Раб_программа_обществознание_10-11_2021-2022

Рабочая программа
по обществознанию
(включая экономику и право)
уровня среднего общего образования

Составитель:
Шевкунова Н.Р.,
учитель истории и
обществознания,
высшая кв. категория

Содержание
1. Аннотация
2. Нормативные акты и учебно-методические документы
3. Место учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право»)
в учебном плане
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание (включая
экономику и право»)
5. Содержание учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право»)
6. Тематическое планирование 10 класс
7. Тематическое планирование 11 класс
8. Критерии оценки качества устного ответа
9. Критерии оценки качества письменного ответа
10. Критерии оценки исследовательской работы
11. Критерии оценки тематических и итоговых тестов

с.
3
3
4
4
7
10
11
11
12
12
13

2

Аннотация
Цели изучения предмета «Обществознание (включая экономику и право)»: способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности; передать учащимся сумму систематических знаний
по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире; формировать у учащихся представление о целостности окружающего
мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах; развить у
школьника словесно – логическое и образное мышление; способствовать формированию
гражданско-правовой грамотности.
Эти цели реализуются в процессе решения следующих задач:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых
для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе
экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные
данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей
и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий
других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми
способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Нормативные акты и учебно-методические документы
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях и санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
- Примерная программа воспитания, утвержденная 02.06.2020 №2/20 на заседании
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования,
3

Приказом Минпросвещения России, 2020, №172. «О внесении изменений в Федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
- Учебный план МАОУ СШ № 2 г. Михайловска на 2016-2017 учебный год;
- Положение о рабочей программе МАОУ СШ № 2 г. Михайловска.
Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 2-е изд. –
М.: Просвещение, 2020.
Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 2-е изд. –
М.: Просвещение, 2020.
Место учебного предмета «Обществознание
(включая экономику и право)» в учебном плане
На изучение предмета отводится 138 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Класс
10
11
Итого:

Кол-во часов
70
68
138

.
Планируемые результаты освоения
учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)»
Личностные результаты:
– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России
и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
– развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведе4

ния, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
– умение самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– умение оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– умение ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– умение оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– умение организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– умение сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
Познавательные УУД
– умение искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– умение использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– умение выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
5

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
– относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
– знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
– знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
– умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных
источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины
и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
– понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей
в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
– знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их
роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
– приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
– знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека,
основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
– понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни
общества;
– знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для
поиска и обработки необходимой социальной информации;
– понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении;
– умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Основные образовательные технологии:
При реализации рабочей программы предусматривается применение следующих
технологий обучения:
• личностно-ориентированные технологии,
• проблемное обучение,
6

•
•
•
•

технологии уровневой дифференциации,
здоровьесберегающие технологии,
ИКТ,
игровые технологии.
Содержание учебного предмета «Обществознание
(включая экономику и право)»

Человек в обществе
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Особенности социальной системы. Динамика общественного развития. Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного
мира. Проблема общественного прогресса. Социальная сущность человека. Биологическое
и социальное в человеке. Социальные качества человека. Самосознание и самореализация.
Деятельность – способ существования людей. Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание
и деятельность. Познавательная и коммуникативная деятельность. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии.
Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. Единство свободы и ответственность личности. Современное общество. Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества. Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация
и международный терроризм. Идеология насилия. Противодействие международному
терроризму.
Общество как мир культуры
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности
культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Человек как духовное
существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Мораль и религия. Мораль, её категории. Наука и образование. Наука, ее роль в
современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Религия,
её роль в жизни общества. Религия и религиозные организации в современной России.
Искусство. Искусство, его формы и функции. Массовая культура. Характерные черты
массовой культуры. Средства массовой информации.
Правовое регулирование общественных отношений
Нормативный подход к праву. Естественно-правовой подход к праву. Взаимосвязь
естественного и позитивного права. Право в системе социальных норм. Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права. Источники права.
Виды нормативных актов. Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Законотворческий процесс в РФ. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Предпосылки правомерного поведения Правосознание. Правовая
культура. Правомерное поведение. Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина
России. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности
налогоплательщика. Гражданское право. Семейное право. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовые правоотношения. Социальное обеспечение и социальная защита. Профессиональное образование. Экологическое право. Процессуальные отрасли права. Гражданский процесс. Арбитражный процесс. Уголовный процесс. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека. Правовые основы
антитеррористической политики Российского государства.
7

