Программа МАОУ СШ 2антикоррупция

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 2 г. Михайловска»

Программа
по антикоррупционному воспитанию
обучающихся МАОУ СШ №2 города Михайловска
(1-11 классы)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы
Обоснование для
разработки программы

Заказчик Программы
Разработчик
(Координатор)
Программы

Программа антикоррупционной политики МАОУ СШ
№2 города Михайловска (далее Программа)
Указ Президента Российской Федерации от 02.04.
2013г. № 309 «О мерах по реализации отдельных
положений
Федерального
закона
«О
противодействии коррупции» п.25 подпункт «б»;
Указ Президента Российской Федерации от 29 июня
2018г. №378. Национальный план противодействия
коррупции на 2018 - 2020 годы.
Федеральный закон от 25.12. 2008г. № 273-ФЗ «О
противодействии коррупции» (статьи 12,13, 13.3, 14);
«Методические рекомендации по разработке и
принятию организациями мер по предупреждению и
противодействию коррупции»;
Уголовный кодекс Российской Федерации (статьи 159,
159.4, 201, 204, 285, 290, 291, 291.1, 292, 304);
Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях (статья 19.28, статья 19.29);
Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 64.1).
Администрация МАОУ СШ №2 города Михайловска
Рабочая группа антикоррупционной
МАОУ СШ №2 города Михайловска

политики

Исполнители Программы
- педагогический коллектив;
- обслуживающий персонал;
- обучающиеся школы;
- родители/законные представители обучающихся;
Цель и задачи Программы Цель:
Создание
условий
для
формирования
антикоррупционного мировоззрения обучающихся.
Воспитывать ценностные установки и развивать
способности, необходимые для
формирования
гражданской позиции относительно коррупции.
Задачи:
•
Способствовать
развитию
навыков
законопослушного поведения обучающихся.
•
Обеспечить получение обучающимися знаний
о сущности коррупции, ее общественной опасности.
•
Способствовать
формированию
у
обучающихся
навыков
антикоррупционного

поведения, нетерпимости к проявлениям коррупции в
повседневной жизни.
• Создание условий для совместной деятельности
школы и представителей социума по вопросам
антикоррупционного воспитания обучающихся.
Основные направления
Программы

•
Антикоррупционное
образование
и
антикоррупционная пропаганда;
•
Обеспечение открытости и доступности для
населения деятельности образовательной организации,
укрепление связей школы с гражданским обществом;
Проведение мероприятий по антикоррупционному
образованию, антикоррупционному просвещению,
антикоррупционной пропаганде
Сроки и этапы реализации 2021-2026 учебный год
Программы
Ожидаемые конечные
По итогам реализации программы у обучающихся
результаты
должны быть сформированы следующие ключевые
компетентности:
•информационная компетентность (умение работать с
информацией, с ресурсами Internet,
владение
компьютером, умение высказывать свое мнение,
умение проявлять активность в обсуждении
различных
вопросов,
установление
новых
коммуникативных связей и приобретение навыков
общения и взаимодействия друг с другом);
•личностная компетентность (самооценка, умение
оценить
свои
ресурсы,
стрессоустойчивость,
принятие решений, умение сделать выбор);
•гражданско-правовая
компетентность
(знание
нормативных правовых актов, умение применить эти
знания на практике, умение обеспечивать социальную
роль);
•самостоятельная
познавательно-предметная
компетентность (умение видеть проблемы, задавать
вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение
понятиям, классифицировать наблюдения и навыки
проведения экспериментов, делать выводы и
умозаключения,
структурировать материал и
работать с текстом);
•культурно-досуговая
компетентность
(умение
организовать свой досуг, знание игр);
•решение проблем (умение сказать «Нет», умение
сделать свой выбор и аргументировать его).

1. Пояснительная записка
Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом
обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на
общеобразовательных программах, разработанных в рамках государственных
образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях для
решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения
уровня правосознания и правовой культуры учащихся.
В Указе Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии
противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции»
отмечено, что «несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры,
коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех
общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и
модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную
тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж
России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз
безопасности Российской Федерации». Это означает, что тема противодействия
коррупции сегодня является одной из центральных в российском обществе и мировом
сообществе в целом.
В рамках Стратегии противодействия коррупции важной составляющей
является и система образования. Вопрос антикоррупционного воспитания и
просвещения обучающихся в образовательном учреждении представляется довольно
сложным и для своего решения требует целенаправленных усилий специалистов и
общественности в целом.
В содержании школьного образования и, в частности, в образовательной
области «Общественные дисциплины» большое внимание уделено развитию правовой
культуры личности, которая рассматривается как одно из важнейших условий
решения стратегической политической задачи - превращения России в современное
правовое государство. Молодежи завтра предстоит занять ответственные посты в
системе государственных органов власти и местного самоуправления, общественной
жизни, бизнесе. Для обучающихся важно не только получить определенные знания, но
и сформировать негативное отношение к коррупции, получив практические
социальные навыки и коммуникационные умения, позволяющие избегать
коррупционных практик.
Новые образовательные стандарты предполагают формирование ключевых
компетенций обучающихся, таких как:
личностная, информационная,
самостоятельная познавательно-предметная и гражданско-правовая. Данная
программа направлена на формирование антикоррупционного сознания у
обучающихся через становление ключевых компетенций, которые позволят им
адекватно социализироваться в современном обществе.
Данная программа акцентирует внимание обучающихся на этической стороне
проблемы. Проблема нравственного выбора, которая должна стать психологическим
новообразованием выпускника современной школы, является наиболее сложной в
педагогической практике (научить ученика осознанно делать свой выбор и нести
ответственность за него). В программе оптимально используются разнообразные
современные педагогические технологии, такие как технология ТОГИС (Технология

