РПВ НОО

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
на 2021 -2026 гг.

город Михайловск
1

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Авторы составители:
Фамилия И.О.

Должность

Еремеева Т.К.
Сурганова Т. В.
Бараковских В. В.
Бараковских Е. А.
Галявиева Л. Г.
Мешкова Е. А.
Трошина Н. В.
Черепанова А. Г.
Якшина Т. В.

Заместитель директора по УВР
Заместитель директора по УВР
учитель
учитель
учитель
учитель
учитель
учитель
учитель

Рабочая программа воспитания разработана на основании примерной программы
воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию(протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20)

2

№
п/п
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Пояснительная записка
Основные разделы программы
Раздел 1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
Раздел 2. Цель и задачи воспитания
Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности
Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Раздел 5. План воспитательной работы
Раздел 6. Календарь знаменательных дат

4
5
5
13
15
23
25
32

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа является обязательной частью основной образовательной
программы основного общего образования.
Рабочая программа воспитания соответствует требованиям ФГОС ООО, разработана
на основании примерной программы воспитания (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 2 июня 2020 г. №
2/20) (далее – программа).
Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в
том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и
физическое
воспитание,
достижение
результатов
освоения
обучающимися
образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа воспитания имеет модульную структуру и включает в себя:
- описание особенностей воспитательного процесса;
- цель и задачи воспитания обучающихся на уровне ООО;
- виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников,
обучающихся и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную
деятельность;
- основные направления самоанализа воспитательной работы в организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной
деятельности, совместно с семьей и другими институтами воспитания.
Рабочая программа воспитания предусматривает приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Рабочая программа воспитания является открытым документом, что предполагает
возможность внесения в нее изменений по причинам, связанным с изменениями во
внешней или внутренней среды школы.

4

2. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Раздел 1.
Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
Приоритетные направления работы школы:
Спортивное, экологическое, патриотическое
Задачи воспитательной деятельности:
• поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию
общешкольного коллектива, воспитанию гражданской позиции и патриотических
чувств, развитию толерантных отношений среди коллектива учащихся.
• совершенствовать систему партнёрства и сотрудничества в работе с семьёй;
• создавать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, для
воспитания стремления к здоровому образу жизни;
• продолжать индивидуальную работу с «трудными» подростками;
• развивать организаторские и лидерские качества обучающихся;
• повышать интерес классных руководителей к необходимости прохождения курсовой
подготовки;
• шире использовать в воспитательном процессе возможности информационных
технологий.
Субъекты воспитательной системы:
учащиеся, родители, педагогический коллектив, педагоги дополнительного образования
Особенности воспитательного процесса:
Воспитательная система школы складывается из совместной деятельности учителей,
обучающихся, родителей, педагогов дополнительного образования, педагогов учреждений
культуры и спорта, из воспитания на уроке, вне урока: через систему дополнительного
образования, реализацию программ воспитания области и района, преемственности
детский сад-школа, экскурсионной и творческой деятельности.
Основная идея, которой руководствуется педагогический коллектив школы - идея
творчества. Педагоги школы уделяют большое внимание воспитанию обучающихся,
совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми.
Управление воспитательным процессом осуществляется на уровне всех участников
образовательного процесса. Наряду с администрацией, в решении принципиальных
вопросов воспитания, развития школы участвуют советы самоуправления: Совет школы,
Общешкольный родительский комитет и Совет старшеклассников.
Активную роль в обогащении и совершенствовании воспитательной деятельности играют
объединения дополнительного образования. Обучающиеся, занимающиеся в кружках и
студиях, как правило, проявляют больший интерес к познанию, а педагогов организация
внеурочной деятельности стимулирует к поиску творческих путей в организации учебнопознавательной деятельности
Направления воспитательной работы:
- организация интересной, содержательной внеурочной деятельности;
- обеспечение нравственного, духовного, интеллектуального, эстетического, культурного
развития, а также саморазвития личности ребенка;
- организация работы по патриотическому, гражданскому воспитанию;
- развитие творческих способностей и творческой инициативы обучающихся и взрослых;
- развитие ученического самоуправления;
- развитие коллективно-творческой деятельности;
- организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения
обучающихся;
- организация работы с одаренными обучающимися;
- приобщение обучающихся к здоровому образу жизни.
Принципы:
1.
сохранение и отработка всех удачных, эффективных моментов;
5

2.
учет и анализ неудачного опыта, внесение корректив;
3.
поиск нового и варьирование знакомого, хорошо известного.
Приоритетные направления воспитательной работы:
1.социальное направление;
2.
духовно-нравственное направление;
3.
общекультурное направление;
4.
спортивно-оздоровительное направление;
5.
общеинтеллектуальное направление.
Содержание и формы воспитательной работы
Направление
воспитательной Задачи работы по данному направлению
работы
Духовно-нравственное
1. Формировать у обучающихся такие качества как:
направление
культура поведения, эстетический вкус, уважение
личности.
2. Создание условий для развития у обучающихся
творческих способностей.
3.Формировать у обучающихся такие качества, как:
долг, ответственность, честь, достоинство, личность.
4. Воспитывать любовь и уважение к традициям
Отечества, школы, семьи.
Социальное направление
1. Изучение учащимися природы и истории родного
края.
2. Формировать правильное отношение к окружающей
среде.
Спортивно-оздоровительное
1. Формировать у обучающихся культуру сохранения и
направление
совершенствования собственного здоровья.
2. Популяризация занятий физической культурой и
спортом.
3. Пропаганда здорового образа жизни.
Общекультурное направление
1.Создание
условий
для
развития
творческой
активности, ответственности за порученное дело
познавательного интереса.
Общеинтеллектуальное
направление
Работа с учителями-предметниками
Работа с родителями

Создание условий для развития познавательного
интереса.
Беседы об успеваемости обучающихся по предметам,
выявление уровня затруднений
Родительские собрания, учебные встречи, праздники,
спортивные мероприятия, «Родительские субботы»,
тренинги,
квесты,
индивидуальные
беседы
и
анкетирование.

