рус соо

Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
Углублённый уровень.
Среднее общее образование. ФГОС
Срок реализации программы 2 года.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» углубленный уровень составлена на
основе
- Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 г. № 413 (с изменениями, внесенными Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29.12.2014 г. №1645, 31.12.2015 г. №1578, 29.06.2017 г. № 613)
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.4.2.2821-10 (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189);
-Учебного плана МАОУ СШ № 2 г. Михайловска
- Положения о рабочей программе в МАОУ СШ № 2 г. Михайловска
- Примерной образовательной программы среднего общего образования.
- «Примерной программы воспитания», утвержденной 02.06.2020 года № 2/20 на заседании
Федерального учебно-методического объединения по
общему образованию ФГОС общего
образования, приказом Минпросвещения России 2020 № 172 «О внесении изменений в Федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания
обучающихся».
Русский язык - национальный язык русского народа и государственный язык Российской
Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Русский язык обеспечивает
развитие личности обучающегося, участвует в создании единого культурнообразовательного
пространства страны и формировании российской идентичности у ее граждан.
В системе общего образования русский язык является не только учебным предметом, но и
средством обучения, поэтому его освоение неразрывно связано со всем процессом обучения на
уровне среднего общего образования. Предмет «Русский язык» входит в предметную область
«Русский язык и литература», включается в учебный план всех профилей и является обязательным
для прохождения итоговой аттестации.
Изучение русского языка способствует восприятию и пониманию художественной литературы,
освоению иностранных языков, формирует умение общаться и добиваться успеха в процессе
коммуникации, что во многом определяет социальную успешность выпускников средней школы и их
готовность к получению профессионального образования на русском языке.
Изучение русского языка на уровне среднего общего образования направлено на
совершенствование
коммуникативной
компетенции
(включая
языковой,
речевой
и
социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой) и культуроведческой
компетенций, внимание уделяется совершенствованию коммуникативной компетенции через
практическую речевую деятельность.
Цель реализации рабочей программы учебного предмета «Русский язык» - освоение содержания
предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с
требованиями, установленными ФГОС СОО.
В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности при изучении
учебного предмета «Русский язык» особое внимание уделяется способности выпускника соблюдать
культуру научного и делового общения, причем не только в письменной, но и в устной форме.
Главные задачи реализации программы:
- овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе
стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а
также умений применять знания о них в речевой практике;
- овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях
различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;
- овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;
- овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени,
достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;

- овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым
нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.
Программа сохраняет преемственность с примерной основной образовательной программой
основного общего образования по русскому языку и построена по модульному принципу.
Содержание каждого модуля может быть перегруппировано или интегрировано в другой модуль. На
уровне среднего общего образования изучение предмета «Русский язык» в большей степени нацелено
на работу с текстом, а не с изолированными языковыми явлениями, на систематизацию уже
имеющихся знаний о языковой системе и языковых нормах и совершенствование коммуникативных
навыков. В то же время учитель при необходимости имеет возможность организовать повторение
ранее изученного материала в рамках предметного содержания модуля «Культура речи»,
посвященного нормам русского языка, или отразить в содержании программы специфику того или
иного профиля, реализуемого образовательной организацией.
Рабочая программа учебного предмета ориентирована на использование в учебном процессе
учебника:
10 кл.- Гусарова И.В. Русский язык, 10 класс (базовый и углублённый уровни) М.: Вентана - Граф,
2020
11 кл. - Гусарова И.В. Русский язык, 11 класс (базовый и углублённый уровни) М.: Просвещение,
2021.
На изучение предмета «Русский язык» отводится в общем 207 часов, в том числе:
в 10 классе - 105 часа, в 11 классе - 102 часа (по 3 часа в неделю).
Цели обучения:
Углублённый уровень:
1) приобщить учащихся в процессе изучения русского языка и литературы к ценностям
национальной и мировой культуры, к нравственному и эстетическому опыту человечества;
сформировать интерес к чтению произведений художественной литературы как уникального вида
искусства, материалом которого является слово; сформировать представление об изобразительно выразительных возможностях русского языка;
2) добиться осознания значимости чтения, изучения русского языка и литературы как необходимых
условий успешного обучения другим предметам, как основы самопознания, саморазвития,
самообразования, социализации личности, её нравственного и интеллектуального развития;
3) сформировать культуру современного читателя, который владеет основными стратегиями чтения,
навыками понимания явной и скрытой, основной и второстепенной информации текста, обладает
эстетическим вкусом, способностью выражать своё отношение к прочитанному тексту в виде
развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываний; совершенствовать навыки
владения различными приёмами редактирования текстов;
4) сформировать общеучебные умения и универсальные учебные действия, которые связаны со
способностью формулировать цели учебной деятельности, планировать её и осуществлять,
анализировать и оценивать результаты; проводить информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию в соответствии с поставленной целью, используя при
этом различные источники, включая СМИ и Интернет;
5) сформировать представление о лингвистике и литературоведении как науках, являющихся частью
общечеловеческого гуманитарного знания, о принципах основных направлений литературной
критики; развить способность понимать, осмысленно и свободно использовать понятийный аппарат
современной лингвистики и литературоведения в процессе чтения и многоаспектного анализа текста;
6) углубить представление о функциональных разновидностях русского языка, о системе стилей
русской художественной литературы разных эпох, о литературных направлениях, об
индивидуальном авторском стиле и на этой основе сформировать начальные навыки комплексного
филологического анализа художественных текстов с учётом их жанрово -родовой специфики,
особенностей создания художественной картины жизни, системы художественных образов и
использованных изобразительно-выразительных средств русского языка; развить способность
ориентироваться в историческом, историко-культурном контексте и творчестве писателя и опираться
на эту информацию при анализе художественного текста; сформировать начальные навыки
лингвистического, литературоведческого исследования;