образования в глобальном информационном сообществе); технологии развития
критического мышления; технология проектной деятельности и интерактивные
технологии.
Программа «Формирование антикоррупционного сознания у школьников»
является междисциплинарной, интегративной, содержание которой можно раскрыть
модульно в рамках учебных дисциплин: истории, обществознания, права, экономики,
географии, литературы и других предметов. Также программу можно использовать в
качестве курса по выбору, факультативов, цикла тематических классных часов,
внеклассных мероприятий при проведении предметных недель в школе.
Принципы антикоррупционного образования:
Преемственность.
Системность.
Комплексность.
Учёт возрастных особенностей.
Интегрированность в образовательный процесс.
Связь с компетентностным подходом в образовании:
• способность к критическому восприятию действительности;
• способность адекватно оценить ситуацию;
• способность аргументировано отстоять эту позицию;
• способность эффективно действовать в соответствии со своими убеждениями;
• способность брать на себя ответственность за свои действия.
7. Партнёрство. Реализация задач антикоррупционного образования возможна при
участии всех заинтересованных сторон: молодежных организаций, родительской
общественности,
представителей властных структур и правоохранительных органов.
8. Превентивность, направленность на предупреждение любого проявления
коррупционного поведения и мышления.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

2. Актуальность программы
Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития.
Важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым
поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями
современного правового государства, - важнейшая задача школы. Уровень образования
населения, его правовой культуры - это не только престиж страны, но и вопрос
национальной безопасности.
Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию этому
негативному явлению приводит к укоренению этого страшного социального недуга.
Особенность современной ситуации заключается в том, что коррупционное поведение
не только сохраняется, но и перестает быть постыдным. К сожалению, в обществе
бытует, а нередко и насаждается мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно, а
простой гражданин не имеет возможности противостоять ее проявлениям.
На уроках в рамках модуля РПВ «Школьный урок» важно рассмотреть коррупцию
как явление социально- историческое, социально-экономическое, правовое; осветить
исторический аспект проблемы. Через выявление причин возникновения этого
феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, необходимо
целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции (так же как к
наркомании, алкоголизму и т. д.), развивать навыки антикоррупционного поведения.
Программа позволяет детализировать отдельные направления работы по
противодействию коррупции,
создать
условия для формирования
антикоррупционного мировоззрения обучающихся и активной гражданской позиции. В
свете современных требований в рамках гражданского образования необходимо
осуществлять систематическую работу по формированию антикоррупционного
сознания обучающихся.
Нормативная база для разработки программы:
1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции»;
2. Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 «О
Национальной стратегии противодействия коррупции»;
3. Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 2018г.
№378.
Национальный план противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы.
4. Цель, задачи и основные направления.
Цель:
Создание условий для формирования антикоррупционного мировоззрения
обучающихся. Воспитывать ценностные установки и развивать способности,
необходимые для
формирования у учащихся гражданской позиции
относительно коррупции.
Задачи:
• Способствовать развитию навыков законопослушного поведения обучающихся.
• Обеспечить получение обучающимися знаний о сущности коррупции, ее

общественной опасности.
• Способствовать формированию у обучающихся навыков антикоррупционного
поведения, нетерпимости к проявлениям коррупции в повседневной жизни.
• Создание условий для совместной деятельности школы и представителей социума
по вопросам антикоррупционного воспитания обучающихся.
Основные направления:
• Антикоррупционное образование и антикоррупционная пропаганда;
• Обеспечение открытости и
доступности для
населения деятельности
образовательного учреждения, укрепление связей школы с гражданским
обществом;
• Проведение
мероприятий
по
антикоррупционному
образованию,
антикоррупционному просвещению, антикоррупционной пропаганде.
Перечень мероприятий:
• Организация
информационно-методической
деятельности
по
антикоррупционному
образованию,
антикоррупционному просвещению,
антикоррупционной пропаганде;
• Образовательная деятельность антикоррупционной направленности через
изучение соответствующих тем в рамках преподавания различных учебных
предметов.
• Совершенствование сайта образовательной организации в соответствии с
законодательством Российской Федерации в целях обеспечения информационной
открытости образовательной деятельности.
• Проведение акций, диспутов, бесед, тематических классных часов, встреч с
представителями правоохранительных органов, родительских собраний, дней
открытых дверей, других мероприятий, направленных на формирование
антикоррупционного мировоззрения обучающихся.
Каждый учитель в процессе реализации программы вправе использовать собственный
подход к структурированию учебного материала, определять последовательность его
изучения и пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности,
развития и социализации обучающихся.
5. Ожидаемые конечные результаты реализации:
По итогам реализации данной программы у обучающихся должны быть
сформированы следующие ключевые компетентности:
• информационная компетентность (умение работать с информацией, с ресурсами
Internet, владение компьютером, умение высказывать свое мнение, умение
проявлять активность в обсуждении различных вопросов, установление новых
коммуникативных связей и приобретение навыков общения и взаимодействия
друг с другом);
• личностная компетентность (самооценка, умение оценить свои ресурсы,
стрессоустойчивость, принятие решений, умение сделать выбор);
• гражданско-правовая компетентность (знание нормативных правовых актов,
умение применить знания на практике, умение обеспечивать социальную роль);

• самостоятельная познавательно-предметная компетентность (умение видеть

проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям,
классифицировать наблюдения и навыки проведения экспериментов, делать
выводы и умозаключения, структурировать материал и работать с текстом);
• культурно-досуговая компетентность (умение организовать свой досуг, знание
игр);
• решение проблем (умение сказать «Нет», умение сделать свой выбор и
аргументировать его).

1.

2.
•

3.
•
•

4.

