родной язык(русский)

Рабочая программа
учебного предмета
«Родной язык (русский)»
5-9 КЛАСС (ООО)

Содержание
1.
2.
3.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы

1

3
4
8

Рабочая программа по родному русскому языку основного общего образования разработана и
составлена в соответствии с документами:
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утверждённого приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"с
изменениями от 29.12.2014г., от 31.12.2015 г., от 11.12.2020 г.;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях и
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.4.2.2821-10 (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189);
- Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол от
8 апреля 2015 г. № 1/15)
- «Примерной программой воспитания», утвержденной 02.06.2020 №2/20 на заседании
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию с Федеральными
государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования, Приказом
Минпросвещения России 2020, №172 «О внесении изменений в федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».
- Учебный план МАОУ СШ № 2 г. Михайловска;
- Положение о рабочей программе в МАОУ СШ № 2 г. Михайловска.
Программа составлена по учебному пособию для общеобразовательных организаций «Русский родной
язык». Авторы: О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая, Ю.Н. Гостева,
И.Н. Добротина. А.Г. Нарушевич, Е.И. Казакова. И.П. Васильевых. Москва. «Просвещение», 2020 год.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
-представление о родном языке как важнейшем средстве общения;
2

-появление устойчивого интереса к собственному языку;
-установка на понимание собеседника;
-уважительное отношение к собеседнику; установка на неагрессивное речевое поведение.
Метапредметные:
-умение определять границы своей компетентности (коммуникативной, языковой,
культуроведческой) и ставить учебные цели;
-умение оценивать успешность коммуникации, достижение цели, анализировать причины
неудач;
-умение организовать учебные и другие формы сотрудничества;
-способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач;
работать с информацией, представленной в разных источниках и в разном виде (тексты разных
жанров, словарные статьи, таблицы, схемы и т. П.);
-умение обобщать информацию и делать выводы;
-умение выделять общие и индивидуальные признаки объекта и создавать на этой основе
классификацию;
-умение обнаружить противоречие (например, между информацией из разных словарей,
между описанием из разных учебников, между результатами наблюдения и данными словаря или
учебника и т.п.);
-умение отвечать на поставленный вопрос (удерживать тему/проблему);
-умение выстроить доказательство;
-умение представить результаты своей исследовательской и практической деятельности.
Предметные:
-совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности в процессе образования и самообразования;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
- расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи
его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий родного языка;
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
-обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых
в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения;
-овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка,
основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их
использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
стремление к речевому самосовершенствованию;
-формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
2.Содержание учебного предмета
Русский язык – родной язык русского народа и государственный язык Российской
Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета
«Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие
обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и
3

культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа.
Изучение русского языка направлено на развитие и видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в
различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим
особенностям обучающихся основной школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке
как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами
русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
овладение умением пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского
языка, овладение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания
художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для
изучения иностранных языков.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации
являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения
обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира.
Речь. Речевая деятельность
Речь
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная, диалогическая и
монологическая). Тексты устные и письменные.
Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного,
публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры
разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, выступление, доклад, реферат,
статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официальноделового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей.
Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые разновидности
текста (повествование, описание, рассуждение). Функциональные разновидности языка.
Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу и
функциональной разновидности языка.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Речевая деятельность
Виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты. Речевой акт и его разновидности (сообщения,
побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.).
Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен
мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Полилог. Свободная беседа, обсуждение,
дискуссия.
Адекватное понимание устной и письменной речи в соответствии с условиями и целями
общения.
Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым),
приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и
ресурсы Интернета.
Создание устных монологических и диалогических высказываний разной
коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое,
выборочное). Написание сочинений; создание письменных текстов разных стилей и жанров
(тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления).
4

Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка
(орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические,
пунктуационные). Варианты норм. Оценка правильности, коммуникативных качеств и
эффективности речи. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным
богатством и нормами современного русского литературного языка.
Речевой этикет. Культура межнационального общения. Овладение национально-культурными
нормами речевого и неречевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
Модуль «Школьный урок»
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы МАОУ СШ № 2 г.
Михайловска организация школьного урока. Реализация воспитательного потенциала урока
предполагает следующую деятельность.
Виды, формы деятельности:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
− специально разработанные занятия, тематические уроки ( День безопасности , День
грамотности, День здоровья, День науки, День экологии, День профориентации, Единый день
профилактики, День защиты детей) с целью реализации воспитательных возможностей
содержания учебного предмета
– уроки, занятия-экскурсии, которые расширяют образовательное пространство предмета,
воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному городу;
− интерактивный формат занятий, который способствует эффективному закреплению тем урока;
− побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной дисциплины и
самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего
распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
5

− привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений через
создание специальных тематических проектов, рассчитанных на сотрудничество
– инициирование обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения, развитие умения совершать правильный выбор;
− организация предметных образовательных событий (проведение предметных декад) для
обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в
различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся
с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
− проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок деловая игра,
урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебно-развлекательных
мероприятий (конкурс, игра, викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков,
экскурсия и др.);
− установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог,
привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной
деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни современников;
− использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих
современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных
приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие
сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.) ;
−использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень
личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей,
историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям;
− применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
− использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация
школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики по
темам урока);
− включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока (сотрудничество, поощрение,
доверие, поручение важного дела, создание ситуации успеха);
− организация кураторства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
− использование технологии «Портфолио» с целью развития самостоятельности, рефлексии и
самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для дальнейшего
развития способностей.
Организация работы с одарёнными детьми

Цель работы с одарёнными детьми.
Обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и
поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности
Задачи:
выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их
способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в разных формах
творческой и интеллектуальной деятельности.
Основные направления работы:
Выявление одарённых детей по разным направлениям.
6

Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение
заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня.
Формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными обучающимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- занятия исследовательской деятельностью;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
- сотрудничество с социальными партнёрами
- тематические и проблемные мини-курсы,
- «мозговые штурмы»
- ролевые тренинги
- творческие зачеты.
- организация индивидуальной работы на уроке. Использование дополнительного материала
развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего
− поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации
индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным
в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах, выставках,
соревнованиях, научно-практических конференциях, форумах, авторские публикации в изданиях
выше школьного уровня, авторские проекты, изобретения, получившие общественное одобрение,
успешное прохождение социальной и профессиональной практики), представление результатов
работы на НПК
Непрерывный поиск приемов и форм взаимодействия педагогов и обучающихся на учебном
занятии позволяет приобретенным знаниям, отношениям и опыту перейти в социально значимые
виды самостоятельной деятельности
Ожидаемые результаты:
формирование системы работы с одаренными учащимися;
творческая самореализация ученика школы через участие в конкурсах школьного и
интеллектуальных мероприятиях муниципального, регионального, межрегионального,
всероссийского, международного уровней;
увеличение количества одаренных детей школьного возраста - победителей конкурсов,
соревнований, олимпиад, турниров разного уровня.

Темы проектов по родному (русскому) языку
1.Вопрос
о
происхождении
терминов
«Русь»,
«Россия»,
«русский»...
2. Представления древних славян о времени и их отражение в языке и литературе.
3. Представления древних славян о цвете и их отражение в языке и литературе.
Организация проектной деятельности.
Большие возможности в этом плане открывает метод проектов.
Проектная технология — один из методов личностно-ориентированного обучения и системнодеятельностного подхода.
7

Целью проектной деятельности является создание условий для формирования
исследовательских умений обучающихся, развития их творческих способностей и логического
мышления.
Задачами проектной деятельности являются развитие у обучающихся:
• исследовательской, коммуникативной компетентности;
• познавательных интересов;
• умения проводить рефлексию;
• умения ориентироваться в современном информационном пространстве;
• умения самообразования;
• умения публично выступать;
• критического мышления.
Способ организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе решения задач
учебного проекта. При выполнении учебного проекта (учебного исследования) обучающиеся
включаются в активную учебно-познавательную деятельность, результатом, которой являются
Сформированные компетенции, включающими в себя навыки коммуникативной, учебно исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной,
аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; навыков проектной деятельности,
самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении
различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных
областей; постановки целей и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования, аргументации результатов исследования на основе
собранных данных, презентации результатов, выбирать адекватные стратегии коммуникации,
готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения». В результате
целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования,
учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий, у выпускников будут заложены:
• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы
знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;
• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
• основы ценностных суждений и оценок;
• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать
невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении
взаимопонимания между отдельными людьми культурами;
• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек
зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
В соответствии с концепцией ФГОС личностными результатами является «сформировавшаяся в
образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к
себе, другим участникам образовательного процесса; самому образовательному процессу и его
результатам»;
Личностные результаты отражают:
- сформированность позитивной самооценки, самоуважения, развитие
образовательной успешности каждого обучающегося.
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.
Под метапредметными результатами в концепции ФГОС понимаются «освоенные
обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях».
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальных учебных
действий. Метапредметные результаты освоения курса «Проектная деятельность» отражают:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
8