7) развить умение оценивать художественную интерпретацию литературного текста в
произведениях других видов искусства (графика, живопись, скульптура, театр, кино, музыка). Вместе
с тем каждый предметный компонент школьной дисциплины «Русский язык и литература»
ориентирован на достижение собственных целей, которые отражают основные установки ФГОС для
старшей школы.
Рабочая программа направлена на реализацию специфических целей изучения предмета. Эти цели
отражают значимость уроков русского языка в системе образования в целом, поскольку владение
родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми
характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы
практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся
условиям современного мира.
Задачи обучения русскому языку в 10—11 классах
Углублённый уровень:
1) углубить представление о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других
народов; о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; о роли
русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых современному человеку для
успешной самореализации, для овладения профессией, для развития навыков самообразования и
социализации в обществе;
2) сформировать навыки самоанализа и самооценки собственной речи, развить способность
прогнозировать коммуникативные трудности преодолевать их в процессе общения, опираясь на
основные постулаты современной теории коммуникации; развить умение оценивать устные и
письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
3) усовершенствовать умения, связанные со всеми видами речевой деятельности в их единстве и
взаимосвязи; помочь учащимся овладеть механизмами адекватного понимания чужой речи при
чтении и аудировании, а также механизмами создания коммуникативно успешного речевого
высказывания в процессе говорения и письма;
4) сформировать навыки информационно-смысловой переработки прочитанных или
прослушанных текстов и умение передавать их содержание в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сообщений, докладов и т. п., что является основой функциональной грамотности
современного человека, условием успешного формирования навыков самообразования и
подготовкой к формам учебно- познавательной деятельности при обучении в высших учебных
заведениях; усовершенствовать навыки поиска, анализа, обработки и предъявления научной
информации, представленной в том числе в электронном виде на различных информационных
носителях;
5) углубить знания в области функциональной стилистики, расширить представление о
функциональных разновидностях русского языка и на этой основе сформировать умения
лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, а
также усовершенствовать навыки комплексного анализа, который затрагивает композиционносодержательный, типологический, стилистический, языковой аспекты текста, что содействует
развитию способности ориентироваться в речевом пространстве и совершенствованию важнейших
коммуникативных умений;
6) сформировать представление о культуре речи как компоненте национальной культуры, об
основных аспектах культуры речи, о языковой норме, её функциях и вариантах, и на этой основе
активизировать внимание к проблемам речевой культуры и совершенствовать умения применять в
коммуникативной практике основные нормы современного русского литературного языка;
7) повторить и обобщить ранее изученный на уроках русского языка материал и целенаправленно
совершенствовать на этой основе орфографическую и пунктуационную грамотность, а также
ключевые умения, связанные с проведением разных видов языкового анализа, что является основой
совершенствования важнейших умений, востребованных в коммуникативной практике;
8) расширить активный словарный запас и объём используемых языковых и речевых средств, что
обеспечивает достижение точности, стилистической уместности и выразительности речевого
высказывания и его соответствие условиям и сфере речевого общения;

9) сформировать умения проводить лингвистический эксперимент, описывать его результаты и
предъявлять их в виде
сообщений, докладов, мультимедийных презентаций, рефератов,
исследовательских проектов; использовать навыки информационно - смысловой переработки текстов
при подготовке
сообщений, докладов, мультимедийных презентаций, рефератов,
исследовательских проектов по другим школьным предметам:
10) углубить знания о лингвистике как науке, о языке как многофункциональной развивающейся
системе, о стилистических ресурсах, каждого уровня языка; углубить и расширить знания в области
лингвистики, совершенствовать языковые и коммуникативные умения, востребованные в
дальнейшем в процессе получения филологического или другого гуманитарного образования в вузе
по избранной специальности; усовершенствовать навыки оценивания изобразительно выразительных возможностей художественного текста и проведения лингвостилистического
анализа;
11) сформировать опыт анализа сложных языковых фактов, иллюстрирующих нетипичные случаи
проявления языковой закономерности, допускающих неоднозначную трактовку или требующих
применения знаний, выходящих за рамки базового уровня; активизировать способность проводить
элементарный сравнительный анализ фактов русского и иностранного языков;
12) сформировать опыт исследовательской деятельности в области лингвистики; развить
способность использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и
в ходе подготовки к продолжению образования по избранному профилю.
Таким образом, содержание программы определяется перечисленными выше общими целями
изучения предмета «Русский язык и литература», а также специфическими целями предметной линии
«Русский язык». В обобщённом виде эти цели могут быть сформулированы как дидактические
ориентиры прагматического характера, которые должны осознавать старшеклассники, приступая к
изучению русского языка на заключительном этапе его освоения в школе:
1) овладеть эффективными способами речевого общения, усовершенствовать умения и навыки,
связанные с речевой деятельностью; добиться существенного продвижения в освоении
функциональной грамотности, то есть способности человека быстро адаптироваться во внешней
среде и активно в ней функционировать, использовать полученные знания и умения для решения
самых разных жизненных задач; овладеть навыками элементарной исследовательской работы,
навыками самообразования, тем самым подготовить себя к взрослой жизни, в которой речевая
деятельность во многом определяет успешность и благополучие человека;
2) углубить представление об эстетической функции родного языка как языка великой русской
литературы; понять истоки выразительности словесного искусства; научиться всматриваться в
художественное слово, в детали текста, определяя его эстетические достоинства, использованные
изобразительно-выразительные языковые средства; и, наконец, осмыслить тесную взаимосвязь
русского языка и литературы, которые в 10—11-м классах представляют собой общий предмет
«Русский язык и литература»;
3) подготовиться к предстоящему
экзамену, в связи с чем повторить,
обобщить,
систематизировать основной материал по русскому языку, изученный в 5—9-м
классах, и
добиться существенного развития ключевых практических умений и навыков, связанных с
разнообразными видами анализа языковых единиц и грамотным, правильным, уместным,
выразительным использованием их в устной и письменной речи.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» (углубленный
уровень)
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы курса русского языка на
углублённом уровне являются:
1) бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры как основе
гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры;
2) уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;
3) осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения;

4) осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;
6) потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;
7) готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
8) готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков
сотрудничества;
9) эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;
10) нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы курса русского языка на
углублённом уровне являются:
1) умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не
допускать конфликтов;
2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза,
сравнения;
3) способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться
лингвистическими словарями;
4) умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
Предметные результаты
10 класс
Выпускник научится:
• использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
• использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
• создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение)
и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации,
рефераты, доклады, сочинения);
• выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
• подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля
обучения;
• правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
• создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально - стилевой
принадлежностью текста;
• сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в
соответствии с выбранным профилем обучения;
• использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); анализировать текст с
точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять
его тему, проблему и основную мысль;
• извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый
формат;
• преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
• выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
• соблюдать культуру публичной речи;
• соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
• оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

• использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных

высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
• распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
• анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
• отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского
языка;
• использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и
усиления выразительности речи;
• иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
• выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи;
• дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
• проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
• сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
• владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
• создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
• соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
• соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при
обсуждении дискуссионных проблем;
• соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
• осуществлять речевой самоконтроль;
• совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
• использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и
спектра используемых языковых средств;
• оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).
11 класс
Выпускник научится:
-владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками,
включая СМИ и ресурсы Интернета;
-владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и
информационной переработки прочитанного материала;
-владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов
различных функциональных разновидностей языка; - адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей
языка;
-участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические
высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации
общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
-создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм

современного русского литературного языка и речевого этикета;
-анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной
информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной
разновидности языка;
-использовать знание алфавита при поиске информации;
-различать значимые и незначимые единицы языка;
-проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
-классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным
параметрам их звукового состава;
-членить слова на слоги и правильно их переносить;
-определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы
слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
-опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое
значение слова с опорой на его морфемный состав;
-проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
-проводить лексический анализ слова;
-опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет,
сравнение, гипербола, олицетворение);
-опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
-проводить морфологический анализ слова;
-применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического
анализа слов;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
-анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
-находить грамматическую основу предложения;
-распознавать главные и второстепенные члены предложения;
-опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
-проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
-соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
-опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в
практике правописания;
-опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в
предложении;
-использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и
успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины
коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
• опознавать различные выразительные средства языка;
• писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки,
доверенности, резюме и другие жанры;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
• использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения
слова;
• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые

задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные умения как основа метапредметных результатов обучения
Указанные результаты обучения русскому языку в основном связаны с коммуникативными
умениями надпредметного уровня, что отражает основные цели обучения предмету в 10—11-м
классах, направленные на коммуникативную подготовку выпускников к дальнейшей жизни, где
коммуникативные способности во многом будут определять социальную и профессиональную
успешность человека.
Основные коммуникативные умения, которые целенаправленно отрабатываются в курсе русского
языка в 10—11-м классах и являются основой метапредметных результатов обучения, можно
разделить на следующие группы:
1) информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования;
2) создание устного и письменного речевого высказывания;
3) соблюдение языковых, коммуникативных и этических норм в процессе речевого общения:
1. Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования.
Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать
и оценивать информацию исходного текста; определять позицию автора; использовать основные
виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное и др.) и
основные виды аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного
содержания, с выборочным извлечением информации и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи; осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать
процесс аудирования; осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его
восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной
задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном
виде на различных информационных носителях; использовать ресурсы Интернета, опираясь при этом
на специфические возможности гипертекста; свободно пользоваться справочной литературой по
русскому языку, в том числе в режиме онлайн; передавать содержание прослушанного или
прочитанного текста в виде развёрнутых и сжатых планов, полного или сжатого пересказа, схем,
таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно
употреблять цитирование; использовать информацию исходного текста в других видах деятельности
(например, при составлении рабочих материалов при выполнении проектных заданий, при
подготовке докладов, рефератов).
2. Создание устного и письменного речевого высказывания.
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов
и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения; формулировать
основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания; развивать эту мысль,
убедительно аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного
высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения; выбирать нужный стиль и
тип речи; отбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность
речи; высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте,
давать оценку художественным достоинствам исходного текста; владеть основными жанрами
публицистики (эссе, рецензия); создавать собственные письменные тексты проблемного характера на
актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социальнобытовые темы; писать
сочинения различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых
типов речи и их комбинаций; использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и
лексическое богатство языка; создавать устные высказывания на лингвистические темы общего
характера (основные функции языка; связь языка и истории, культуры русского и других народов и т.
п.); в устной и письменной форме объяснять смысл лингвистических понятий (речевая ситуация и её
компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи и т. д.); строить рассуждения на
лингвистические темы, характеризуя основные закономерности языка (например, взаимосвязь