•
•

Критерии реализации задач:
Уровень освоения обучающимися содержания курса, т. е. содержания основных
изучаемых вопросов: терминов, понятий, явлений (выявляется с помощью
контрольных вопросов, тестов, викторин, кроссвордов).
Устойчивость интереса обучающихся к предмету
наличие положительных мотивов посещения занятий (знания, которые
обучающиеся получают на занятиях, они могут применить в повседневной жизни)
выявляется с помощью интервью, бесед, опросов, в ходе рефлексии.
Уровень творческой активности детей
выявление позиции (участие обучающихся в играх, диспутах, беседах)
выявление отношения, интересов обучающихся в различных видах деятельности
(к заданиям, которые предлагает учитель).
Творческие достижения детей (написание эссе, создание коллажей, выполнение
проекта).
5. Воспитательные результаты (характер отношений между педагогом,
детьми, каждым отдельным членом коллектива (дружелюбие, взаимопонимание,
работа в парах, коллективное выполнение заданий).
Порядок мониторинга хода и результатов реализации:
Внутренний мониторинг проводит администрация.
Результаты реализации программы обсуждаются в конце учебного года на
педагогическом совете.

5.Антикоррупционное образование и воспитание.
•

•
•
•

•
•

Задачи антикоррупционного воспитания:
дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях
проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных
и вредных последствиях этого явления;
научиться распознавать коррупцию;
сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного
социального явления с опорой на принцип историзма;
сформировать комплекс знаний о ситуациях коррупции для формирования
стандартов поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими
нормами;
стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;
формировать нетерпимость к проявлениям коррупции;

• продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией;
• воспитать в учащихся ценностные установки (уважение к демократическим

ценностям; неравнодушие ко всему тому, что происходит рядом; честность;
ответственность за действие, поступок; постоянное усовершенствование личной,
социальной, познавательной и культурной компетентности и т.п.);
• способствовать реализации различных возможностей: общаться, находить,
передавать информацию и распоряжаться ею; критически мыслить и решать
проблемы; рационально планировать и организовывать деятельность, брать на
себя ответственность за свои действия; общаться и сотрудничать, конструктивно
решать расхождения и конфликты.
Пути формирования антикоррупционного сознания школьников:
• использование в качестве положительного примера отсутствие случаев
коррупционного поведения при проведении тренировочного тестирования, ЕГЭ и
ОГЭ, олимпиад.
• антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как
преступного действия на уроках истории и обществознания;
• обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе
взаимодействия педагогов и учащихся;
• педагогическая деятельность по формированию у
учащихся
антикоррупционного мировоззрения.
Работу по формированию антикоррупционного сознания школьников планируется
проводить на всех уровнях школьного образования с учетом возрастных особенностей
учащихся.
Начальная школа
Система работы по формированию
антикоррупционного мировоззрения школьников
Цель:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения
демократического гражданского общества;
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее
принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести
Учебными предметами, содержание которых прямо или косвенно влияет на
осмысление младшими школьниками различных социальных явлений (в том числе и
связанных с такими понятиями, как польза, обмен, подарок, благодарность, то есть с
теми терминами, которые в современном обществе ассоциируются с коррупцией),
являются литературное чтение и окружающий мир. Ряд слов, значение которых может
быть освоено через жизненный опыт и обсуждение, осмысление их на уроках: праздник,
событие, подарок, услуга, польза, благодарность, великое слово «спасибо»,
бескорыстие.
Например, программа по литературному чтению в начальной школе разработана в
контексте формирования нравственных ценностей на основе изучения

высокохудожественных произведений литературы. Таким образом, сам предмет
«литературное чтение» имеет большое значение в решении задач воспитательного
характера, в том числе и антикоррупционного воспитания в начальной школе.
Литература как часть культурного наследия знакомит с нравственно-эстетическими
ценностями своего народа, способствует формированию личностных качеств,
соответствующих национальным и общечеловеческим образцам. Освоению читателями
- младшими школьниками нравственных ценностей способствуют произведения,
изучаемые на уроках литературного чтения в различных учебно- методических
комплектах, а также система вопросов и заданий (методический аппарат учебников),
обращенный к жизненному опыту ребенка, к его проблемам. Кроме того, изучение
художественных произведений происходит и во внеурочной деятельности.
В течение первого года обучения учащиеся получают нравственные
представления о доброте и сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном
отношении друг к другу и ко всему живому, о великодушии, настойчивости и смелости.
В течение второго года обучения получают нравственные представления о любви
к родному краю, малой родине, об ответственности за родных и близких, о сердечности
и совестливости.
В течение третьего года обучения учащиеся получают нравственные
представления об ответственности человека за свою судьбу, о великодушии, о защите
родине, талантливости и щедрости русского человека.
В течение четвертого года обучения учащиеся получают нравственные
представления о самопожертвовании, отваге, благородстве, об ответственности за тех,
кто поверил тебе, о понятии вины человека.
Можно предложить перечень литературных произведений, изучаемых в
начальной школе, для использования в качестве антикоррупционного просвещения.

1 класс
2 класс
3 класс
Нравственные
представления и
качества
Г уманизм,
Ю.Ермолаева
Н.Артюхова
Русские народные
человечность,
«Лучший друг», А. «Большая береза»,
сказки «Сивка великодушие,
Барто «Вот так
В.Берестов «Бабушка бурка»,
сердечность,
защитник»
Катя», Б.Житков
«Хаврошечка»,
добродушие
«Храбрый утенок», К.Паустовский
В.Драгунский «Надо «Заячьи лапы»
иметь чувство
юмора»

Долг,
ответственность

Совесть,
совестливость

С. Михалков
«Важный совет»,
Д.Тихомиров
«Мальчики и
лягушки»,
«Находка»

4 класс

В.Гаршин «Сказка о
жабе и розе»,
К.Паустовский
«Корзина с
шишками»,
Д.Мамин - Сибиряк
«Приемыш»,
А.Пушкин «Сказка
о мертвой царевне и
семи богатырях»
П.Ершов «Конек горбунок», Жития,
Былины