Программа учебного предмета «Родной язык» предназначена для изучения в
5-9 классах и рассчитана на 77 часов.
Количество часов в
Количество часов в
Класс
неделю
год
5
0,3
9
6
0,5
17
7
0,5
17
8
0,5
17
9
0,5
17
Итого
2,3
77

9

3.Тематическое планирование, 5 класс
№
урока,
дата

Раздел, тема урока

Количество
часов

Основные виды учебной деятельности

Методический,
дидактический
материал, КИМы

Язык и культура (5 часов)
1

Наш родной русский язык.
Из истории русской
письменности.

1

Рассказывать о назначении русского языка, о разделах
науки о языке; о истории русской письменности,
классифицировать члены предложения; правильно
расставлять знаки препинания в предложениях.

Учебник

История в слове:
наименования предметов
традиционной русской
одежды и русского быта.

1

Отличать наименования предметов традиционной русской
одежды и русского быта.

Учебник

Образность русской речи:
метафора, олицетворение.

1

Отличать метафору от олицетворения.

Учебник

Живое слово русского
фольклора.

1

Находить в тексте крылатые слова, пословицы, поговорки.

Учебник

О чём могут рассказать
имена людей и названия
городов.

1

Понимать историю возникновения имен людей и
названий городов.

Учебник

________
2

_______
3
________
4
________
5

Речь. Текст (5 часов)
6

Средства выразительности
устной речи. Формы речи:

1

Распознавать средства выразительности устной речи,
формы речи: монолог и диалог

Учебник

________ монолог и диалог.
Композиционные
особенности описания,
________ повествования,
рассуждения.

1

Понимать композиционные особенности описания,
повествования, рассуждения.

Учебник

Средства связи
предложений и частей
________ текста.

1

Различать средства связи предложений и частей текста.

Учебник

Разговорная речь.
Просьба, извинение.

1

Понимать особенности разговорной речи.

Учебник

Устное выступление.

1

Составлять план устного выступления.

Учебник

7

8

9
________
10
________

11

4.Тематическое планирование, 6 класс
№ урока,

Раздел, тема урока

Количество
часов

Основные виды учебной деятельности

дата

1
_______

Диалекты как часть народной культуры.

2
________

Современные неологизмы.

3
________

Современные фразеологизмы.

4
________

Нормы произношения отдельных
грамматических форм.

Методический,
дидактический
материал, КИМы

Язык и культура (3 часа)
1
Понимать роль диалектизмов в народной
культуре.

Учебник

1

Уметь распознавать неологизмы в речи.

Учебник

1

Различать фразеологизмы в художественной
литературе.

Учебник

Культура речи (7часов)
1
Соблюдать нормы произношения отдельных
грамматических форм.

Учебник

5
_____

Синонимы и точность речи.

1

Понимать роль синонимов в речи.

Учебник

6
_______

Антонимы и точность речи.

1

Понимать роль антонимов в речи.

Учебник

7
_______

Лексические омонимы и точность речи.

1

учебник

Нормы употребления имён
существительных

1

Понимать роль лексических омонимов в
речи.
Производить морфологический разбор
существительного.

8
_______

12

Учебник

9
______
10
______

Нормы употребления имён
прилагательных, числительных,
местоимений.
Речевой этикет.

Соблюдать нормы употребления имён
прилагательных, числительных,
местоимений.
Соблюдать нормы речевого этикета.

1

1

Учебник
Учебник

Речь. Текст (8 часов).
11
______

Эффективные приёмы чтения. Этапы
работы с текстом.

1

Применять правила эффективного чтения.

Учебник.

12
______

Тематическое единство текста.

1

Распознавать особенности текстов.

Учебник

13
______

Тексты описательного типа.

1

Распознавать тексты описательного типа.

Учебник

14
Разговорная речь. Рассказ о событии.
_________ Бывальщина.

1

Понимать особенности разговорной речи.

Учебник

15
Научный стиль. Словарная статья.
_________

1

Уметь составлять словарную статью.

Учебник

Научное сообщение.

1

Уметь составлять устный ответ.

Учебник

1

Уметь составлять устный ответ.