единиц языка); владеть приёмами редактирования текста, используя возможности лексической и
грамматической синонимии; оценивать речевые высказывания (устные и письменные) с опорой на
полученные речеведческие знания.
3. Соблюдение языковых, коммуникативных и этических норм в процессе речевого общения.
Применять в практике устного/письменного речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические, а также орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка; стилистически уместно использовать языковые единицы в речи;
соблюдать коммуникативные и этические нормы речевого поведения в социально-культурной,
учебно-научной, официально-деловой сферах общения; определять цель речевого общения,
учитывать коммуникативные намерения партнёра и выбирать адекватные стратегии коммуникации;
прогнозировать коммуникативные трудности и преодолевать их в процессе общения, учитывая
основные положения современной теории коммуникации; уметь выслушивать разные мнения и
учитывать интересы участников группы в процессе коллективной работы; обосновывать
собственную позицию, оценивать разные точки зрения и вырабатывать единое мнение,
договариваться и приходить к общему решению; фиксировать замеченные нарушения норм в
процессе речевого общения, различать грамматические ошибки и речевые недочёты, тактично
реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников; принимать активное участие в
спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения,
соглашаться/не соглашаться с мнением оппонента, применяя при этом основные правила речевого
этикета.
Универсальные учебные действия
Коммуникативные умения, которые отрабатываются на уроках русского языка, являются основой
формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро
адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус,
являются:
коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой
деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно
излагать свою точку зрения на поставленную проблему; соблюдать в процессе коммуникации
основные нормы устной и письменной речи и речевые правила поведения и др.);
познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать
аргументы, строить логическую цёпь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или
опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую
информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию,
осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять
методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать,
систематизировать информацию и предъявлять её разными способами и др.); регулятивные
универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности,
планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять
самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).
Следовательно, основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой
деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо) и предполагают целенаправленное развитие
речемыслительных способностей учащихся в процессе изучения родного языка в школе.
Надпредметный, междисциплинарный характер не только метапредметных, но и основных
предметных результатов обучения русскому языку, непосредственно связанных с
совершенствованием речемыслительных способностей старшеклассников, определяет и
необходимость целенаправленной отработки на уроках русского языка универсальных учебных
действий, важнейшими из которых на завершающем этапе обучения русскому языку в школе
являются следующие.
Перечень основных универсальных учебных действий:
1. Извлекать необходимую информацию из текстов разной функционально-стилевой и жанровой
разновидности, представленных в печатном или электронном виде на различных информационных

носителях; адекватно понимать прочитанное/ прослушанное высказывание, осознанно используя
разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное и др.) и
аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного содержания, с
выборочным извлечением информации и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
перерабатывать, систематизировать прочитанную/прослушанную информацию и предъявлять её
разными способами: в виде устного пересказа, сообщения, плана (простого, сложного; вопросного,
назывного, тезисного; плана-конспекта), конспекта, реферата, аннотации, схемы, таблицы, рисунка и
т. п.; определять основную и второстепенную информацию в процессе чтения и аудирования;
проводить информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию в
соответствии с поставленной целью, используя при этом различные источники, включая СМИ и
Интернет; использовать персональный компьютер для сбора, классификации и хранения
информации, необходимой для выполнения учебных задач, использования в речи, проведения
мини-исследований, а также для подготовки сообщений, докладов, выступлений, мультимедийных
презентаций, рефератов, исследовательских проектов.
2. Создавать коммуникативно успешные устные/письменные высказывания в учебно-научной (на
материале изучаемых учебных дисциплин), социально -культурной и деловой сферах общения;
точно, правильно, логично, аргументированно и выразительно излагать свою точку зрения на
поставленную проблему; соблюдать в процессе коммуникации основные языковые нормы устной и
письменной речи; предъявлять собранную научно -учебную информацию в форме
устных/письменных высказываний, а также в электронном виде на различных информационных
носителях; выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом, защищать реферат,
исследовательскую проектную работу, используя заранее подготовленный текст и мультимедийную
презентацию.
3. Анализировать и оценивать речевую ситуацию, определяя цели коммуникации, учитывая
коммуникативные намерения партнёра, и выбирать адекватные стратегии коммуникации,
прогнозировать коммуникативные трудности и преодолевать их в процессе общения, опираясь на
основные постулаты современной теории коммуникации; оценивать речевые высказывания, в том
числе и собственные, с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач; различать разные виды нарушения языковых, коммуникативных и этических норм в ходе
устного общения, в том числе орфоэпические, грамматические ошибки и речевые недочёты;
фиксировать замеченные в процессе речевого взаимодействия нарушения норм и тактично
реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников; формулировать в разных
формах (констатация, рекомендация, размышления и т. п.) аргументированные выводы по итогам
сопоставления творческих работ, презентаций, докладов и проектов учащихся.
4. Участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и
письменной форме и соблюдая коммуникативные и этические нормы речевого поведения; чётко
выражать свою позицию и отстаивать её, соглашаясь/не соглашаясь с мнением оппонента и применяя
основные этические правила речевого взаимодействия.
5. Самостоятельно проводить небольшое по объёму исследование: выбирать тему мини исследования, формулировать проблему, ставить и адекватно формулировать цель деятельности с
учётом конечного результата (подготовка сообщения, доклада, мультимедийной презентации,
реферата, проекта и т. п.), планировать последовательность действий и при необходимости изменять
её, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие основной тезис; осуществлять
контроль за ходом выполнения работы, соотносить цель и результат проведённого исследования;
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной/письменной форме.
6. Организовывать совместную учебную деятельность, строить продуктивное речевое
взаимодействие со сверстниками и взрослыми, соблюдая коммуникативные и этические правила
поведения и предупреждая коммуникативные неудачи в речевом общении; обсуждать,
формулировать и сообща корректировать общие цели коллективной учебной деятельности и цели
индивидуальной работы в составе группы, последовательно выполнять при этом индивидуальную
задачу и соотносить её с общими целями коллективной учебной работы; обсуждать, составлять и
корректировать план совместной групповой учебной деятельности, распределять части работы среди
членов группы, учитывая общие и индивидуальные задачи проводимого мини - исследования,