К. Паустовский
Русские народные
«Растрепанный
сказки
воробей»
«Гуси - лебеди»,
«Сестрица Аленушка
и братец Иванушка»,
Л.Толстой «Акула»,
Прыжок»
М. Пляцковский Л.Толстой
А. Куприн «Слон», С. Аксаков
«Помощник»,
«Филиппок»,
М.Пришвин «Моя «Аленький
В.Осеева «Собака «Старый дед и внук», Родина», В.Белов цветочек»,
яростно лаяла»
Н.Артюхова
«Малька
Б.Житков «Как я
«Большая береза»
провинилась»,
ловил человечков»,
А.Платонов
А.Чехов
«Цветок на земле», «Мальчики»
«Еще мама»,
Б.Житков «Про
обезьяну»

Система формирования знаний антикоррупционной направленности на уроках
окружающего мира:
Ключевые понятия
1 класс
Семья, общество Этикет Как живет семья?
Внутренний
мир
нравственность

2 класс

3 класс
Человек Общество

Наша дружная
семья Родословная
Правила
вежливости
Откуда берется и
Красная книга
Что
такое
Чистота,
раздельный куда
девается Будь
природе экология
сбор мусора, защита мусор? Откуда в
другом!
Экологическая
окружающей среды, снежках грязь?
безопасность
поступок Экология
Почему мы часто
Экономика
и
Природное
и слышим
слово
экология
культурное наследие
«экология»?
Профессии
Когда мы станем
Все профессии
взрослыми?
важны
Родина,
федерация, Наша страна - Родная страна
Россия
народы
Город и село
Права человека, закон,
Конституция

Отрасли
экономики
Потребности
Товары,
услуги Наука
Деньги, бюджет

Что
такое Для чего нужна
экономика
экономика
Природные
богатства и труд
людей - основа
экономики Что
такое деньги
Государственны й
бюджет

4 класс

Мир глазами
эколога
Сокровища
Земли
под
охраной
человечества

Наш край
Основной закон
России и права
человека Мы граждане России
Государственн
ые символы

Организация работы с учащимися 5-7 классов
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
социальные сообщества;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
• формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в
необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами,
умений реализовывать основные социальные роли
Цель: Формирование навыков совместной организации порядка в классе, в школе, в
обществе.
Формы работы: коллективно-творческие дела, ролевые игры, творческие конкурсы
рисунков.
Организация работы с учащимися 8-9 классов
Цель: Формирование компетентности в решении жизненных задач по
существующим нормам и правилам, на основании действующего законодательства.
Формы работы: Обучающие практикумы, просмотр документальных фильмов.
Организация работы с учащимися 10-11 классов
• развитие гражданской позиции как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
•

развитие мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,
российской
гражданской
идентичности,
поликультурности,
толерантности,
приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;
•

овладение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности,
правоотношениях;
•

формирование основ правового мышления и способности различать
соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической
ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных
прав.
Цель: Формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения
•

Формы работы:
уроки-диспуты,
дискуссии, встречи с работниками
правоохранительных органов, конкурсы сочинений, анализ исторических документов и
фактов.
Возраст
обучающихся

Воспитательная задача

Формирование
положительного
Организация работы отношения к органам
с обучающимися 1-4 правопорядка
классов
Организация работы
с обучающимися 5-7
классов
Организация работы
с обучающимися 8-9
классов

Организация работы
с обучающимися
10-11 классов

Основные формы
Основное содержание воспитательной работы
воспитательной
деятельности
Правоохранительные Беседы - убеждения, часы
органы: правила
общения, классные
охраны порядка
часы

Коллективно-творческие
дела, ролевые игры,
Формирование навыков
совместной организации Организаторы порядка творческие конкурсы
рисунков, классные часы
порядка в классе, в школе,
в обществе
Обучающие практикумы,
Успех без нарушений просмотр документальных
Формирование
компетентности в решении
фильмов, классные часы
жизненных задач по
существующим нормам и
правилам, на основании
действующего
законодательства
Уроки-диспуты,
Формирование у
Коррупция как особый дискуссии, встречи с
обучающихся
вид правонарушений работниками
антикоррупционного
правоохранительных
мировоззрения
органов, конкурсы
сочинений,анализ
исторических документов
и фактов.

В рамках уроков истории и обществознания в 5-11 классах рассматриваются
элементы по антикоррупционной проблематике.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Коррупция как фактор, угрожающий национальной безопасности. Актуальность
проблемы противодействия коррупции.
Древние восточные и античные авторы о коррупции. Устное народное творчество
о жадности, взяточничестве. Выдающиеся деятели о коррупции.
Тема 1. Коррупция как социальное явление.
Происхождение термина «коррупция». Многообразие определений коррупции.
Правовые, политические, экономические, морально-этические, бытовые подходы к
определению коррупции.
Понятие коррупции. Сущность и содержание коррупционных отношений. Две
составляющие коррупции:
правовая (коррупционные правонарушения,
преступления) и этическая (этические коррупционные нарушения). Этические
отклонения как основа распространения коррупции в обществе. Основные признаки
коррупционного действия.
Причины появления и живучести этого социального недуга. Отношение к
взяточничеству в мировых религиях (Библия. Коран).
География коррупции. Политический режим и коррупция. Причины высокого
уровня коррупции в странах с экономикой переходного периода.
Коррупция как фактор нарушения прав человека.
Показатели (рейтинги, индексы, статистика) коррупции в обществе.
Необходимость их критического анализа и осмысления.
Виды коррупции. Формы ее проявления (злоупотребление служебным
положением, взяточничество, растрата, вымогательство, фаворитизм и т.д.).
Коррупция как социально опасное явление. Негативные последствия коррупции в
различных сферах жизнедеятельности общества (социальной, политической,
экономической, а также в повседневной жизни человека).
Тема 2. Явление коррупции в мировой истории.
Отношение государства и общества к коррупции. Способы борьбы с коррупцией,
их эффективность в цивилизациях Древнего мира и Средневековья, странах
доколониального Востока. Римская республика и империя. Римское право.
Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и
социальных нормах в эпоху Нового времени. Эволюции коррупции в развитых странах
на рубеже XIX-XX вв.
Появление клептократических режимов во второй половине XX в.
Современное мировое сообщество в борьбе с коррупцией.
Тема 3. Исторический опыт противодействия коррупции в Российском
государстве.
Традиция «почести», подношения даров. Правовые памятники Древней Руси.
Посулы (подношения). «Почесть» (официально незапрещенная форма
добровольного приношения). Мздоимство (действия без нарушения закона). Лихоимство
(действия, нарушающие законодательство). Отношение государства к данным явлениям
в XIV-XV вв.
Судебник 1497 г. - первое законодательное ограничение коррупционных действий.
Судебник Ивана IV 1550 г. Официальное признание взяточничества тяжким
преступлением. Запрещение «посулов». Введение надзора начальников за своими