Учебник

1

Различать виды ответов на уроке.

Учебник

16
________

17
Устный ответ.
________
18
Виды ответов.
_________

13

5.Тематическое планирование, 7 класс
№ урока
дата

Раздел, тема
урока

Количество
часов

Основные виды учебной деятельности

Методические и
дидактические
материалы, КИМы

Введение(1 час)
1
_______

Русский язык как
развивающееся
явление.

1

Предоставлять сведения о русском языке - национальном языке
русского народа, государственном языке Российской Федерации и
языке межнационального общения, отличать типы речи, стили
литературного языка.

Учебник.

Язык и культура(4 часа)
2

_______

Устаревшие словаживые свидетели
истории.
Историзмы.

1

Определять основные признаки устаревших слов, применять знания
и умения в практике правописания, находить устаревшие слова в
тексте, отличать историзмы от архаизмов.

Учебник.

3

________

Архаизмы в составе
устаревших слов
русского языка и их
особенности.

1

Определять основные признаки устаревших слов, применять знания
и умения в практике правописания, находить устаревшие слова в
тексте, отличать историзмы от архаизмов.

14

Учебник.

4

Употребление
устаревшей лексики
в новом контексте.

1

Определять основные признаки устаревших слов, применять знания
и умения в практике правописания, находить устаревшие слова в
тексте, отличать историзмы от архаизмов, правильно употреблять в
речи устаревшие слова.

Учебник.

Определять основные признаки иноязычных слов, применять
знания и умения в практике правописания, находить иноязычные
слова в тексте, правильно и уместно употреблять в речи
иноязычные слова.

Учебник.

_______

5

Употребление
иноязычных слов
как проблема
культуры речи.

1

_______
Культура речи(6 часов)
Основные
орфоэпические
нормы
6
современного
_______ русского
литературного
языка. Ударение.
7
_______

Нормы ударения в
причастиях,
деепричастиях и
наречиях.

Применять основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка в устной речи. Правильно ставить ударение в
словах.

1

Применять основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка в устной речи. Правильно ставить ударение в
причастиях, деепричастиях и наречиях.

15

Учебник.

Учебник.

8

Трудные случаи
употребления
паронимов.

1

Определять основные признаки паронимов, применять знания и
умения в практике правописания, находить паронимы в тексте,
правильно и уместно употреблять их в речи.

1

Классифицировать типичные грамматические ошибки, находить в
тексте типичные грамматические ошибки, редактировать тексты с
грамматическими ошибками.

_______

9
_______

10
_______

11

Типичные
грамматические
ошибки.

Учебник.

Учебник.

.

Традиции русской
речевой манеры
общения.

Нормы русского
речевого и
невербального
этикета.

1

1

Владеть традициями русской речевой манеры общения. Определять
историческую основу традиций русской речевой манеры общения.
Отличать традиции русской речевой манеры общения от
европейских..

Применять основные нормы русского речевого и невербального
этикета в устной речи и в ситуациях общения.
Речь. Текст(7 часов)

16

Учебник.

Учебник.

12
_______

13

Традиции русского
речевого общения.

Текст. Виды
абзацев.

Владеть традициями русского речевого общения. Определять
историческую основу традиций русского речевого общения.
Отличать традиции русского речевого общения от европейских..

1

Определять основные признаки текста, применять знания и умения
в практике правописания, находить микротемы в тексте, правильно
определять виды абзацев.
1

Учебник.

Учебник.

_______

14
_________

Заголовки текстов,
их типы.

1

15

Разговорная речь.
Спор и дискуссия.

1

Определять основные признаки текста, применять знания и умения
в практике правописания, находить микротемы в тексте, правильно
определять виды абзацев, озаглавливать текст, определять типы
заголовков текста.

______

16
_______

Публицистический
стиль. Путевые
заметки.

1

Учебник.

Определять основные признаки разговорной речи, применять
знания и умения в практике разговорной речи, владеть навыками
участия в споре и дискуссии.

Учебник.

Определять основные признаки публицистического стиля,
применять знания и умения в практике разговорной речи, владеть
навыками создания путевых заметок.

Учебник.

17

17
________

18
_______

Текст рекламного
объявления, его
языковые и
структурные
особенности.
Язык
художественной
литературы.
Притча.

1

Определять языковые и структурные особенности текста
рекламного объявления, применять знания и умения в практике
речи, владеть навыками создания текста рекламного объявления.

Учебник.