В ОУ организованы занятия внеурочной деятельности по следующим направлениям:
- социальное: «Учусь создавать проекты»;
- общеинтеллектуальное: «Развитие познавательных способностей», «Смысловое
чтение», «Школа развития речи»;
- общекультурное: «Музыкальный час».
Организация внеурочной деятельности оказывает целенаправленное воздействие на
личность ученика, удовлетворяя
потребности обучающихся в различных видах
деятельности решает следующие задачи:
6

Развитие творческих способностей и творческой активности школьников.
Развитие их познавательных интересов.
Формирование мотивации успеха.
Создание условий для самоутверждения и самореализации.
Создание условий всестороннего развития личности
В культурно – досуговом социуме школа взаимодействует с учреждениями
и
организациями:
Социальные
направления
Основные мероприятия
Примечание
партнеры
Проведение игровых встреч
-Духовноучащихся с воспитанниками д.
Муниципальные нравственное
садов.
-Социальное
дошкольные
Посещение
мероприятий
образовательны
(открытых занятий, праздников)
е
учреждения
в д. садах с целью реализации
«Сказка»,
преемственности.
«Теремок»,
Проведение
родительских
«Малышок»
собраний
будущих
первоклассников.
Оказание
консультативной
помощи родителям будущих
первоклассников.
§
§
§
§
§

Центр детского -Духовнонравственное
творчества
-Социальное
«Радуга»
-Общекультурное
-Интеллектуальное

Детская школа -Духовноискусств
нравственное
-Общекультурное
-Интеллектуальное
Центр культуры -Духовнои досуга города нравственное
-Социальное
Михайловска
-Спортивнооздоровительное
-Общекультурное
Молодежный
-Духовноцентр «Зодиак» нравственное
-Социальное
-Спортивнооздоровительное
-Общекультурное

Проведение
совместных
праздников, мастер-классов.
Посещение «Дней открытых
дверей»
Посещение
презентаций,
выставок,
театральных
спектаклей.
Посещение
мероприятий
(открытых занятий, праздников)
в
школе
будущих
первоклассников
с
целью
реализации преемственности
Посещение
концертов,
тематических встреч.
Проведение
работы
по
популяризации школы среди
детей и родителей.
Участие
в
конкурсах,
концертных
программах,
митингах,
выставках,
тематических
мероприятиях,
городских
мероприятиях
и
праздниках.
Участие
в
конкурсах,
тематических
мероприятиях,
профилактических беседах и
мероприятиях.

7

Детская
городская
библиотека
Михайловский
городской
краеведческий
музей

-Духовнонравственное
-Социальное
-Общекультурное
-Интеллектуальное
-Духовнонравственное
-Социальное
-Общекультурное

Природный парк -Духовно«Оленьи ручьи» нравственное
-Социальное
-Спортивнооздоровительное
-Общекультурное
-Интеллектуальное

ОАО
«Уральская
фольга»

-Духовнонравственное
-Социальное
-Общекультурное

МЧС.
Пожарная часть
ВПЧ-45

-Социальное
-Спортивнооздоровительное

Служба ГИБДД

-Социальное

Посещение с целью проведения
тематических дней, бесед.

Посещение с целью проведения
тематических
дней,
бесед.
Реализация
программы
для
учащихся
«Жили-были»
«Калейдоскоп
истории»,
«Русская
старина»,
«Михайловские росы»
Посещение
выставок,
экспозиций.
Посещение с целью получения
информации
для
исследовательских проектов.
Проведение
тематических
экскурсий.
Прохождение маршрутов.
Посещение
выставок,
экспозиций.
Посещение с целью получения
информации
для
исследовательских проектов.
Участие
в
конкурсах,
тематических мероприятиях и
праздниках.
Проведение
тематических
экскурсий на предприятие.
Участие в социальных проектах,
акциях, конкурсах в рамках
реализации
социальных
проектов «РУСАЛа».
Участие в концертах
для
работников предприятия.
Проведение
тематических
экскурсий, уроков, встреч, бесед,
соревнований, эстафет.
Организация
совместных
тренировок, учебных эвакуаций,
дней безопасности.
Участие в конкурсах.
Проведение
совместных
противопожарных акций.
Защита проектов, организация
выставок.
Тематические беседы.
Участие в конкурсах.
Организация совместных дней
безопасности.
Проведение совместных акций
8

Служба ПДН

-Социальное

ТПМПК
г. -Социальное
Ревда,
центр
«Ресурс»
г.
Екатеринбург
ГАУЗ
СО -Социальное
«Нижнесергинск -Оздоровительное
ая ЦРБ» ОП
«Михайловская
ГБ»

-СпортивноМУК
«Спорткомплекс оздоровительное
»

Совет ветеранов
Г. Михайловска

-Духовнонравственное
-Социальное
-Общекультурное

Общественная
организация
«Память
сердца»

-Духовнонравственное
-Социальное
-Спортивнооздоровительное
-Общекультурное
-Интеллектуальное
-Духовнонравственное
-Социальное
-Общекультурное

Воскресная
церковноприходская
школа
Вознесенского
собора города

по ПДД.
Тематические
беседы
по
предотвращению
правонарушений.
Тематические беседы о вреде
курения,
алкоголизма,
употребления
наркотических
средств.
Участие в конкурсах, акциях.
Получение
консультативной,
медицинской
и
социальной
помощи.
Работа
с
детьми
по
формированию здорового образа
жизни.
Тематические беседы о вреде
курения,
алкоголизма,
употребления
наркотических
средств,
профилактики
инфекций.
Проведение совместных акций.
Работа
с
детьми
по
формированию здорового образа
жизни, пропаганде физкультуры
и спорта.
Организация
спортивных
праздников,
соревнований,
эстафет.
Организация встреч с участием
спортсменов города, тренеров,
мастеров спорта, чемпионов.
Организация
встреч
с
интересными людьми города.
Участие в конкурсах, митингах,
тематических
мероприятиях,
городских
мероприятиях
и
праздниках.
Организация
встреч
с
интересными людьми города.
Участие в конкурсах, митингах,
тематических
мероприятиях,
городских
мероприятиях
и
праздниках.
Участие в конкурсах, акциях,
тематических
мероприятиях,
городских
мероприятиях
и
праздниках.
9

Михайловска.
Приход
Вознесенского
собора города
Михайловска

-Духовнонравственное
-Социальное
-Общекультурное

Приход храма
Архистратига
Михаила города
Михайловска

-Духовнонравственное
-Социальное
-Общекультурное

Администрация -ДуховноМО
г. нравственное
-Социальное
Михайловска
-Спортивнооздоровительное
-Общекультурное

Проведение
тематических
экскурсий.
Организация
встреч,
тематических,
духовнонравственных бесед.
Участие в конкурсах, акциях,
тематических
мероприятиях,
городских
мероприятиях
и
праздниках.
Проведение
тематических
экскурсий.
Организация
встреч,
тематических,
духовнонравственных бесед.
Участие в конкурсах, акциях,
тематических
мероприятиях,
городских
мероприятиях
и
праздниках.
Участие в митингах, выставках,
акциях,
тематических
мероприятиях,
городских
мероприятиях и праздниках.