подчиненными.
Система «кормлений». Негативная роль «кормлений» в разъедании госаппарата
коррупцией. Ликвидация института «кормлений» Земской реформой 1555-1556 гг.
Соляной бунт 1648 г. в Москве как антикоррупционное выступление москвичей.
Соборное Уложение 1649 г. Отсутствие серьезных изменений в правовом регулировании
борьбы со взяточничеством.
Противоречивый характер борьбы со взяточничеством, казнокрадством в эпоху
Петра I. Введение фиксированной ежемесячной платы служащим. Введение института
фискалов Учреждение прокуратуры. Указа Петра I «О воспрещении взяток и посулов и о
наказании за оное» (24 декабря 1714 г.).
Фаворитизм как фактор распространения коррупции.
Упорядочивание внутреннего управления России при Екатерине II.
Причины, порождающие должностные преступления. Социальнополитические
противоречия в государственном управлении империи. Непоследовательность в борьбе с
должностной преступностью. Превращение коррупции в механизм государственного
управления в XIX в.
Отношение общества к мздоимству и лихоимству. Примеры честного служения
государству и обществу.
Художественные образы взяточников и мздоимцев в литературе и искусстве (А.
Данте, У. Шекспир, Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.И. Лажечников, А.В.
Сухово-Кобылин, И.П. Крылов, А.Н. Островский и др.).
Антикоррупционные меры в советском государстве. Отношение к коррупции как
буржуазному пережитку, единичному явлению. Дефицит товаров народного
потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции в 1960-х гг. «Компанейщина»
в борьбе с коррупцией. Показательные процессы советской карательной
юриспруденции. Отсутствие системы в борьбе с коррупцией в СССР.
Художественные образы «переродившихся» советских служащих (произведения
В. Маяковского, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Зощенко, М. Булгакова и др.).
Переход к рыночным отношениям в 1990-х гг. Ускоренная капитализация
экономических отношений общества. Всплеск коррупции. Институционализация
коррупции. Расширение антикоррупционной нормативно-правовой базы в России 90-х
гг. Причины низкой эффективности противодействия коррупции.
Тема 4. Антикоррупционная политика в мире и в современной России.
Понятие
антикоррупционной
политики,
ее
содержание.
Субъекты
антикоррупционной политики: международные (ООН, Совет Европы, СНГ и др.),
национальные, региональные и муниципальные. Опыт международной борьбы с
коррупцией. Современные модели стратегии борьбы с коррупцией (Сингапур, Швеция,
Китай и др.).
Международное антикоррупционное законодательство (Конвенция ООН против
коррупции. Конвенция Совета Европы по уголовной ответственности за коррупцию и
др.). Международный день борьбы с коррупцией - 9 декабря.
Россия в мировых интеграционных процессах. Участие России в формировании
современной антикоррупционной международно-правовой системы.
Законодательные акты, регулирующие сферу противодействия коррупции и
повышающие прозрачность деятельности органов государственной власти РФ.
Уголовный кодекс РФ о взяточничестве (ст. 290, ст. 291).
Молодежь как объект или субъект возможных коррупционных действий. Меры

противодействия коррупции в ОУ.
Открытость информации как способ борьбы с коррупцией. Роль СМИ.
Национальный план противодействия коррупции (31 июля 2008). Федеральный
закон «О противодействии коррупции» 25 декабря 2008 №783.
Меры государственного и общественного контроля за реализацией
антикоррупционной программы в РФ.
Роль гражданского общества, каждого гражданина в противодействии коррупции.
Элементы стандарта, в которые
Элементы
содержания
по
возможно
включение
тематики,
антикоррупционной проблематике
связанной с коррупцией
Всеобщая история
История
Архаичные цивилизации Древности.
Появление бюрократии.
Древнего мира 5 Социальные нормы, духовные ценности, Коррупция в Древнем Египте и
класс
философская мысль в древнем обществе. Шумере.
Формирование
индо-буддийской,
Древнеиндийский
трактат
о
китайско-конфуцианской,
иудео- коррупции.
христианской
духовных
традиций. Коррупция в Римской империи.
Возникновение исламской цивилизации. Римское право о коррупции.
Возникновение
христианства.
Христианская этика.
Отношение к
взяточничеству в мировых религиях.
История средних Христианская
средневековая
Индульгенции
как
средство
веков 6 класс
цивилизация в Европе, ее региональные коррупции. Продажность церкви.
особенности и динамика развития. Абсолютизм
и
коррупция.
Кризис европейского средневекового Фаворитизм.
Бекингем.
Фуке.
общества в XIV-XV вв.
Казнокрадство.
Разделы
истории