1

Определять основные признаки художественного стиля, применять
знания и умения в практике речи, владеть навыками создания
притчи.

Учебник.

18

6.Тематическое планирование, 8 класс
№ урока
дата

Раздел, тема урока

Количество
часов

Основные виды учебной деятельности

Методический и
дидактический
материал, КИМы

Язык и культура(5 часов).

1

Исконно русская лексика и её
особенности.
1

Распознавать (выделять) исконно русскую лексику и её
особенности.

Учебник.

1

Разграничивать старославянизмы, определить их роль в
речи.

Учебник.

________

2

__________

Старославянизмы и их роль в
развитии русского
литературного языка.

Иноязычные слова в
разговорной речи, дисплейных
3
текстах, современной
__________ публицистике.

1

Определять основные признаки иноязычных слов,
применять знания и умения в практике правописания,
находить иноязычные слова в тексте, правильно и
уместно употреблять в речи иноязычные слова.

19

Учебник.

4

________

Речевой этикет в русской
культуре и его основные
особенности.

1

5

________

Русский человек в обращении
к другим.

1

Применять основные нормы русского речевого и
невербального этикета в устной речи и в ситуациях
общения.

Владеть традициями русского речевого общения.
Определять историческую основу традиций русского
речевого общения. Отличать традиции русского
речевого общения от европейских.

Учебник.

Учебник.

Культура речи(4 часа).
6

_________
7

_________

Типичные орфоэпические и
акцентологические ошибки в
современной речи.

1

Применять основные орфоэпические нормы
современного русского литературного языка в устной
речи. Правильно ставить ударение в словах.

Учебник.

Нормы употребления
терминов.

1

Определять основные признаки терминов, применять
знания и умения в практике правописания, находить
термины в тексте, правильно и уместно употреблять в
речи термины.

Учебник.

Трудные случаи согласования
в русском языке.

1

Распознавать трудные случаи согласования в русском
языке, применять знания и умения в практике
правописания.

Учебник.

Особенности современного
речевого этикета

1

Применять основные нормы современного русского
речевого и невербального этикета в устной речи и в

Учебник.

8

__________

9

20

ситуациях общения.

__________

Речь. Текст(9 часов).
Информация: способы и
средства её получения и
__________ переработки.
10

11

________

1

Владеть способами и средствами получения и
переработки информации.

Слушание как вид речевой
деятельности. Эффективные
приёмы слушания.

1

Определять основные признаки слушания как вида
речевой деятельности. Владеть эффективными приёмами Учебник.
слушания.

Аргументация. Правила
эффективной аргументации.

1

Владеть правилами эффективной аргументации .

Учебник.

Доказательство и его
структура. Виды
доказательств.

1

Приводить доказательства, определять их структуру,
виды доказательств.

Учебник

Учебник.

12

_________

13

________

21

14
________

Разговорная речь.
Самопрезентация.

1

Определять основные признаки разговорной речи,
применять знания и умения в практике разговорной
речи, владеть навыками самопрезентации.

Учебник

1

Определять основные признаки научного стиля,
применять знания и умения в практике разговорной
речи, владеть навыками создания реферата.

Учебник.

1

Определять основные признаки научного стиля,
применять знания и умения в практике разговорной
речи, владеть навыками участия в учебно-научной
дискуссии.

Учебник.

Язык художественной
литературы. Сочинение в
жанре письма.

1

Определять основные признаки художественного стиля,
применять знания и умения в практике речи, владеть
навыками создания сочинения в жанре письма.

Учебник.

Язык художественной
литературы. Сочинение в
жанре письма.

1

Определять основные признаки художественного стиля,
применять знания и умения в практике речи, владеть
навыками создания сочинения в жанре письма.

Учебник.

15

__________ Научный стиль речи. Реферат.

16

Научный стиль речи. Учебно__________
научная дискуссия.

17

________

18
_________

22

7.Тематическое планирование, 9 класс.
№ урока
дата

Раздел, тема урока

Количество
часов

Основные виды учебной деятельности

Методический и
дидактический
материал, КИМы

Язык и культура(7 часов).

1

________

2

Отражение в русском языке
культуры и истории русского
народа. Ключевые слова
русской культуры.

Крылатые слова и выражения
в русском языке.

1

1

Распознавать (выделять) исконно русскую лексику и её
особенности. Владеть традициями русской речевой
манеры общения. Определять историческую основу
традиций русской речевой манеры общения. Отличать
ключевые слова русской культуры.