Основными традициями воспитания в школе являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогических работников;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и
коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся,
а также их социальная активность;
- педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
В школе накоплен богатый опыт работы по КТД. В течение года каждый обучающийся
школы принимает участие в таких программах. Коллективные творческие дела - это и
труд, и общение, и искусство, и различные формы досуговой деятельности.
•
Здравствуй, страна Знаний!
• Акция добрых дел «Нам жизнь дана на добрые дела»
• Операция «Забота»
10

Операция «Добрая суббота»
День учителя
День чтения
Праздник Осени
Праздник «Мы теперь ученики!»
Посвящение в первоклассники
День матери «Пойми меня, мама!»
День Наума-грамотника
Новогодний калейдоскоп. Под Новый год полным - полно чудес
Рождественские встречи
День защитника Отечества
Смотр строя и песни
Конкурсно-игровые программы «Примите наши поздравления!»
В мире профессий
«Широкая Масленица»
«Веснянка»
Акция «Библиосумерки»
До свидания, мой первый учитель!
Одной из школьных традиций является проведение тематических дней. В
проведении тематических дней участвуют все классные руководители и учителя –
предметники,
содержание уроков раскрывает воспитательный потенциал уроков и
соответствует раскрытию тематики дня. Тематические дни:
- День безопасности
- День грамотности
- День здоровья
- День науки
- День экологии
- День профориентации
- Единый день профилактики
- День защиты детей
Школьный календарь включает в себя не только традиционные мероприятия, а также
народные, профессиональные, государственные даты. Также учащиеся и педагоги школы
активно участвуют в реализации федеральных, областных и муниципальных целевых
программ.
Детское самоуправление - неотъемлемая часть школьной жизни. Оно представлено
детским объединением «СССР» (союз самых сплоченных ребят). Выполняют дела школы
и класса совместно классными руководителями и советом старшеклассником.
Эффективность воспитательной системы зависит от классных руководителей. В работе
классных руководителей большое внимание уделяется правилам поведения и
конструктивного общения со взрослыми и сверстниками, внешнему виду обучающихся,
профилактике безнадзорности и правонарушений, правилам дорожного движения и
безопасности пешеходов. Спортивно-оздоровительная и военно-патриотическая работа,
эстетическое развитие детей, посещение выставок, музеев, библиотек, парка «Оленьи
ручьи», предприятий и организаций города, района - всё это труд учителей, их
инициатива, их стремление реализовать намеченные задачи.
Экскурсионная работа занимает важное место в воспитательной работе школы.
Основной задачей экскурсионной работы является формирование мировоззрения
школьников. Экскурсионная работа носит так же ряд других важных задач:
патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, культурологическое воспитание.
За последнее время в школе уделяется большое внимание сохранению и укреплению
здоровья каждого ученика. Для оздоровления детей используются оздоровительные
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

11

прогулки и экскурсии, игры, праздники на свежем воздухе, составлен календарь
традиционных спортивно- оздоровительных мероприятий.
Традиции коллектива - это обычаи, порядки, правила поведения, установившиеся в
нем, оберегаемые им, передаваемые от одного поколения воспитанников к другому.
Спортивно-оздоровительные традиции:
• «День здоровья»
• Неделя бега
• Кросс наций
• «А, ну-ка, парни!»
• «Веселые старты»
• Спортивная родительская суббота (семейные старты)
• Новогодние весёлые старты
• Декада лыжного спорта
• Лыжня России
Всем известно, что личность ребенка начинается с общения с самыми близкими людьми.
Семья всегда играла ведущую роль в формировании важнейших качеств личности,
которые в дальнейшем обеспечивают ребенку успешное включение в общественную
жизнь, учебный процесс, развитие и укрепление нормальных отношений с педагогами и
сверстниками в школе. Поэтому работа с семьей в нашей школе является одним из
важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса нашей школы. Большое
внимание в школе уделяется организации планомерной совместной деятельности с
родительской общественностью.
Работа с родителями строится с использованием различных форм работы:
- классные и общешкольные родительские собрания
- педагогические консультации
- информационные встречи с представителями городских служб
- заседания родительского комитета школы
- заседания Управляющего Совета школы
- общешкольные конференции
- анкетирование родительской общественности
- публичный доклад администрации об итогах работы школы
- участие родителей в общественно-государственном управлении школы в качестве
общественных наблюдателей во время государственной итоговой аттестации
- участие в конкурсных мероприятиях школы
- участие в творческих делах, марафонах
- проведение акции «Читай, семья!» «Семейное чтение сближает поколение»
- Рождественские встречи
- Родительские субботы
- «Мамина школа»
- участие в мероприятиях по подведению итогов работы школы за текущий год.
В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным
традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь. Практически
все педагоги школы родились в нашем городе. Знают личностные особенности, бытовые
условия жизни обучающихся, отношения в семьях, что способствуют установлению
доброжелательных и доверительных отношений между педагогами, школьниками и их
родителями.
Таким образом, в школе сложилась комфортная эмоциональная атмосфера,
взаимопонимание между учителями, учащимися и родителями на высоком уровне, что
способствует продуктивной реализации воспитательной программы.

12

Раздел 2
Цель и задачи воспитания на уровне начального общего образования
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Педагогический коллектив МАОУ СШ № 2 видит своих выпускниковвоспитанников как высоконравственных, творческих, компетентных граждан России,
которые не отделяют судьбу Отечества от своих личных судеб, способных взять на себя
ответственность за настоящее и будущее своей страны, живут, соблюдая духовнокультурные традиции народов России.
Базовые ценности нашего общества - семья, труд, отечество, природа, мир, знания
,культура, здоровье, человек.
Цель воспитания в школе исходит из воспитательного идеала, а также
основывается на базовых для нашего общества ценностях.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие
уровням начального общего образования:
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций
того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном
статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к
носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы
и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и
традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально
значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально
значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее
важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или
дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных
в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором
улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
-быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
-уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
- стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
- уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям;

13

- уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему
общественных отношений.
Задачи воспитания:
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и
анализа в школьном сообществе;
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие
по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные
возможности;
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
способствовать развитию детского самоуправления в начальной школе через
внедрение элементов ученического самоуправления на уровне классных сообществ;
организовывать для школьников экскурсии, походы и реализовывать их воспитательный
потенциал;
организовать работу школьных бумажных и электронных СМИ, реализовывать их
воспитательный потенциал;
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников,
что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
обучающихся.