Новое время 7
класс

Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере
Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и
нормах
в
эпоху
мышления, ценностных ориентирах и социальных
Н.
социальных нормах в эпоху Возрождения и Возрождения и Реформации.
Макиавелли и Т. Гоббс о коррупции.
Реформации.
Формирование
идеологии
От
сословно-представительных
Просвещения,
идеалы
правового
монархий к абсолютизму.
Идеология
Просвещения
и государства и гражданского общества.
канал,
объединение
конституционализм.
Становление Панамский
Германии и «рептильные фонды»
гражданского общества.
Промышленный переворот. Развитие Бисмарка. Американские железные
капиталистических
отношений
и дороги. Коррупция в колониальном
социальной структуры индустриального Китае.
общества в XIX в. Особенности духовной
жизни Нового времени.
Традиционные общества Востока в
условиях европейской колониальной
экспансии.

От Новой к
Новейшей
истории: поиск
путей
развития
индустриально
го общества 8
класс

Демократизация
общественно
Монополистический капитализм и
политической жизни и развитие правового противоречия его развития. Дело
государства.
Ставиского Развитие политической
Государственно-правовые системы и коррупции. Связь коррупции и типа
социально-экономическое
развитие политического режима. Политический
общества в условиях тоталитарных и лоббизм.
авторитарных диктатур.

Человечество на Особенности современных социально- Партийная коррупция. Появление
этапе экономических процессов в странах Запада клептократических режимов во второй
перехода к
и
Востока.
Глобализация половине XX в. Коррупция - общий вызов
информационн общественного развития на рубеже XXXXI
для стран с переходной
ому обществу 9
вв.
Интернационализация экономикой.
Транснациональные
класс
экономики и формирование единого корпорации и коррупция. Коррупция и
информационного пространства.
глобализация.
Противодействие
коррупции в отдельных странах.
Формирование
международного
антикоррупционного законодательства.
История России
Русь в IX Происхождение государственности у Становления судебной системы на
начале XII вв.
восточных славян. Право на Руси.
Руси. Развитие законодательства
Русские земли и
Борьба за политическую гегемонию в Система кормлений,
княжества в XII - Северо-Восточной Руси. Москва как центр лихоимство, посулы.
середине XV вв. объединения русских земель.
Российское
Завершение
объединения
русских
государство во земель и образование Российского
второй половине государства.
XVXVII вв.
Реформы середины XVI в.
Первые
Романовы. Социальные движения XVII в.

мздоимство,

Формирование
разветвленной
системы
управления
в
России.
Местничество
как
принцип
формирования госаппарата. Система
кормлений.
Системный
характер
коррупции.
Судебник 1497 г. Судебник 1550 г.,
Борьба Ивана IV
с взяточниками.
Вымогательство
в
царствование
Алексея Михайловича. Восстание 1648 г.
и система наказаний за взятки в суде в
Соборном Уложении 1649 г.
Россия в XVIII Петровские
преобразования.
Антикоррупционная
деятельность
середине Абсолютизм. Сохранение традиционных Петра I. Мздоимство Меншикова.
XIX вв.
порядков и крепостничества в условиях Система «кормления от дел» при Анне
развертывания модернизации. Реформы Иоанновне.
государственной системы в первой
Борьба со взяточничеством при
половине XIX в.
Екатерине II. Идеалы просвещения и
Русское Просвещение.
российские
реалии.
Борьба
с
взяточничеством и казнокрадством
При Александре I и Николае I .

Россия
во
Реформы 1860-х 1870-х гг.
Российское чиновничество. Двойные
второй половине Самодержавие, сословный строй и стандарты в борьбе с коррупцией в
XIX - начале XX модернизационные
процессы. Российской
империи.
Причины
вв.
Российский
монополистический живучести коррупции («меньшее зло» по
капитализм и его особенности. Роль
сравнению с революционным
государства в экономической жизни движением,
высокая
степень
страны.
государственного вмешательства в
Русско-японская война. Россия в экономику).
Первой мировой войне.
Революция и
Революция 1917 г. Провозглашение и
Отрицание
коррупции
как
Гражданская
утверждение
Советской
власти. системного явления.
Декрет о
война в России Формирование однопартийной системы. взяточничестве 1918 г. Нэп и
СССР в 19221991 Политика «военного коммунизма».
коррупция. Факторы, препятствующие
гг. 9 класс
Переход к новой экономической распространению коррупции в СССР и
политике. Образование СССР. Культ
факторы, способствующие ее
личности
И.В.Сталина.
Массовые сохранению. Борьба с коррупцией как
репрессии. «Застой».
борьба за устранение политических
Причины распада СССР.
противников. Тоталитарная модель
борьбы с коррупцией. Авторитарная
модель борьбы с коррупцией.
Российская
Переход к рыночной экономике:
Либеральная
и
олигархическая
Федерация
реформы и их последствия.
модели
борьбы с коррупцией.
(1991-2003 гг.)
Россия в мировых интеграционных Особенности коррупции в современной
9класс
процессах и формировании современной России,
ее
системный
характер,
международно-правовой
системы. создание
коррупционных сетей.
Россия и вызовы глобализации.
Причины
распространенности
Президентские выборы 2000 г. Курс на коррупции. Правовая демократическая
укрепление
государственности, модель борьбы с
коррупцией.
экономический подъем, социальную и Национального
антикоррупционный
политическую стабильность, укрепление комитет, Совет по противодействию
национальной безопасности, достойное для коррупции.
Федеральный закон «О
России место в мировом сообществе.
противодействии коррупции»
Обществознание 9-11 классы
Разделы
Элементы стандарта, в которые возможно Элементы
содержания
по
обществознани включение
тематики,
связанной
с антикоррупционной проблематике
коррупцией
я
Человек
как Свобода и необходимость в человеческой Антикоррупционное
мировоззрение.
творец
и деятельности. Мировоззрение. Мораль. Коррупционность - мировоззренческая
творение
Право.
характеристика общества и личности
культуры
Выбор в условиях альтернативы и
ответственность за его последствия.
Гражданин и коррупция.
Общество как
Системное
строение
общества: Коррупция как симптом общественной и
сложная
элементы и подсистемы.
Основные
государственной
дисфункции.
динамическая
институты общества.
Коррупция как угроза национальной
система
Многовариантность
общественного безопасности Российской Федерации.
развития.
Процессы глобализации.
Глобализация как процесс создания
Общество и человек перед лицом угроз и новой системы мира. Место России в
вызовов XXI века.
мире XXI в.
Экономика и
Роль
государства
в
экономике.
Коррупция - «рыночный ответ» на
экономическая Экономический рост и развитие.
слабость
государства.
Глобальная