Распознавать крылатые слова и выражения в русском
языке, определить их роль в речи.

Учебник.

Учебник.

__________

Развитие русского языка как
закономерный процесс.
__________ Основные тенденции развития
современного русского языка.
3

1

Предоставлять сведения о русском языке национальном языке русского народа, государственном
языке Российской Федерации и языке
межнационального общения как о развивающемся
явлении. Распознавать основные тенденции развития
современного русского языка.

23

Учебник.

4

________

5

________

6
________
7
_______

Новые иноязычные
заимствования в современном
русском языке.

Словообразовательные
неологизмы в современном
русском языке.

Переосмысление значений
слов в современном русском
языке.

Стилистическая переоценка
слов в современном русском
языке.

1

1

Определять основные признаки иноязычных слов,
применять знания и умения в практике правописания,
находить иноязычные слова в тексте, правильно и
уместно употреблять в речи иноязычные слова.

Определять основные признаки словообразовательных
неологизмов, применять знания и умения в практике
правописания, находить словообразовательные
неологизмы в тексте, правильно и уместно употреблять
их в речи.

Учебник.

Учебник.

1

Владеть навыками переосмысления значений слов в
современном русском языке, правильно и уместно
употреблять слова с разными значениями в речи.

Учебник.

1

Владеть навыками стилистической переоценки слов в
современном русском языке, правильно и уместно
употреблять слова в текстах разных стилей.

Учебник.

Культура речи(4часа).
8

_________

Активные процессы в области
произношения и ударения.

1

Применять основные орфоэпические нормы
современного русского литературного языка в устной
речи. Правильно ставить ударение в словах.
24

Учебник.

9

__________

10
_______

Трудные случаи лексической
сочетаемости.

1

Типичные ошибки в
управлении, в построении
простого осложненного и
сложного предложений.

11

Речевой этикет в деловом
__________ общении. Правила сетевого
этикета.

1

Распознавать трудные случаи лексической сочетаемости
в русском языке, применять знания и умения в практике
правописания и устной речи.

Учебник.

Распознавать типичные ошибки в управлении, в
построении простого осложненного и сложного
предложений в русском языке, применять знания и
умения в практике правописания и устной речи.

Учебник.

Применять основные нормы современного русского
речевого и сетевого этикета в устной речи и в ситуациях
делового общения.

Учебник.

Речь. Текст(7 часов).
12

Русский язык в Интернете.

1

Владеть способами и средствами получения и
переработки информации в сети Интернет.

Учебник.

1

Владеть видами преобразования текстов, применять
знания и умения в практике правописания и устной
речи.

Учебник

__________
13

________

Виды преобразования текстов.

25

14
________

Разговорная речь. Анекдот,
шутка.

1

Определять основные признаки разговорной речи,
применять знания и умения в практике разговорной
речи, владеть навыками создания анекдота, шутки.

Учебник

1

Определять основные признаки официально-делового
стиля, применять знания и умения в практике
разговорной речи, владеть навыками создания делового
письма.

Учебник.

Научно-учебный подстиль.
Доклад, сообщение.

1

Определять основные признаки научного стиля,
применять знания и умения в практике разговорной
речи, владеть навыками создания доклада, сообщения.

Учебник.

Публицистический стиль.
Проблемный очерк.

1

Определять основные признаки публицистического
стиля, применять знания и умения в практике речи,
владеть навыками создания проблемного очерка.

Учебник.

Язык художественной
литературы. Прецедентные
тексты.

1

Определять основные признаки художественного стиля,
применять знания и умения в практике речи, владеть
навыками создания прецедентных текстов.

Учебник.

15

Официально-деловой стиль.
__________
Деловое письмо.

16

__________

17

________

18
_________

26

5. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Нормы оценки призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку.
В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и
пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они р На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки;
3) речевые умения.
I. ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ.
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен
представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения,
правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознан ности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2)
обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не
только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм
литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки,
которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и
допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои
суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает
ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает матери ал. Оценка «2»
27

отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим
материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за едино временный ответ (когда на проверку подготовка ученика отводится определенное
время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл),
при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания
на практике.
II. ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть
доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90— 100 слов, для VI класса — 100—ПО, для VII класса — ПО—120, для VIII класса—
120—150, для IX класса— 150—170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами. Он может состоять из
следующего количества слов: для V класса — 15—20, для VI класса — 20—25, для VII класса— 25 — 30, для VIII класса — 30—35, для IX
класса — 35—40.
ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки
учащихся.
Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе — 100—150 слов, в VI классе — 150—200, в VII классе — 200 — 250, в VIII
классе — 250^-350, в IX классе — 350— 450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких
уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5—1,0 страницы, в VI классе — 1,0—1,5, в VII классе —
1,5—2,0, в VIII классе — 2,0 — 3,0, в IX классе — 3,0—4,0 страницы.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем, ученического сочинения зависит от многих
обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их обще го развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со
стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за
грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку,
28