14

Раздел 3.
Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Для этого в
образовательной организации используются следующие формы работы
Виды и формы деятельности
На внешкольном уровне:
- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума:
- патриотическая акция «Бессмертный полк» (проект запущен по инициативе и при
непосредственном участии Школы, с 9 мая 2016 года шествие жителей города
Михайловска с портретами ветеранов Великой Отечественной войны проходит
ежегодно);
- экологическая акция «Бумажный бум» (в сборе макулатуры активно участвуют не
только родители детей, но и дедушки, бабушки; макулатура сдается в приемный
пункт школы);
- конкурсы «Мужество остаётся в веках», «Читалочка», фестиваль «Под крылом
Архангела»
- акция «Письмо солдату» (накануне Дня защитника Отечества школьники готовят
творчески оформленные письма и отправляют их по почте в военную часть)
- общешкольные родительские и ученические собрания, которые проводятся
регулярно, в их рамках обсуждаются насущные проблемы;
- Единый День профилактики правонарушений в школе (помимо профилактических
мероприятий с обучающимися, проводится встреча родителей и обучающихся с
представителями ПДН);
- проводимые для жителей города и организуемые совместно семьями учащихся
спортивные состязания, праздники, представления, которые открывают возможности
для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об
окружающих:
- спортивно-оздоровительная деятельность: соревнование по волейболу между
командами выпускников школы и старшеклассниками «Веселые старты» и т.п. с участием
родителей в командах;
- досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные
программы ко Дню матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с участием родителей,
бабушек и дедушек;
- концерты с вокальными, танцевальными выступлениями школьников в День
пожилого человека, День защиты ребенка, на Масленицу, 8 Марта, 9 Мая и др.
На школьном уровне:
- общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:
-праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние
праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы,
выпускные вечера, «Первый звонок», «Последний звонок» и др.;
-предметные недели (начальных классов);
15

- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых
социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей:
- «Посвящение в первоклассники»;
- церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное
участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, значительный вклад в развитие школы:
-еженедельные общешкольные линейки (по понедельникам) с вручением грамот и
благодарностей;
На уровне классов:
• выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
• участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
• проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых
дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
• вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
• индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
• наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
• при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним,
через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать
хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на
себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель
- организует работу с коллективом класса;
- индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
- работу с учителями, преподающими в данном классе;
- работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Виды, формы деятельности
Работа с классным коллективом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,
спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной
направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными
потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, –
установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них
значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
-проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности
ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления
школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме,
создания благоприятной среды для общения.
16

- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными
руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие
в себя подготовленные ученическими микро группами поздравления;
-выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе
Индивидуальная работа с учащимися:
-изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих
отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным
проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного
руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а
также (при необходимости) - со школьным психологом.
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и
дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить.
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых дети фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым
вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
учащимися;
- привлечение учителей к участию во внутри классных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их виной, отличной от
учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
-регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей,
о жизни класса в целом;
-помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
-организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
-создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их
детей;
-привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
-организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы
3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через следующие виды и формы деятельности.
Виды, формы деятельности:
17

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности происходит в
рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная деятельность.
Курсы внеурочной деятельности «Учусь создавать проекты»; направленные на передачу
школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность,
позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим,
гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое
мировоззрение и научную картину мира.
Общекультурная деятельность.
Курсы внеурочной деятельности «Музыкальный час», создающие благоприятные
условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их
творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на
воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовнонравственное развитие.
Общеинтеллектуальная деятельность.
Курсы внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей», «Школа
грамотного чтения», «Школа развития речи» направленные на раскрытие творческого,
умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков
конструктивного общения, умений работать в команде.
3.4 Модуль «Школьный урок»
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы МАОУ СШ № 2 г.
Михайловска организация школьного урока. Реализация воспитательного потенциала
урока предполагает следующую деятельность.
Виды, формы деятельности:
-установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя
,привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
-привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
-применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
-включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
18

-организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
− специально разработанные занятия, тематические уроки (День безопасности, День
грамотности, День здоровья, День науки, День экологии, День профориентации, Единый
день профилактики, День
защиты детей) с целью
реализации воспитательных
возможностей содержания учебного предмета
– уроки, занятия-экскурсии, которые расширяют образовательное пространство предмета,
воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному городу;
− интерактивный формат занятий, который способствует эффективному закреплению тем
урока;
− побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил
внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
− привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на
сотрудничество
– инициирование обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения, развитие умения совершать правильный выбор;
−организация предметных образовательных событий (проведение предметных декад) для
обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности,
инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих
способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и
индивидуальными возможностями;
−проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок деловая
игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебноразвлекательных мероприятий (конкурс, игра, викторины, литературная композиция,
конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.);
− установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через
живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, историй из жизни современников;
− использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения,
обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты,
зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные
передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и
др.) ;
−использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень
личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ
поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям;
− применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников
− использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация
школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики
по темам урока);
19

− включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока (сотрудничество,
поощрение, доверие, поручение важного дела, создание ситуации успеха);
− организация кураторства мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
− использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей;
− поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения
к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения
(участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях,
форумах, авторские публикации в изданиях выше школьного уровня, авторские проекты,
изобретения, получившие общественное одобрение, успешное прохождение социальной и
профессиональной практики), представление результатов работы на НПК. Непрерывный
поиск приемов и форм взаимодействия педагогов и обучающихся на учебном занятии
позволяет приобретенным знаниям, отношениям и опыту перейти в социально значимые
виды самостоятельной деятельности
3.5. Модуль «Самоуправление»
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
Виды и формы деятельности:
На уровне школы:
-через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения
школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия
административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
-через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и
организующего проведение личностно значимых для школьников событий(соревнований,
конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
-через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.
На уровне классов:
-через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров
(например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных
органов самоуправления и классных руководителей;
-через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся
в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых
среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутри классных дел;
- через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по
контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными
растениями и т.п.
Модуль 3.6. «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые
знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться
уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально
20

одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах
создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления
их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному
использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности
реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности.
Виды, формы деятельности:
- пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах
их классными руководителями и родителями школьников: в музей, на выставку, на
предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди
школьников ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов»,
«разведчиков», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»);
-мини-походы, квесты, игры, соревнования, конкурсы, направленные на
организацию активного отдыха детей.
3.7. Модуль «Профориентация»
Совместная
деятельность
педагогов
и
школьников
по
направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному
выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Виды, формы деятельности:
-циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
-профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в
которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие
знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и
недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
-экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии.
На школьном уровне:
- освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по
профориентации
- участие в проектах «Моя будущая профессия», «Профессии моих родителей» и
конкурах рисунков.
На уровне классов:
- профориентационные игры, расширяющие знания школьников
- участие в проектной деятельности.
3.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию
у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через различные
виды и формы работы.
Виды, формы деятельности:
-оформление интерьера школьных помещений и их периодическая переориентация,
которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок
школьников на учебные и внеучебные занятия;
-размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также
знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля,
знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов
21

об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах,
интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми ит.п.);
-благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и
творческие способности, создающее повод для длительного общения классного
руководителя со своими детьми;
-событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок,
собраний, конференций и т.п.).
3.9. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется
для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или
законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и
форм деятельности
Виды, формы деятельности:
На групповом уровне:
-Общешкольный родительский комитет и Попечительский совет школы,
участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и социализации их детей;
-родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и
внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного
процесса в школе;
-общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников.
На индивидуальном уровне:
-работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
-участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
ребенка;
-помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
-индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.