наука

Социальные
отношения.

Мировая экономика. Государственная конкуренция и проблемы коррупции.
политика в области международной Коррупция
в
международном
торговли. Глобальные экономические экономическом сотрудничестве.
проблемы. Особенности современной
Экономический аспект коррупции.
экономики
России.
Экономическая
Коррупция как стимул «тенизации»
политика Российской Федерации.
экономики.
Социальные
группы.
Социальная Молодежь и коррупция.
Статус
стратификация.
государственного
служащего.
Виды социальных норм. Социальный Коррупция
как
разновидность
контроль. Молодёжь как социальная
девиантного поведения, как нарушение
группа,
особенности
молодёжной ролевых функций членов социума под
субкультуры.
непосредственным влиянием частных
интересов.

Политика как
Понятие власти. Государство, его Политические цели и средства их
общественное
функции.
Типология политических достижения. Коррупция
как способ
явление
режимов.
Гражданское общество и
борьбы за
власть,
как
способ
государство.
существования власти.
Средства массовой информации в
Политический лоббизм, его формы.
политической системе общества.
Коррупция и избирательный процесс.
Избирательная кампания в Российской Проблемы формирования правового
Федерации.
государства и гражданского общества в
РФ. Роль гражданского общества в
противодействии коррупции.
СМИ и коррупция.
Человек
в Социализация индивида.
Социальные Особенности процесса социализации в
системе
роли
в
юношеском
возрасте. современных условиях (конкуренция
общественных Самосознание индивида и социальное агентов социализации).
отношений
антикоррупционного
поведение. Ценности и нормы. Свобода и Содержание
образования.
ответственность.
антикоррупционного
Общественная
значимость
и Стандарты
поведения. Выбор и ответственность.
личностный смысл образования.
Политическое участие.
Правовое
Система
российского
права. Система антикоррупционных законов
регулирование Законотворческий процесс в Российской в Российской Федерации.
Понятие
общественных Федерации.
коррупционного правонарушения.
отношений
Особенности
антикоррупционного
Воинская обязанность.
Право на благоприятную окружающую законодательства в других странах
основы
среду и способы его защиты. Правила Международно-правовые
приема в образовательные учреждения борьбы с коррупцией.
профессионального образования. Порядок
оказания платных образовательных услуг.

Перечень
планируемых
мероприятий
антикоррупционных установок личности
№ Наименование мероприятия
1
2
3
4

5
6

Оформление стенда « Что надо знать о коррупции»

на

Сроки
исполнения
В течение года
В течение года

Конкурс Эссе «История коррупции в России» (8-11 классы)
Игра «Я, ты, он, она - вместе школьная страна!» (3-11
В течение года
классы)
В течение года
Правовая игра об истории коррупции (8-11 классы)
9 декабря - международный день борьбы с коррупцией:
9 декабря
Конкурс рисунков «Посмотрим на себя со стороны» (2-7
классы)
Урок России «Я - гражданин свой страны», «Мы все
разные, но у нас равные права» (1-11 классы)

7

В течение года

формирование
Ответственный
исполнитель
Учителя истории
Учителя истории
Учителя истории
Учителя истории
Учитель ИЗО

Учителя истории

В течение года

Учителя истории

В течение года

кл.
руководители

В течение года

кл.
руководители

Ролевая игра «Учимся видеть коррупцию» (9-11 классы)
8
Беседы на классных часах: 1-4 классы
«Устав школы» «Правила жизни класса»
Урок Мира
«О правах и обязанностях»
9
-Беседы на классных часах: 5-7 классы
«Г ражданин и закон»
«Устав школы, устав класса»
«Наш классный коллектив»
«Государственные символы России: история и
современность»
«Отчего зависит активная и пассивная позиция человека в
жизни?»
- Встречи с инспектором ОДН
- Дискуссионный клуб правовых знаний «Мы и закон»
- Ролевая игра «Что нам стоит дом построить,»,
- Видео проекты:«Праздники страны:
День народного единства, День России. День
защитников Отечества. День Победы. День борьбы с
коррупцией.

Тематика классных часов в 5 -8 классах
1. Хочу быть честным.
2. По законам справедливости.
3. Что такое взятка.
4. На страже порядка.
5. Проблема «обходного» пути.
6. Откуда берутся запреты?
7. Что такое равноправие?
8. Быть представителем власти.
9. Властные полномочия.
10. Когда все в твоих руках.
11. Что такое подкуп?
12. «Скачем коррупции - НЕТ!»
Тематика классных часов в 9-11 классах
1. Что такое коррупция?
2. Коррупция как противоправное действие.
3. Как решить проблему коррупции?
4. Откуда берется коррупция?
5. Закон и необходимость его соблюдения.
6. Как разрешать противоречия между желанием и требованием?
7. Государство и человек: конфликт интересов.
8. Требования к человеку, обличенному властью.
9. Зачем нужна дисциплина?
10. Преимущество соблюдения законов.
11. Проблема коррупции в России и мире.
12. «Скачем коррупции - НЕТ!»

