения • Способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию; • Освоение механизмов самостоятельного поиска и обработки новых знаний в повседневной практике взаимодействия с миром; • Формирование внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и психологических возможностей каждого ребенка. 4. Общекультурное направление: Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственноэтическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Основными задачами являются: • Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; • Понимание и осознание эстетических и художественных ценностей отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; • Способность видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей; эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; • Сформированное эстетическое отношения к окружающему миру и самому себе; • Сформированная потребность повышать свой культурный уровень; потребность самореализации в различных видах творческой деятельности; • Способность взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, на нравственно-этических началах; • Знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. 5. Социальное направление: Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени начального общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. Основными задачами являются: • Овладение социальными знаниями (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни; Сформированные позитивные отношения школьника к базовым ценностям общества(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), сформированное ценностное отношение к социальной реальности в целом; • Достижение учащимися необходимого для жизни в обществе, социуме социального опыта, получение школьником опыта и навыков самостоятельного социального действия; • Сформированные компетенции социального взаимодействия с обществом, общностью: • сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность; • Умение коммуникативно взаимодействовать с окружающими людьми, овладение социокультурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; • Ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах, социально-значимой деятельности. План внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования на 2021-2022 учебный год. 10 класс Форма организации Внеурочная деятельность Классы и количество часов 10 класс Занятия по дополнительным программам, программам внеурочной деятельности Разговоры о важном 34 Уроки профориентации 34 Подготовка и проведение мероприятий в рамках общешкольного плана воспитательной работы Общешкольные дела, акции, концерты, смотры, коллективные творческие дела, 34 праздники, выставки, агитбригады и т.д. Подготовка и проведение мероприятий в рамках плана воспитательной работы в классе Классные часы, беседы, тренинги, диспуты, праздники, КТД 34 17 Школа безопасности Участие в самоуправлении класса и школы Образовательные экскурсии, поездки 17 Участие в мероприятиях спортивно-оздоровительной направленности Школьные и районные спортивные мероприятия 17 Участие в мероприятиях интеллектуально-творческой направленности Олимпиады, конференции, проектная 17 деятельность, предметные недели Сотрудничество с организациями города рода Детская библиотека, ЦКиД, ЦДТ, краеведческий музей 17 Итого: 238 11 класс Форма организации Классы и количество часов Внеурочная деятельность 11 класс Занятия по дополнительным программам, программам внеурочной деятельности Социальные практики 68 Разговоры о важном 34 Уроки профориентации 34 Школа Здоровья 34 Юный патриот 34 Волонтерский отряд «Дорогою добра» 34 Подготовка и проведение мероприятий в рамках общешкольного плана воспитательной работы Общешкольные дела, акции, концерты, смотры, коллективные творческие дела, 34 праздники, выставки, агитбригады и т.д. Подготовка и проведение мероприятий в рамках плана воспитательной работы в классе Классные часы, беседы, тренинги, диспуты, праздники, КТД 34 17 Школа безопасности Участие в самоуправлении класса и школы 34 Образовательные экскурсии, поездки 17 Участие в мероприятиях спортивно-оздоровительной направленности Школьные и районные спортивные мероприятия 17 Участие в мероприятиях интеллектуально-творческой направленности Олимпиады, конференции, проектная 34 деятельность, предметные недели Сотрудничество с организациями города Детская библиотека, ЦКиД, рода краеведческий музей, ЦДТ 17 Итого: 408 Мониторинг эффективности внеурочной деятельности Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей эффективность внеурочной деятельности. Объект исследований Инструментарий, методы исследоования Личность самого воспитанника - наблюдение за поведением и эмоционально - нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; вролевых, деловых организационно деятельностных играх, методика «Личностный рост» Е. Н.Степанова. Детский коллектив - методика «Какой у нас коллектив», А. Н. Лутошкина, методика «Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе» (Методика Дж. Морено). Удовлетворенность родителей жизнью Методика А.А. Андреева школы Вовлеченность обучающихся во Наблюдение, изучение документации внеурочнуюдеятельность Результативность участия во внеурочной Результаты участия обучающихся в деятельности различных мероприятиях, конкурсах, смотрах, викторинах и т. д. Условия реализации внеурочной деятельности: Для успешной реализации необходимо выполнение ряда условий: - конкретное планирование деятельности, - кадровое обеспечение программы, - методическое обеспечение программы, -педагогические условия, - материально-техническое обеспечение. Кадровое обеспечение: В реализации программы участвуют: - педагоги школы, реализующие программу; - администрация школы; - библиотекарь; - психолог; - социальный педагог. Материально-техническое обеспечение Для организации внеурочной деятельности школа располагает следующим: • двумя спортивными залами с необходимым спортивным инвентарем; • стадионом; • кабинетами, оснащенными мультимедиа; • мастерской для занятий техническим творчеством; • кабинетом обслуживающего труда; • кабинетом информатики. Показатели деятельности педагогов по реализации внеурочной деятельности: - проектная деятельность учащихся; - участие учащихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. школы и за ее приделами; - количество учащихся, задействованных в общешкольных и внешкольных мероприятиях; - посещаемость занятий, курсов; - наличие благодарностей, грамот, дипломов; - наличие рабочей программы курса внеурочной деятельности и ее соответствие предъявляемым требованиям; - ведение аналитической деятельности своей внеурочной работы с учащимися (отслеживание результатов, коррекция своей деятельности); - применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения; - удовлетворенность учащихся и их родителей выбранным курсов внеурочной деятельности; - презентация опыта на различных уровнях.