соблюдать намеченную последовательность действий в процессе коллективной исследовательской
деятельности; поэтапно оценивать коллективную и индивидуальную учебную деятельность членов
группы, выполняющих совместную работу; выявлять основные проблемы, связанные с
индивидуальной и групповой учебной деятельностью, устанавливать причины этих проблем и
предлагать пути их устранения.
7. Свободно владеть учебно-логическими умениями: определять объект анализа, проводить анализ,
классификацию, сопоставление, сравнение изученных явлений, определять их существенные
признаки; различать родовые и видовые понятия, соотносить их при анализе родовидовых
определений понятий; устанавливать причинно-следственные отношения между единицами языка и
речевыми фрагментами; выполнять индуктивные и дедуктивные обобщения, систематизировать
информацию разными способами и т. п.
Раздел 2. Содержание учебного предмета «Русский язык»
Углубленный уровень
10 класс
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Русский язык как хранитель духовных ценностей нации.
Русский язык как один из важнейших современных языков мира, как национальный язык русского
народа, как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения.
Отражение в языке исторического опыта народа, культурных достижений всего человечества.
Основные формы существования национального языка. Национальный язык — единство его
различных форм (разновидностей).
Основные признаки литературного языка.
Речевое общение как социальное явление.
Социальная роль языка в обществе.
Общение как обмен информацией, как передача и восприятие смысла высказывания.
Активное использование невербальных средств общения (жесты, мимика, поза).
Монолог, диалог и полилог как основные разновидности речи.
Устная и письменная речь как формы речевого общения.
Основные особенности устной речи.
Основные жанры устной речи.
Типичные недостатки устной речи.
Письменная форма речи как речь, созданная с помощью графических знаков на бумаге, экране
монитора, мобильного телефона и т.п.
Основные особенности письменной речи.
Использование в письменной речи различных способов графического выделения важных для
передачи смысла фрагментов печатного текста.
Основные жанры письменной речи.
Основные требования к письменному тексту.
Основные условия эффективного общения.
Необходимые условия успешного, эффективного общения.
Умение задавать вопросы как условие эффективности общения, в том числе и интернет-общения.
Типичные коммуникативные неудачи, встречающиеся в письменных экзаменационных работах.

Виды речевой деятельности и информационная переработка текста.

Виды речевой деятельности: 1) связанные с восприятием и пониманием чужой речи (аудирование,
чтение); 2) связанные с созданием собственного речевого высказывания (говорение, письмо).
Чтение как вид речевой деятельности
Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного высказывания.
Основные виды чтения: поисковое просмотровое, ознакомительное, изучающее (обобщение).
Основные этапы работы с текстом.
Аудирование как вид речевой деятельности
Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.

Основные виды аудирования зависимости от необходимой глубины восприятия исходного
аудиотекста: выборочное, ознакомительное, детальное.
Правила эффективного слушания.
Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного
текста
Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста как процесс извлечения
необходимой информации из текста-источника и передача её разными способами.
Основные способы сжатия исходного текста.
Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе
сокращения.
Тезисы как кратко сформулированные основные положения исходного, первичного текста.
Аннотация как краткая характеристика печатного произведения.
Конспект как это краткое связное изложение содержания исходного текста.
Реферат как письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана
информация из одного или нескольких источников.
Рецензия как анализ и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального
произведения.
Говорение как вид речевой деятельности
Говорение вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение,
происходит обмен информацией.
Основные качества образцовой речи:
правильность, ясность, точность, богатство,
выразительность, чистота, вежливость.
Публичное выступление.
Письмо как вид речевой деятельности
Письмо как вид речевой деятельности, связанный с созданием письменного высказывания. Связь
письма с другими видами речевой деятельности человека (говорением, чтением, аудированием). Роль
орфографии и пунктуации в письменном общении.
Орфографическое и пунктуационное правило, как разновидность языковой нормы, обеспечивающей
правильность письменной речи.
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии и
основные принципы написания (обобщение на основе изученного).
Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в
каждый из них.
Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Знаки препинания, их
функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания.
Лексика. Фразеология. Лексикография.
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение.
Однозначность и многозначность слов. Изобразительно -выразительные средства русского языка.
Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка.
Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного
русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу
употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические
единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их
использование.
Лексикография.
11 класс
Культура речи.
Культура речи.
Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная
целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Взаимосвязь раздела
«Культура речи» с другими разделами лингвистики.
Правильность и точность речи.