План работы по противодействию коррупции
в МАОУСОШ города Михайловска
2023-2024 учебный год
Цели и задачи
- недопущение предпосылок, исключение возможности фактов коррупции в
- обеспечение выполнения Плана противодействия коррупции
- обеспечение защиты прав и законных интересов граждан от негативных процессов и явлений,
связанных с коррупцией

№

Мероприятия

Сроки
проведения

Ответственный

В течение
года

Шевкунова Н.Р,
Дайбова А.И.

В течение
года

Шевкунова Н.Р,
Дайбова А.И.

п
/
п
1.

2.

3.
4.

5.

Антикоррупционное образование обучающихся
Изучение проблемы коррупции в
государстве в рамках тем учебной
программы на уроках истории,
обществознания.
Ознакомление
обучающихся
со
статьями УК РФ о наказании за
коррупционную деятельность
Выставка книг в библиотеке «Нет
коррупции!»
Творческая работа (сочинение, эссе)
среди обучающихся 7-11 классов на
темы:
«Если бы я стал президентом», «Легко
ли всегда быть честным?»
Проведение серии классных часов по
теме антикоррупционной
направленности:
1-4 классы
-Мои права
- Я- гражданин.
-Потребности и желания. (1-4 класс).
5- 8 классы
- Хочу быть честным.
- По законам справедливости.
- Что такое взятка.На страже порядка.
- Проблема «обходного» пути.
- Откуда берутся запреты?
- Что такое равноправие?
- Быть представителем власти.
- Властные полномочия.
- Когда все в твоих руках.
- Что такое подкуп?
- «Скачем коррупции - НЕТ!»

Октябрь – Чуркина Н.М
ноябрь 2021
Декабрь Учителя русского языка,
2021
классные руководители

В течение
учебного
года

классные руководители,
Шевкунова Н.Р,
Дайбова А.И.

6

7

8
9

1.

2.

1.
2.

9-11 классы
- Что такое коррупция?
- Коррупция как противоправное
действие.
- Как решить проблему коррупции?
- Откуда берется коррупция?
- Закон и необходимость его
соблюдения.
- Как разрешать противоречия между
желанием и требованием?
- Государство и человек: конфликт
интересов.
- Требования к человеку, обличенному
властью.
- Зачем нужна дисциплина?
- Преимущество соблюдения законов.
- Проблема коррупции в России и мире.
- «Скачем коррупции - НЕТ!»
-Гражданское общество и борьба с
коррупцией.
- Источники и причины коррупции.
-Учащиеся против коррупции.
-Условия эффективного
противодействия коррупции. (9-11
классы)
- «Что такое коррупция и как с
ней бороться»
Проведение
тематического
дня
анитикоррупционной направленности
«Мы против коррупции»
Конкурс рисунков, буклетов, плакатов
– «Коррупция глазами детей»
- «Коррупция и ответственность», «Что я
знаю о своих правах»
Оформление стенда «Стоп коррупции!»
Анкетирование учащихся «Мое
отношение к коррупции»
Работа с педагогами
Корректировка планов мероприятий по
формированию антикоррупционного
мировоззрения обучающихся.
Встречи педагогического коллектива с
представителями правоохранительных
органов
Работа с родителями
Размещение на сайте ОУ правовых
актов антикоррупционного содержания
Участие в публичном отчете школы

1-11

9 декабря

7-9

Октябрь,
декабрь

Калимуллина Ю.В.
кл. руководители

Чуркина Н.М.
Еремеева Т.К.

8-11

ноябрь

Кл. руководители

декабрь

директор

в течение
года
сентябрь

БараковскихЕ.А..,
Мартьянова А.Е.
Бараковских Е.А.

Встреча родительской общественности
с представителями
правоохранительных органов
Родительские собрания по темам
формирования антикоррупционного
мировоззрения учащихся

3.

4

В течение
года

Бараковских Е.А.

в течение
года

Кл. руководители

Перечень планируемых мероприятий на формирование антикоррупционных
установок личности
№ Наименование мероприятия
1
2
3
4

5
6

Оформление стенда « Что надо знать о коррупции»

Сроки
исполнения
В течение года
В течение года

Конкурс Эссе «История коррупции в России» (8-11 классы)
Игра «Я, ты, он, она - вместе школьная страна!» (3-11
В течение года
классы)
В течение года
Правовая игра об истории коррупции (8-11 классы)
9 декабря - международный день борьбы с коррупцией:
9 декабря
Конкурс рисунков «Посмотрим на себя со стороны» (2-7
классы)
Урок России «Я - гражданин свой страны», «Мы все
разные, но у нас равные права» (1-11 классы)

7

В течение года

Ответственный
исполнитель
Учителя истории
Учителя истории
Учителя истории
Учителя истории
Учитель ИЗО

Учителя истории

В течение года

Учителя истории

В течение года

кл.
руководители

В течение года

кл.
руководители

Ролевая игра «Учимся видеть коррупцию» (9-11 классы)
8
Беседы на классных часах: 1-4 классы
«Устав школы» «Правила жизни класса»
Урок Мира
«О правах и обязанностях»
9
- Беседы на классных часах: 5-7 классы
«Г ражданин и закон»
«Устав школы, устав класса»
«Наш классный коллектив»
«Государственные символы России: история и
современность»
«Отчего зависит активная и пассивная позиция человека в
жизни?»
- Встречи с инспектором ОДН
- Дискуссионный клуб правовых знаний «Мы и закон»
- Ролевая игра «Что нам стоит дом построить,»,
- Видео проекты:«Праздники страны:
День народного единства, День России. День
защитников Отечества. День Победы. День борьбы с
коррупцией.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».