22

РАЗДЕЛ 4.
Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с
привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует
наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса могут быть следующие.
Направления анализа организуемого в школе воспитательного процесса
Направление 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития
школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на
заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом
совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:
- какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников
удалось решить за минувший учебный год;
- какие проблемы решить не удалось и почему;
- какие новые проблемы появились,
- над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
Направление 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности
детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых.

23

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо
знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями,
педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их
анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического
объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством:
- проводимых общешкольных ключевых дел;
- совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- организуемой в школе внеурочной деятельности;
- реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- существующего в школе ученического самоуправления;
- функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
- проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
- профориентационной работы школы;
- работы школьных медиа;
- организации предметно-эстетической среды школы;
- взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы на уровне
основного общего образования является перечень выявленных проблем, над которыми
предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это
управленческих решений.

24

РАЗДЕЛ 5.
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
1-4 КЛАССЫ
Ключевые общешкольные дела

Дела

Классы

Торжественная
линейка
«Первый звонок»
Праздник «День знаний».
Юбилейная дата. Праздник
книги
Акция добрых дел «Нам жизнь
дана на добрые дела»
Месячник безопасности
и
гражданской защиты детей (по
профилактике ДДТТ, пожарной
безопасности,
экстремизма,
терроризма,
разработка
схемы-маршрута «Дом-школадом»,
учебно-тренировочная
эвакуация учащихся из здания)
Открытие
школьной
спартакиады.
Осенний День Здоровья
День чтения (отдельный план)

1-4

Ориентировочное
время
проведения
01.09

1-4

В течение года

Заместитель директора по
ВР,
кл. руководители
Чуркина Н.М.

1-4

В течение года

Классные руководители

1-4

сентябрь

Золотова М.С., Еремеева
Т.К., Кралин А.А.,
кл. руководители

Акция ко дню пожилых людей
«Подари
улыбку»
Акция «Мои любимые бабушки
и дедушки»
«Посвящение
в
первоклассники»
Мероприятия
месячника
правового
воспитания
и
профилактики
правонарушений. Единый день
профилактики правонарушений
и деструктивного поведения
(правовые, профилактические
игры, беседы и т.п.)
Неделя
литературы
(по
отдельному плану)

Ответственные

Колотова А.П., Кралин
А.А., кл.руководители

1-4

Сентябрь
Декабрь
апрель
8.10.21

1-4

октябрь

Еремеева Т.К., Чуркина
Н.М..,
учителяпредметники
кл. руководитель

1

октябрь

Кл. руководители

1-4

октябрь

Бараковских Е.А.
Гилёва А.Н..

1-4

октябрь

Бараковских В. В.
Кл. руководители

ноябрь

Еремеева Т.К., классные
руководители

2-4

Месячник
взаимодействия 1-4
семьи и школы: выставка
рисунков, фотографий, акции
по поздравлению мам с Днем
матери, конкурсная программа
«Мама, папа, я – отличная
25

семья!», беседы, общешкольное
родительское собрание
День правовой защиты детей. 1-4
Просмотр,
обсуждение
видеоролика «Наши права».
Анкетирование учащихся на
случай нарушения их прав и
свобод в школе и семье.
Предметная
неделя 1-4
математики,
(шашечный
турнир, интерактивные игры,
квесты (по отдельному плану)
Декада
«Скажем порокам:
«НЕТ!» (рисунки, сценки и
т.д.)
Акция
«Покормите
птиц
зимой»
День героев Отечества
Мероприятия
месячника
эстетического воспитания в
школе. Новый год в школе:
украшение
кабинетов,
оформление окон, конкурс
плакатов, поделок, праздничная
программа.
Час
памяти
«Блокада
Ленинграда»
Мероприятия
месячника
гражданского
и
патриотического
воспитания:спортивная
эстафета,
акции
«Письмо
солдату», поздравление пап и
дедушек, мальчиков, конкурс
плакатов и рисунков, уроки
мужества, смотр строя и песня
Неделя лыжного
спорта
«Лыжня России-21»
Широкая Масленица
8 Марта в школе: конкурс
рисунков,
акция
по
поздравлению мам, бабушек,
девочек, утренник.
Неделя русского языка (по
отдельному плану)
Мероприятия
месячника
нравственного
воспитания
«Спешите делать добрые дела».
Весенняя неделя добра
День космонавтики: конкурс
рисунков и т.д.

1-4

1-4

ноябрь

2-4
1-4

декабрь

ноябрь

Кл. руководители

ноябрь

Бараковских В. В.,
кл. руководители

ноябрь

Кл. руководители

декабрь

кл.руководители
классные руководители

1-4

январь

классные руководители

1-4

февраль

Еремеева Т.К., Колотова
А.П.,
Кралин
А.А.,
классные руководители

2-4

февраль

1-4
1-4

март
март

Колотова А.П.. Золотова
М.С.. Кралин А.А.
кл. руководители
Кл. руководители
классные руководители

1-4

март

1-4

апрель

1-4

апрель
26

Бараковских В. В.
кл. руководители
Еремеева Т.К.,
классные руководители
классные руководители

Неделя
экологии
(по
отдельному плану)
Экологическая
акция 1-4
«Бумажный бум» (сохраним
дерево)
Неделя Памяти, посвящённая 1-4
Дню
Победы:
проект
«Наследники Победы»; акции
«Бессмертный
полк»,
«С
праздником, ветеран!», Вахта
памяти у памятника «Павшим в
годы войны»,
концертная
программа,
проект
«Окна
Победы» (отдельный план)
Выпускной в начальной школе 4
(линейка, квест)
Курсы внеурочной деятельности
Название курса

Классы

«Развитие
познавательных 1-2
способностей»
«Учусь создавать проекты»
«Смысловое чтение»

3-4

«Школа развития речи»
«Музыкальный час»
Самоуправление
Дела, события, мероприятия

Классы

Выборы
лидеров,
активов 1-4
классов,
распределение
обязанностей.
Работа в соответствии с 1-4
обязанностями
Отчет
перед
классом
о 1-4
проведенной работе
Профориентация
Дела, события, мероприятия

Классы

Месячник профориентаций в 1-4
школе:
- конкурс рисунков, проект
«Профессии моих родителей»,
викторина «Все профессии
важны – выбирай на вкус!»
(отдельный план)
Экскурсии, походы

апрель
апрель

Бараковских В. В.
Кл. руководители
Еремеева Т. К.,
руководители

май

Еремеева
кл.руководители

май

Кл. руководители

Количество
часов
в неделю
1
1
1
1
1

Ориентировочное
время
проведения
сентябрь

кл.
Т.К..