Языковая норма и ее основные особенности (обобщение на основе изученного).
Произносительные нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Нормы ударения в современном
русском языке. Допустимые варианты ударения и произношения. Элементы интонации: логические
ударения, паузы, мелодика речи, тембр голоса, тон речи. Основные интонационные нормы.
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением.
Грамматические нормы. Основные грамматические нормы современного русского языка. Синонимия
грамматических формами их стилистические и смысловые особенности возможности.
Орфоэпические нормы.
Пунктуационные нормы.
Чистота речи.
Речевые штампы и канцеляризмы. Жаргонизмы и языковые элементы, не допускаемые нормами
речевого общения.
Богатство и разнообразие речи.
Лексико-фразеологические и грамматическое богатство русского языка.
Словообразование как источник речевого богатства.
Выразительность речи.
Выразительные возможности фонетики, интонации, лексики, фразеологии, грамматики.
Невербальные средства выразительности.
Уместность речи.
Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность речи

Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
10 класс
105 часов (углубленный уровень)
№ п/п
Тема /
Часы
1.
Язык как средство общения 27 часов
Русский язык - хранитель духовных ценностей нации (5 часов)
1 Русский язык как один из важнейших современных языков мира, как национальный язык русского
народа, как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения. 1
2 Основные формы существования национального языка. Литературный язык, территориальные
диалекты, городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны. 1
3 Основные признаки литературного языка, его функции. Русская словесность. 1
4РР Сочинение о русском языке . 2
Речевое общение как национальное явление (7 часов)
1 Речевое общение как социальное явление. Социальная роль языка в обществе. Вербальные и
невербальные средства общения. 1
2 Монолог, диалог, полилог. Искусственные языки и их роль в речевом общении. Эсперанто. 1
3 Повторение. Орфоэпические и орфографические нормы. 3
4 Входная контрольная работа 2
Устная и письменная речь как формы речевого общения (7 часов)
1 Устная и письменная речь как формы речевого общения. Основные жанры устной речи. 1
2 Различные формы фиксации устной речи. 1
3 Фонетическая транскрипция, интонационная разметка текста, использование современных
звукозаписывающих технических средств. 1
4. РР Анализ письменного высказывания с целью определения основных его особенностей,
характерных для письменной речи. 1
5 РР Изобразительные средства фонетики русского языка. 1
6. Контрольная работа №2. Тестирование по теме: «Речь устная и письменная» или Диктант с
грамматическим заданием 2
Основные условия эффективной коммуникации (8 часов)
1 Необходимые условия успешного, эффективного общения. Интерактивное общение. 1

2 Причины неэффективного общения. Правила говорящего и слушающего. 1
3 Прецедентные тексты. Коммуникативные неудачи и затруднения. 1
4 Виды вопросов и цель их использования в процессе общения. 1
5 Повторение. Орфографические нормы. Орфограммы в приставках. 2
5 Контрольная работа № 3. Диктант с грамматическим заданием по теме: «Орфограммы в
приставках» 2
II. Виды речевой деятельности 67 часов
Виды речевой деятельности (9 часов)
1Виды речевой деятельности. 1
2 Этапы речевой деятельности. Речь внешняя и внутренняя. 1
3 Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понять его содержание» и др.) 1
4 Р.Р. Изложение. 2
5 Повторение. Орфографические нормы. Орфограммы в суффиксах. 2
6 Контрольная работа №4. Тестирование по теме: «Орфограммы в суффиксах». 2
Чтение как вид речевой деятельности (8 часов)
1Основные виды чтения. 1
2Гипертекст и его особенности. Типичные недостатки, снижающие эффективность работы с
письменным текстом. 1
3 Работа с гипертекстом в условиях использования мультимедийных средств для получения
информации. 1
4 Основные этапы работы с текстом. Алгоритм анализа поэтического текста. 1
5 Комплексный анализ текста. 1
6 Повторение. Орфографические нормы. Орфограммы в окончаниях. 1
7 Р. Р. Сочинение-рассуждение. 2
Аудирование как вид речевой деятельности (9 часов)
1 Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Виды
аудирования. 1
2 Нерефлексивное и рефлексивное аудирование. Приемы рефлексивного слушания. 1
3 Элементарный анализ накопленного речевого опыта, связанного с преодолением недостатков
аудирования. 1
4 Р.Р. Изложение аудиотекста. 2
5 Лексика и фразеология. Обобщающее повторение. Лексические нормы. Практикум. 2
6 Контрольная работа № 5. Тест по теме: «Лексические нормы» 2
Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста (17
часов)
1 Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста.
Основные способы сжатия исходного текста. 1
2Р.Р. Сжатое изложение. 2
3 Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе
сокращения: составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии. 1 4Конспект как
краткое связное изложение содержания исходного текста (статьи, параграфа учебника, лекции). 1
5Контрольная работа № 6. Тестирование по теме: «Основные способы переработки прочитанного или
прослушанного текста» 2
бРеферат как письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана
информация из одного или нескольких источников. 1
7РР Сочинение-рассуждение по заданному тексту. 2
8Рецензия как анализ и оценка научного, художественного, кинематографического или
музыкального произведения. 1
9Написание рецензии на прочитанный или прослушанный текст, а также на просмотренное
кинематографическое произведение.1
10Повторение. Орфографические нормы. Правописание НЕ и НИ. Разбор заданий ЕГЭ. 1
11Повторение. Орфографические нормы. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Разбор
заданий ЕГЭ. 1