Человек в XXI в. Человек и ценности современного общества.
«Экономическая жизнь общества»
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика
и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика.
Экономика: наука и хозяйство.
Экономический рост и развитие. Экстенсивный и интенсивный экономический рост.
Факторы экономического роста. Экономическое развитие. Причины циклического
развития.
Рыночные отношения в экономике. Рынок в жизни общества. Рыночная экономика.
Законы спроса и предложения. Рыночные структуры. Конкуренция и монополия.
Современная рыночная система.
Фирма в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и
переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги,
уплачиваемые предприятиями.
Правовые основы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые
формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Слагаемые успеха в бизнесе. Источники финансирования бизнеса. Основные
принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Экономика и государство. Экономические функции государства. Инструменты
регулирования в экономике. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетноналоговая (фискальная) политика.
Финансы в экономике. Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины
и последствия инфляции.
Занятость и безработица. Рынок труда. Причины и виды безработицы.
Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Международная торговля. Глобальные проблемы экономики.
Экономическая культура. Экономические отношения и интересы. Экономическая
свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности.
Рациональное поведение участников экономической деятельности.
Социальная сфера
Социальна структура общества. Многообразие социальных групп. Социальное
неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные
интересы.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальный контроль.
Отклоняющееся (девиантное) поведение. Преступность.
Нации и межнациональные отношения. Россия – многонациональное общество и
единый народ. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Пути
межнационального сближения. Национальная политика в России.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном
обществе. Бытовые отношения.
Гендер-социальный пол. Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация.
Гендерные отношения в современном обществе.
Молодёжь в современном обществе. Молодёжь как социальная группа. Развитие
социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура.
Демографическая ситуация в современной России. Изменение численности
населения России. Возрастной состав населения. Рождаемость и смертность. Миграция.
Политическая жизнь общества.
Политика и власть. Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и
политические институты. Политические отношения. Политическая власть.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в
политической системе. Политический режим. Демократические перемены в России.
Гражданское общество и правовое государство. Сущность правового государства.
8

Гражданское общество. Местное самоуправление.
Демократические выборы. Избирательная система. Типы избирательных систем.
Избирательная кампания.
Политические партии и партийные системы. Понятие политической партии и
движения. Типология и функции политических партий. Типы партийных систем.
Политическая элита и политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы
лидерства.
Политическое сознание. Обыденное и теоретическое сознание. Современные
политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая
психология. Средства массовой информации и политическое сознание.
Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения.
Политический терроризм, его опасность. Регулирование политического поведения.
Политический процесс и культура политического участия. Сущность и этапы
политического процесса. Политические участники. Политическая культура.
Взгляд в будущее. Общество перед лицом угроз и вызовов XXI в. Возможная
альтернатива. Постиндустриальное (информационное) общество.
Модуль «Школьный урок» в соответствии с Рабочей программой воспитания (РПВ)
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы МАОУ СШ № 2 г.
Михайловска организация школьного урока. Реализация воспитательного потенциала
урока предполагает следующую деятельность.
Виды и формы деятельности:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению
их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
9

- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества
и взаимной помощи;
- реализации воспитательных возможностей содержания учебного предмета.
Тематическое планирование 10 класс
Тема
Введение
Тема 1. Человек в обществе

Кол-во
часов
1
19

Тема 2. Общество как
мир культуры

16

Тема 3. Правовое
регулирование
общественных
отношений

31

Заключение
Повторение и проверка
знаний по курсу «Обществознание»
Итого:

2
1

Воспитательный потенциал урока
Этическое воспитание
Патриотическое воспитание.
Гражданское воспитание.
Экологическое воспитание.
Воспитание здорового образа жизни.
Связь теории с практикой.
Воспитательный процесс накопления информационных технологий.
Месячник безопасности и гражданской
защиты детей.
Месячник правового воспитания и профилактики правонарушений.
День грамотности.
День Здоровья.
Этическое воспитание
Патриотическое воспитание.
Гражданское воспитание.
Экологическое воспитание.
Воспитание здорового образа жизни.
Связь теории с практикой.
Воспитательный процесс накопления информационных технологий.
Единый день профилактики.
День защиты детей.
Этическое воспитание
Патриотическое воспитание.
Гражданское воспитание.
Экологическое воспитание.
Воспитание здорового образа жизни.
Связь теории с практикой.
Воспитательный процесс накопления информационных технологий.
День здоровья
День науки.
День профориентации.

70
10

Тематическое планирование 11 класс
Тема

Кол-во
часов

Воспитательный потенциал урока

Введение
Тема 1. «Экономическая жизнь общества»

26

Тема 2. Социальная
сфера

18

Тема 3. Политическая
жизнь общества

22

Этическое воспитание
Патриотическое воспитание.
Гражданское воспитание.
Экологическое воспитание.
Воспитание здорового образа жизни.
Связь теории с практикой.
Воспитательный процесс накопления информационных технологий.
Месячник безопасности и гражданской
защиты детей.
Месячник правового воспитания и профилактики правонарушений.
День грамотности.
День Здоровья.
Этическое воспитание
Патриотическое воспитание.
Гражданское воспитание.
Экологическое воспитание.
Воспитание здорового образа жизни.
Связь теории с практикой.
Воспитательный процесс накопления информационных технологий.
Единый день профилактики.
День защиты детей.
Этическое воспитание
Патриотическое воспитание.
Гражданское воспитание.
Экологическое воспитание.
Воспитание здорового образа жизни.
Связь теории с практикой.
Воспитательный процесс накопления информационных технологий.
День здоровья
День науки.
День профориентации.