Ответственные
Трошина Н. В.
Бараковких В. В.
Черепанова А. Г.
Якшина Т. В.
Галявиева Л. Г.
Мешкова Е. А.
Якшина Т. В.
Бараковских Е. А.

Ответственные
Классные руководители

В течение года

Классные руководители

май

Классные руководители

Ориентировочное
время
проведения
март

27

Ответственные
классные руководители

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентировочное
время
проведения
сентябрь

Тропа здоровья «5000 шагов к 2-4
Здоровью»
В течение года
Посещение
спектаклей, 1-4
концертных программ ЦДиК,
ЦДТ
Экскурсия
в городской 1-4
В течение года
краеведческий музей
Сезонные экскурсии в природу 1-4
По плану клас.рук.
Экскурсии в пожарную часть, 1-4
По плану классных
детскую библиотеку
руководителей
Поход выходного дня
2-4
в течение года
Широкая Масленица
1-4
март
Организация предметно-эстетической среды
Ориентировочное
Дела, события, мероприятия
Классы
время
проведения
В течение года
Выставки
рисунков, 1-4
фотографий творческих работ,
посвященных
событиям
и
памятным датам
Оформление
классных
1-4
В течение года
уголков
Праздничное
украшение 1-4
кабинетов, окон кабинета
Оформление
тематических 1-4
фотозон
Работа с родителями
Дела, события, мероприятия
Классы
Участие
родителей
в
проведении
общешкольных,
классных мероприятий: квест
«Читай, семья!» «Бумажный
бум», «Подари ребенку день»,
«Бессмертный
полк»,
новогодний
праздник,
«Рождественские
встречи»,
«Широкая Масленица» «Мама,
папа, я – отличная семья!»,
классные
«огоньки»
,
праздники, «Дочки матери»,
«Мамина школа»
Общешкольное родительское
собрание
Педагогическое просвещение
родителей
по
вопросам
воспитания детей
Информационное оповещение

Ответственные
Кл.руководители
Классные руководители
Кл.руководителя
Классные руководители
Классные руководители
Кл.руководители
Кл.руководители
Ответственные
Кл.руководители

Классные руководители

В течение года

Классные руководители

В течение года

Кл.руководители,
старшеклассников
Ответственные

1-4

Ориентировочное
время
проведения
В течение года

1-4

Октябрь, март

Директор школы,

1-4

1 раз/четверть

Классные руководители

1-4

В течение года

Мартьянова А. Е.

28

Еремеева
кл.руководители

совет

Т.К..

через школьный сайт
Индивидуальные консультации
Совместные с детьми походы,
экскурсии.
Работа Совета профилактики с
неблагополучными семьями по
вопросам воспитания, обучения
детей
Родительские
вечера.
Тематика
родительских
вечеров:
1. Друзья моего ребенка.
2. Праздники нашей семьи.
3. «Можно» и «нельзя» в
нашей семье.
4. День рождения нашей
семьи. Как мы его празднуем?
5. Песни, которые пели и
поют в нашей семье.
6. Народные праздники
7. Традиции и увлечения
нашей семьи

1-4
1-4
1-4

1-4

В течение года
Классные руководители
По плану классных Классные руководители
руководителей
По плану Совета
Бараковских Е.А.

По плану классных Еремеева
руководителей
кл.руководители

Школьный урок
Дела, события, мероприятия

Ориентировочное
Классы время
проведения
1-4
в течение года

Кл. руководители

сентябрь

Кл. руководители

Проведение открытых уроков
«Воспитательный
потенциал
урока»
День безопасности
1-4

Ответственные

День грамотности

1-4

8.09.21

Кл. руководители

День здоровья

1-4

октябрь

Кл. руководители

1-4
1-4
1-4
1-4

октябрь
ноябрь
декабрь
февраль

Кл. руководители
Кл. руководители
Кл. руководители
Кл. руководители

1-4
1-4

март
апрель

Кл. руководители
Кл. руководители

День профориентации

1-4

март

Кл. руководители

Единый день профилактики

1-4

Апрель

Кл. руководители

День защиты детей

1-4

май

Кл. руководители

В течение года

Кл. руководители

Неделя литературы
Неделя математики
Декада «Нет коррупции!»
День района «Край родной,
навек любимый!»
Неделя русского языка
Неделя экологии

Уроки согласно индивидуальным 1-4
планам работы

29

Т.К.,

учителей-предметников
Классное руководство
Дела, события, мероприятия

Классы Ориентировочное
время
проведения
Проведение открытых классных 1-4
В течение года
часов
Клуб интересных встреч

1-4

В течение года

В течение года
Классные часы , посвящённые 2-4
родному краю « Всему начало
здесь, в краю моем родном…»
1-12.09.21
Классные
часы
«Школа 1-4
безопасности"
-Безопасность
дорожного
движения
-Пожарная безопасность
-Профилактика
детского
травматизма
-Правила внутреннего распорядка
-Инструктажи по ТБ
Акция «Внимание, дети!»
Декада «Скажем порока: «Нет!»
2-4
ноябрь
Октябрь,
ноябрь,
Профилактика
несчастных 1-4
апрель
случаев на водных объектах в
осенний,
зимний,
весенний
период.
Проведение
инструктажей
ноябрь
Фестиваль-конкурс
детского 1-4
творчества
«Под
крылом
Архангела»
Классные часы «Здоровый образ 1-4
ноябрь
жизни»
Классные часы, посвящённые 1-4
ноябрь
Дню народного единства
Классные часы «Экстремизм и
декабрь
терроризм»
День Героя Отечества
1-4
декабрь
23-28.12
Конкурс
«Мастерская
Деда 1-4
Мороза» (оформление кабинетов
«Праздник к нам приходит»
Урок мужества «День полного 1-4
27.01.
освобождения Ленинграда»
Классные
часы
«День 1-4
апрель
космонавтики»
Классные часы «Наша семья в 1-4
Апрель-май
годы войны»
Урок мужества «Урок мужества» 1-4
май
+ Классное руководство
(согласно индивидуальным планам работы
классных руководителей)
30

Ответственные
Кл.руководители
Классные руководители,
Совет старшеклассников
Классные руководители,
Совет старшеклассников
Кл.руководители