12 Повторение. Орфографические нормы. Правописание -Н- и -НН-в различных частях речи. Разбор
заданий ЕГЭ.1
13 Контрольная работа № 7. Диктант с грамматическим заданием по теме: «Не и Ни, Н и НН,
слитное, раздельное, дефисное написание слов с разными частями речи» 2
Говорение как вид речевой деятельности (11 часов)
1 Говорение как вид речевой деятельности.1
2 Основные качества образцовой речи. Эмфатическое ударение как эмоционально-экспрессивное
выделение слова в процессе говорения.1
3 Критерии оценивания устного высказывания учащегося. Анализ и оценка устных высказываний в
разных ситуациях общения. 1
4 Основные виды публичной речи. 1
5 Повторение. Морфологические нормы. Образование форм слова. 1
6 Повторение. Синтаксические нормы. 1
7 Повторение. Синтаксические нормы. Практикум. 1
8 Р.Р. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ. 2
9 Контрольная работа № 8. Тест по теме: «Морфологические и синтаксические нормы» 2 Письмо
как речевой вид деятельности (13 часов)
1 Письмо как вид речевой деятельности. Основные требования в письменной речи. Из истории
эпистолярного жанра. 1
2 Культура письменного общения с помощью современных технических средств коммуникации.
Роль орфографии и пунктуации в письменном общении. 1
3 Орфография как система правил правописания слов и их форм. 1
4 Пунктуация как система правил правописания предложений. Принципы русской пунктуации. 1
5 Повторение. Пунктуационные нормы. 3
6 Контрольная работа № 9. Тестирование по теме: «Пунктуационные нормы» 2
7 Повторение. Средства связи предложений в тексте. 1
8 Повторение. Языковые средства выразительности. 2
9 Контрольная годовая работа № 10. 1
III. Повторение изученного 7 часов
1 Орфографические нормы. 2
2 Пунктуационные нормы. 2
3 Грамматические нормы 2
4 Орфоэпические и лексические нормы. 1
IV. Резерв 4

Всего 105 часа
11 класс
102 часа (углубленный уровень)
№ урока Тема Часы
Культура речи 6
1. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. 1
2. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. 1
3. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. 1
4. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. 1
5. Взаимосвязь раздела «Культура речи» с другими разделами лингвистики. 1
6. Взаимосвязь раздела «Культура речи» с другими разделами лингвистики. 1
Правильность и точность речи 30
7. Языковая норма и ее основные особенности (обобщение на основе изученного). 1
8. Языковая норма и ее основные особенности (обобщение на основе изученного). 1
9. Языковая норма и ее основные особенности (обобщение на основе изученного). 1
10. Произносительные нормы. 1
11. Произносительные нормы. 1
12. Роль орфоэпии в устном общении. 1

13. Роль орфоэпии в устном общении. 1
14. Нормы ударения в современном русском языке. 1
15. Нормы ударения в современном русском языке. 1
16. Допустимые варианты ударения и произношения. 1
17. Допустимые варианты ударения и произношения. 1
18. Элементы интонации: логические ударения, паузы, мелодика речи, тембр голоса, тон речи. 1
19. Элементы интонации: логические ударения, паузы, мелодика речи,тембр голоса, тон речи. 1
20. Основные интонационные нормы. 1
21. Основные интонационные нормы. 1
22. Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением. 1
23. Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением. 1
24. Грамматические нормы. 1
25. Грамматические нормы. 1
26. Основные грамматические нормы современного русского языка. 1
27. Основные грамматические нормы современного русского языка. 1
28. Синонимия грамматических формы их стилистические и смысловые особенности возможности.
1
29. Синонимия грамматических формы их стилистические и смысловые особенности возможности.
1
30. Орфоэпические нормы. 1
31. Орфоэпические нормы. 1
32. Орфоэпические нормы. 1
33. Пунктуационные нормы. 1
34. Пунктуационные нормы. 1
35. Пунктуационные нормы. 1
36. Пунктуационные нормы. 1
Чистота речи 7
37. Речевые штампы и канцеляризмы. 1
38. Речевые штампы и канцеляризмы. 1
39. Речевые штампы и канцеляризмы. 1
40. Речевые штампы и канцеляризмы. 1
41. Жаргонизмы и языковые элементы, не допускаемые нормами речевого общения. 1
42. Жаргонизмы и языковые элементы, не допускаемые нормами речевого общения. 1
43. Жаргонизмы и языковые элементы, не допускаемые нормами речевого общения. 1
Богатство и разнообразие речи 7
44. Лексико-фразеологические и грамматическое богатство русского языка. 1
45. Лексико-фразеологические и грамматическое богатство русского языка. 1
46. Лексико-фразеологические и грамматическое богатство русского языка. 1
47. Лексико-фразеологические и грамматическое богатство русского языка. 1
48. Словообразование как источник речевого богатства. 1
49. Словообразование как источник речевого богатства. 1
50. Словообразование как источник речевого богатства. 1
Выразительность речи 8
51. Выразительные возможности фонетики, интонации, лексики, фразеологии, грамматики. 1
52. Выразительные возможности фонетики, интонации, лексики, фразеологии, грамматики. 1
53. Выразительные возможности фонетики, интонации, лексики, фразеологии, грамматики. 1
54. Выразительные возможности фонетики, интонации, лексики, фразеологии, грамматики. 1
55. Невербальные средства выразительности. 1
56. Невербальные средства выразительности. 1
57. Невербальные средства выразительности. 1
58. Невербальные средства выразительности. 1
Уместность речи. 4
59. Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность речи. 1

60. Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность речи. 1
61. Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность речи. 1
62. Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность речи. 1
Повторение и обобщение изученного 36
63. Орфографические нормы. 1
64. Орфографические нормы. 1
65. Орфографические нормы. 1
66. Орфографические нормы. 1
67. Пунктуационные нормы. 1
68. Пунктуационные нормы. 1
69. Пунктуационные нормы. 1
70. Пунктуационные нормы. 1
71. Грамматические нормы. 1
72. Грамматические нормы. 1
73. Грамматические нормы. 1
74. Грамматические нормы. 1
75. Речевые нормы. 1
76. Речевые нормы. 1
77. Речевые нормы. 1
78. Речевые нормы. 1
79. Фактологические нормы. 1
80. Фактологические нормы. 1
81. Фактологические нормы. 1
82. Фактологические нормы. 1
83. Абзацное членение текста. 1
84. Абзацное членение текста. 1
85. Абзацное членение текста. 1
86. Абзацное членение текста. 1
87. Текст и его структура. 1
88. Текст и его структура. 1
89. Текст и его структура. 1
90. Текст и его структура. 1
91. Сочинение в формате ЕГЭ. 1
92. Сочинение в формате ЕГЭ. 1
93. Сочинение в формате ЕГЭ. 1
94. Сочинение в формате ЕГЭ. 1
95. Подготовка в итоговой аттестации. 1
96. Подготовка в итоговой аттестации. 1
97. Подготовка в итоговой аттестации. 1
98. Подготовка в итоговой аттестации. 1
Резерв 4
Итого: 102 ч
Оценка результатов освоения учебного предмета «Русский язык»
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное
сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в
конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5» - 1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на
практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно
составленные;
3) излагает материал последовательно, правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4» - ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1
-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении
излагаемого.
«3» - ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке
правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
«2» - если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого
материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл,
беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке
ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим
материалом.
«1» - если ученик обнаруживает полное незнание большей части соответствующего раздела
изучаемого материала, не приступил к работе.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку
подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за
сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии,
если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его
умения применять знания на практике.
Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов
Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества
вопросов.
Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 71-89% от общего
количества вопросов.
Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.
Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 50% правильных
ответов.
Оценка письменных работ.
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для
диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам
современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Число ошибок (орфографических и пунктуационных)
0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) - «5»
2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) - «4»
4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) - «3»
7/7, 6/8, 5/9, 8/6 - «2»
Примечание
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные
ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик

слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять
негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете
ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в словах-исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от
существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался,
никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не..., не что иное, как и
др.);
5) в собственных именах нерусского происхождения;
6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в
одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания
заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок)
особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного
написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды,
рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка
учитывается самостоятельно.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну
ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное)
оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более
исправлений.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического,
лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый
вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении
дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Контрольный словарный диктант
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим: 19
Балл
Количество ошибок
ошибки отсутствуют
«5»
1-2 ошибки
«4»
3-4 ошибки
«3»
5-6 ошибок
«2»
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно
излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических,
пунктуационных и грамматических.
Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь
«5»

«4»

Грамотность
Допускается: 1 орфографическая, или 1
1. Содержание работы полностью соответствует теме. пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря,
разнообразием используемых синтаксических
конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто
стилевое единство и
выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании
и 1—2 речевых недочета
Допускаются: 2 орфографические и 2
1. Содержание работы в основном соответствует теме пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая
и 3 пунктуационные ошибки, или 4
(имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются пунктуационные ошибки при отсутствии
орфографических ошибок, а также 2
единичные фактические неточности.
грамматические ошибки
3.Имеются незначительные нарушения
4.

последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи

достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной
выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в
содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов
Допускаются: 4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки, или 3 орфографические
ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7
пунктуационных при отсутствии
орфографических ошибок

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения от
темы.
2.
Работа достоверна в главном, но в ней
имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения
последовательности изложения.
4.
Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в
содержании и 5 речевых недочетов

«2»

Допускаются: 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6 орфографических
1. Работа не соответствует теме.
и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и
2. Допущено много фактических неточностей.
9 пунктуационных ошибок, 8 'орфографических и
3. Нарушена последовательность изложения мыслей 6 пунктуационных ошибок, а также 7
во всех частях работы, отсутствует связь между ними, грамматических ошибок
часты случаи неправильного словоупотребления.
4 Крайне беден словарь, работа написана короткими
однотипными предложениями со слабо выраженной
связью между ними, часты случаи неправильного
словоупотребления.
5.Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании
и до 7 речевых недочетов
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и Имеется более 7 орфографических, 7
более 7 речевых недочетов
пунктуационных и 7 грамматических ошибок

«1»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».