за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за
содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность
изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое
единство и выразительность речи; число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок
Оценка Основные критерии оценки

«5»

«4»

Содержание и речь

Грамотность

1. Содержание работы полностью соответствует
теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря,
разнообразием используемых синтаксических
конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность
текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в
содержании и 1—2 речевых недочета
1. Содержание работы в основном соответствует
теме (имеются незначительные отклонения от
темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются
единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения
последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи
достаточно разнообразен.

Допускается: 1
орфографическая, или 1
пунктуационная, или 1
грамматическая ошибка

Допускаются: 2
орфографические и 2
пунктуационные ошибки,
или 1 орфографическая и 3
пунктуационные ошибки,
или 4 пунктуационные
ошибки при отсутствии
орфографических ошибок, а
также 2 грамматические
29

«3»

«2»

5. Стиль работы отличается единством и
достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов
в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов
1. В работе допущены существенные отклонения от
темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются
отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения
последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов
в содержании и 5 речевых недочетов

1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения
мыслей во всех частях работы, отсутствует связь
между ними, часты случаи неправильного
словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана
короткими однотипными предложениями со слабо
выраженной связью между ними, часты случаи

ошибки

Допускаются: 4
орфографические и 4
пунктуационные ошибки,
или 3 орфографические
ошибки и 5 пунктуационных
ошибок, или 7
пунктуационных при
отсутствии орфографических
ошибок
Допускаются: 4
орфографические и 4
пунктуационные ошибки,
или 3 орфографические
ошибки и 5 пунктуационных
ошибок, или 7
пунктуационных при
отсутствии орфографических
ошибок
Допускаются: 7
орфографических и 7
пунктуационных ошибок,
или 6 орфографических и 8
пунктуационных ошибок, 5
орфографических и 9
пунктуационных ошибок, 8
'орфографических и 6
пунктуационных ошибок, а
30

«1»

неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в
содержании и до 7 речевых недочетов
В работе допущено более 6 недочетов в содержании
и более 7 речевых недочетов

также 7 грамматических
ошибок
Имеется более 7
орфографических, 7
пунктуационных и 7
грамматических ошибок

Примечания: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения,
уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинально го замысла, его хорошая реализация позволяют повысить
первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки...», то при оценке работы следует исходить
из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится
при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2 — 3; «3» ставится при
соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
1.Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным
показателям оно написано удовлетворительно.
2.На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником
исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
IV. Грамматические ошибки
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими,
синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок
Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например,
надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие
ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал,
что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
Синтаксические
а)
Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
31

б)
ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной
книгой в дни войны;
- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти
все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь»
изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;
- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в) ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;
- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала
как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее
нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам
помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах
не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании
умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
V. Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на
семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них
городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка
и идти у него на поводке;
нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
32

пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о
стрижке);
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и
ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо
отец) одного из малышей;
смешение лексики разных исторических эпох;
употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
бедность и однообразие синтаксических конструкций;
нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго
смотрел ему вслед;
стилистически неоправданное повторение слов;
неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи,
например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
неудачный порядок слов.
VI. ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость,
аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил
ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания
определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.
В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению
учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных
работ соответствующего или близкого вида.
VII. Оценка тестов
33

При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала
Баллы
Степень выполнения заданий
1
Менее чем на балл «2»
2
Выполнено не менее 20 % предложенных заданий
3
Выполнено не менее 30 % предложенных заданий
4
Выполнено не менее 40 % предложенных заданий
5
Выполнено не менее 50 % предложенных заданий
6
Выполнено не менее 60 % предложенных заданий
7
Выполнено не менее 70 % предложенных заданий
8
Выполнено не менее 80 % предложенных заданий
9
Выполнено не менее 90 % предложенных заданий
10
Выполнены все предложенные задания
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %; «4» - 78 – 89 %; «3» - 60 – 77 %; «2»- менее 59 %.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».