Классные руководители
Кл.руководители

Классные руководители
Классные руководители
Кл.руководители
Кл.руководители
Кл.руководители
Кл.руководители
Кл.руководители
Кл. руковод.
Кл. руководители
Кл.руководители

Календарь знаменательных, памятных и краеведческих дат

на 2021 - 2022 учебный год
Сентябрь

1 сентября - Всероссийский праздник «День знаний»
2 сентября - День окончания Второй мировой войны
8 сентября - Международный день грамотности – один из международных дней,
отмечаемых по инициативе ООН
8 сентября – День озера БАЙКАЛ
8сентября – День воинской славы. Бородинское сражение (1812)
12 сентября – День памяти святого благоверного князя АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
21 сентября - Международный день мира.
21 сентября - День воинской славы. Победа русских полков во главе с великим князем
ДМИТРИЕМ ДОНСКИМ над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380)
25 сентября – Последняя суббота сентября (в 2021 году – 25 сентября) – День бабушки
25 сентября – 115 лет со дня рождения ДМИТРИЯ ШОСТАКОВИЧА, русского
композитора, педагога, пианиста, классика мировой музыкальной культуры 20 века (19061975)
27 сентября – Всемирный день туризма
30 сентября - 115 лет со дня рождения ЛЮБОВИ ФЕДОРОВНЫ ВОРОНКОВОЙ (1906–
1976), русской детской писательницы.
31

30 сентября - День Интернета в России. В России 7 апреля отмечается День рождения
Рунета
Октябрь

1 октября - 230 лет со дня рождения СЕРГЕЯ ТИМОФЕЕВИЧА АКСАКОВА (1791–1859),
русского писателя, поэта природы.
1 октября – Первая пятница октября (в 2021 году – 1 октября) - Всемирный день улыбки (с
1999 года)
1– 10 октября – Декада людей элегантного возраста (пожилых людей)
1 октября – Международный день музыки
1 октября – День детского здоровья
4 октября - Международный день защиты животных
5 октября – Международный день УЧИТЕЛЯ
15 октября – Всемирный день чистых рук
21 октября - 125 лет со дня рождения ЕВГЕНИЯ ЛЬВОВИЧА ШВАРЦА (1896– 1958),
русского писателя, драматурга, киносценариста
25 октября - Международный день школьных библиотек (отмечается в 4-й понедельник
октября)
Ноябрь

4 ноября - День народного единства
32

4 ноября – 75 лет со дня учреждения организации объединенных наций по вопросам
образования, науки и культуры – ЮНЕСКО (1945)
11 ноября - 200 лет со дня рождения ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО
(1821–1881), русского писателя.
11 ноября - 120 лет со дня рождения ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА ЧАРУШИНА (1901–1965),
русского детского писателя, художника - иллюстратора.
16 ноября - Международный день толерантности
18 ноября – день рождения ДЕДА МОРОЗА
18 ноября – Международный день отказа от курения (третий четверг ноября)
19 ноября - 310 лет со дня рождения МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ЛОМОНОСОВА
(1711–1765), русского ученого, поэта.
20 ноября - Всемирный день ребенка
21 ноября - Всемирный день приветствий
21 ноября - Всемирный день телевидения
22 ноября - 220 лет со дня рождения ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА ДАЛЯ (1801–1872),
русского писателя, этнографа, лексикографа
28 ноября - Последнее воскресенье ноября – День МАТЕРИ в России (в 2021 году –
28 ноября)
30 ноября – Всемирный день домашних животных
Декабрь

1 декабря - 125 лет со дня рождения ГЕОРГИЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ЖУКОВА (18961974),военачальника, общественного деятеля.
5 декабря - 80 лет начало контрнаступления советских войск в битве под Москвой (1941)
5 декабря – 120 лет со дня рождения УОЛТА ДИСНЕЯ (ДИСНИ, 1901-1966),
американского кинорежиссёра, художника
9 декабря - День Героев Отечества. Отмечается с 2007 г.
10 декабря - 200 лет со дня рождения НИКОЛАЯ АЛЕКСЕЕВИЧА НЕКРАСОВА (1821–
1878), русского поэта, прозаика, критика и издателя.
10 декабря - Международный день прав человека
12 декабря - День Конституции Российской Федерации
12 декабря - Всемирный день детского телевидения и радиовещания. Отмечается с 1994 г.
во второе воскресенье декабря
14 декабря - День НАУМА ГРАМОТНИКА
28 декабря – Международный день кино
Январь

33

1 января - Новый год
1 января – День былинного богатыря ИЛЬИ МУРОМЦА
7 января – Рождество Христово
10 января – 140 лет со дня рождения АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО (1882 –
1945), русского писателя
11 января - Международный день «спасибо»
11 января – День заповедников и национальных парков
17 января – День детских изобретений
18 января - 140 лет со дня рождения английского писателя, поэта, драматурга АЛАНА
МИЛНА (1882-1956)
27 января - 190 лет со дня рождения английского писателя ЛЬЮИСА КЭРРОЛЛА (18321898)
27 января - Международный день БЕЗ Интернета
27 января – День полного снятия блокады Ленинграда
28 января - 125 лет со дня рождения русского писателя ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВИЧА
КАТАЕВА (1897-1986)
31 января - 225 лет со дня рождения ФРАНЦА ШУБЕРТА, австрийского композитора
(1797-1828)
Февраль
2 февраля - 320 лет со дня основания Российского флота (1702)
8 февраля – День Российской науки
8 февраля – День юного героя – антифашиста
10 февраля – День памяти великого русского поэта АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА
ПУШКИНА
14 февраля – Международный день книгодарения
15 февраля – День памяти воинов – интернационалистов (день вывода советских войск из
Афганистана, 1989 г.)
21 февраля – Международный день родного языка
23 февраля – День защитника Отечества
26 февраля - 220 лет со дня рождения французского писателя ВИКТОРА ГЮГО (18021885)
Март
34

1 марта – Всемирный день кошек
3 марта - Всемирный день дикой природы
4 марта - 85 лет со дня рождения ЮРИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА СЕНКЕВИЧА, врача,
путешественника (1937-2003)
6 марта - 85 лет со дня рождения ВАЛЕНТИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ ТЕРЕШКОВОЙ,
российского летчика-космонавта, общественного деятеля (1937)
8 марта – Международный женский день
9 марта – Всемирный день чтения вслух
14 марта – Международный день рек
21 марта - Всемирный день поэзии.
21 марта – Всемирный день Земли
21 марта - Международный день леса
22 марта – Всемирный день водных ресурсов
24 - 31 марта – Неделя детской книги
27 марта – Международный день театра
31 марта - 140 лет со дня рождения КОРНЕЯ ИВАНОВИЧА ЧУКОВСКОГО, детского
писателя (1882-1969)
Апрель