Повторение и проверка
знаний по курсу «Обществознание»
Итого:

2

68

Критерии оценки качества устного ответа
1 – очень плохо
11

Полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков; отказ ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы; отсутствуют элементарные умения и навыки.
2 – неудовлетворительно
Знания слабые, хаотичные, неглубокие; отсутствуют знания понятий; отсутствует
логика изложения материала; слабое владение языком предмета; отсутствуют собственные оценки суждения, нет аргументированных выводов.
3 – удовлетворительно
Знания материала слабые; в усвоении материала имеются существенные пробелы;
присутствуют навыки самостоятельности; изложение материала недостаточно самостоятельное, систематизированные знания не проявлены; речь слабая; изложение содержит
существенные ошибки, в том числе в выводах, аргументация слабая.
4 – хорошо
Знания материала не достаточно высокого уровня, присутствуют навыки анализа и
интерпретации; наличие грамотной речи; умение раскрыть проблематику темы; присутствует логика изложения материала; проявляется умение выявлять информацию, сравнивать
источники; умение высказывать собственные суждения, давать оценки общественным явлениям и событиям.
5 – отлично
Высокий уровень знаний по обществознанию; умение пользоваться учебным материалом; понимать причинно-следственные связи; используется дополнительный материал,
приводятся примеры связи с практикой; присутствуют высокие деятельностнокоммуникативные качества: умение войти в психологическую роль в ходе общения, излагать мысль логично, умение возразить, вести диалог; есть оригинальность мышления, последовательное изложение материала; присутствуют собственные суждения о причинноследственных связях, дается оценка событиям; выводы опираются на теоретические знания, доказательны; проявлены высокие гражданские качества.
Критерии оценки качества письменного ответа
1 – очень плохо
Отсутствие записей, отсутствие знаний.
2 - неудовлетворительно
Воспроизводит материал в рамках школьной программы, знания неполные, бессистемные.
3 – удовлетворительно
Воспроизводит материал только на фактологической основе, знания фактов системны.
4 – хорошо
Логично излагает материал, оперируя фактами, выделяя причинно-следственные
связи (событий, процессов, явлений), даёт обоснованную оценку исторических деятелей,
умеет работать с историко-географическими сведениями.
5 – отлично
Глубокие знания, логика изложения, выделение причинно-следственных связей,
обоснование оценки исторических деятелей (показать противоречивость, дать оценку
личностных качеств), использование историко-географическими сведений, знание геополитических процессов и историографии.
Критерии оценки исследовательской работы
1. Оценка собственных достижений автора:
12

- использование знаний вне школьной программы;
- возможность использования результатов работы в учебном процессе и вне его;
- обоснование актуальности работы;
- новизна работы;
- достоверность результатов;
- самостоятельность автора в подходе к раскрытию темы.
2. Эрудированность автора в рассматриваемой области:
- использование известных результатов и научных фактов;
- знакомство с современным состоянием проблемы;
- отражение связи с другими науками;
- владение научной терминологией;
- использование специальной научно-популярной литературы, информационных изданий.
3. Структурно-содержательный компонент:
- формирование целей и задач работы;
- логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления;
- глубина раскрытия темы;
- структурное оформление работы (наличие введения, заключения, списка литературы и др.);
- качество оформления.
4. Особое мнение рецензента.
5. Итоги индивидуальной защиты:
- рациональное использование времени для защиты (10 минут);
- чёткое, логичное изложение сущности проблемы;
- умение сделать убедительные выводы;
- умение вести диалог, отвечать на поставленные вопросы;
- наличие высоких качеств устной речи;
- проявление гражданских качеств.
Критерии оценки тематических и итоговых тестов
На выполнение тематических тестов отводится 7-10 минут. На выполнение итоговых
тестов отводится 20-25 минут.
При проверке заданий части А и заданий из части В, в которых нужно указать дату
или слово, вопрос оценивается 1 баллом в случае правильного ответа и 0 баллов, если ответ неправильный.
При проверке заданий части В баллы начисляются по следующей схеме:
- полностью правильно указанные характеристики – 2 балла;
- одна правильно указанная характеристика – 1 балл;
- отсутствие правильных характеристик – 0 баллов.
При проверке заданий части С за каждую часть задания учащийся получает баллы,
из которых складывается суммарный балл.
80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»;
60-80% - оценка «4»;
40-60% - оценка «3»;
20-40% - оценка «2»;
0-20% - оценка «1».

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».