1 апреля – День смеха
35

1 апреля – Международный день птиц
2 апреля - Международный день детской книги. Отмечается в день рождения великого
датского сказочника ГАНСА ХРИСТИАНА АНДЕРСЕНА
5 апреля – 780 лет со дня Ледового побоища (1242)
12 апреля – Всемирный день авиации и космонавтики
19 апреля - 120 лет со дня рождения русского писателя ВЕНИАМИНА
АЛЕКСАНДРОВИЧА КАВЕРИНА (1902-1988)
22 апреля - День Земли
27 апреля - 120 лет со дня рождения русской писательницы ВАЛЕНТИНЫ
АЛЕКСАНДРОВНЫ ОСЕЕВОЙ (1902-1969)
29 апреля – Международный день танца
Май
1 мая - День весны и труда
7 мая - День радио
9 мая – День Победы
15 мая - Международный день семьи, учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993
году
24 мая – День славянской письменности и культуры
30 мая - 130 лет со дня рождения писателя ИВАНА СЕРГЕЕВИЧА СОКОЛОВАМИКИТОВА (1892-1975)
31 мая - 130 лет со дня рождения писателя КОНСТАНТИНА ГЕОРГИЕВИЧА
ПАУСТОВСКОГО (1892-1968)
Книги – юбиляры 2021 года
295 лет (1726) – Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»
230 лет (1791) – Р. Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена»
195 лет (1826) – первый русский перевод сказок братьев Гримм
195 лет (1826) – Дж. Купер «Последний из могикан»
195 лет (1826) – В. Гауф «Альманах сказок января 1826 года для сыновей и дочерей
знатных сословий»и дочерей знатных сословий»
195 лет (1826) – А.С.Пушкин «Русалка»
190 лет (1831) – А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди»
165 лет (1856) – С. Т. Аксаков «Семейные хроники»
160 лет (1861) – Н. А.Некрасов «Крестьянские дети»
150 лет (1871) – Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»
145 лет (1876) – М. Твен «Приключения Тома Сойера»
95 лет (1926) – К. И. Чуковский «Федорино горе», «Чудо-дерево», «Путаница»,
«Телефон»
95 лет (1926) – А. Милн «Винни-Пух»
85 лет (1936) – С. В. Михалков «Дядя Степа»
85 лет (1936) – А. Л. Барто «Игрушки»
80 лет (1941) – А. П. Гайдар «Тимур и его команда», «Клятва Тимура»
80 лет (1941) – Л. Пантелеев «Честное слово»
75 лет (1946) – Е. Ильина «Четвертая высота»
75 лет (1946) – А. Линдгрен «Знаменитый сыщик Кале Блюмквист»
70 лет (1951) – Н. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
70 лет (1951) – Дж. Родари «Приключения Чиполлино»
65 лет (1956) – Я. Л. Аким «Неумейка»
65 лет (1956) – Дж. Даррел «Моя семья и другие звери»
60 лет (1961) – В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»
36

60 лет (1961) – Н. Н. Носов «Приключения Толи Клюквина»
55 лет (1966) – Б. В. Заходер «Товарищам детям»
55 лет (1966) – Н. И. Сладков «Подводная газета»
55 лет (1966) – О. Пройслер Трилогия «Маленькая Баба Яга», «Маленький
Водяной», «Маленькое Привидение»
50 лет (1971) – Н. Н. Носов Трилогия о Незнайке
45 лет (1976) – Г. Н. Троепольский «Белый Бим черное ухо»
40 лет (1981) – А. Линдгрен «Рони, дочь разбойника»
Книги – юбиляры 2022 года
260 лет (1762) – К. Гоцци «Король олень»
210 лет (1812) - бр. Гримм «Детские и семейные сказки»
200 лет (1822) – А. С. Пушкин Песнь о вещем Олеге»
200 лет (1822) – Э. Т. Гофман «Житейские воззрения кота Мурра»
190 лет (1832) – Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
185 лет (1837) – Ч. Диккенс «Оливер Твист»
185 лет (1837) – М. Ю. Лермонтов стихотворения «Бородино», «Смерть поэта»
180 лет (1852) – Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»
150 лет (1872) – Л. Н. Толстой «Азбука»
150 лет (1872) – Н. П. Вагнер «Сказки кота Мурлыки»
140 лет (1882) – Марк Твен «Принц и нищий»
130 лет (1892) – Г. Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»
120 лет (1902) – Редьярд Киплинг «Сказки просто так»
110 лет (1912) – А. М. Горький «Воробьишко»
105 лет (1917) – К. И. Чуковский «Крокодил»
100 лет (1922) - К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Тараканище»
95 лет (1927) – Г. Белых и Л. Пантелеев «Республика ШКИД»
95 лет (1927) – С. Я. Маршак стихотворение «Почта»
90 лет (1932) – А. Гайдар «Дальние страны»
90 лет (1932) – Л. Пантелеев «Пакет», «Часы»
85 лет (1937) – К. Паустовский сборник рассказов «Созвездие гончих псов»
85 лет (1937) – С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
85 лет (1937) – А. П. Гайдар «Судьба барабанщика»
85 лет (1937) – Б. Житков «Морские истории»
85 лет (1937) – Дж. Р. Толкиен «Хоббит, или Туда и Обратно»
80 лет (1942) - Сент-Экзюпери А. де «Военный лётчик»
75 лет (1947) – С. Я. Маршак «Быль-небылица»
75 лет (1947) – Н. Н. Носов «Весёлые рассказы»
75 лет (1947) - Франк А. «Дневник Анны Франк» 1947
70 лет (1952) – Эрнест Хемингуэй «Старик и море»
70 лет (1952) - Носов Н.Н. «Витя Малеев в школе и дома»
65 лет (1957) – И. Ефремов «Туманность Андромеды»
65 лет (1957) – Е. Чарушин «Про Томку»
65 лет (1957) – Н. Н. Носов «Фантазёры»
65 лет (1957) – Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»
60 лет (1962) – Л. И. Давыдычев «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь
Ивана Семенова, второклассника и второгодника»
60 лет (1962) – В. К. Железников «Чудак из 6-б»
60 лет (1962) – И. П. Токмакова «Времена года», «Деревья»
60 лет (1962) – В. В. Медведев «Баранкин, будь человеком!»
55 лет (1967) – Альберт Лиханов «Чистые камушки»
55 лет (1967) – А. Алексин «А тем временем где-то…»
50 лет (1972) – братья Стругацкие А. и Б. «Пикник на обочине»
37

50 лет (1972) – В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
45 лет (1977) - братья Стругацкие А. и Б. «За миллиард лет до конца света»
45 лет (1977) – Э. Успенский «Вниз по волшебной реке»
45 лет (1977) – А. Алексин «Третий в пятом ряду»
45 лет (1977) – А. Л. Барто «Переводы с детского»

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».