программа однрк

Рабочая программа по Основам
духовно-нравственной культуры
народов России

Пояснительная записка
1

Нормативно-правовое обеспечение
Данная рабочая программа разработана на основе документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№ 1897)
3.
Федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год (утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 + приказ от
8.06.2015 №576 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников на 2015-2016
уч.год»)
4.
Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 N 08-761 «Об изучении предметных областей:
«Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
5.
Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 27.05.2015 № 02-01-82/4130 «Об изучении предметных областей «Основы религиозной
культуры и светской этики»
6.
Примерные образовательные программы основного общего образования по предметам.

Рабочая программа разработана:
-На основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры
народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков; сборник Система
учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения: основная школа. — М. : Вентана-Граф, 2012.
-В соответствии с «Примерной программой воспитания», утвержденной 02.06.2020 №2/20 на
заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию с ФГОС
ОО, Приказом Минпросвещения России , 2020 №172 «О внесении изменений в ФГОС ОО по
вопросам воспитания обучающихся».
Реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной
культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /
Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф.

Цель курса:
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс
воспитания в школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными
религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры,
развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого
особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается
в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость
и религиозность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их
возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой
интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на
различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают
сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них
развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено
логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические
задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные
тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными
2

умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица,
диаграмма, иллюстрация и пр.).

Задачи курса:
Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения
– чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в
иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной
жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния
разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника
«Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам
священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика
учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного
содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

Общая характеристика учебного предмета:
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает
формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях
России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал
учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской
культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей
многонациональной страны.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской
этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность
данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с
воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности
поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в
обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть
его
интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие
школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается
на следующие основные разделы:
1.
Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением
российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2.
Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в
повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны
(разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности»,
«Твой духовный мир»).
3.
Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных
религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе
является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других
предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории»,
«Изобразительного искусства».
Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с
программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ,
что обогатит содержание и методы проведения уроков.
3

Место учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в
Базисном учебном (образовательном) плане:
- предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на ступени
основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в объеме 17
часов, исходя из 1 часа в неделю на 1 полугодие.
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
• Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
чувство привязанности и любви к своей родине, гордости за свое Отечество,
российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности;
• Принятие норм нравственного поведения;
• Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного
взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста,
национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
• Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических
потребностей.
• Понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
формирование ценностей многонационального российского общества;
• Воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, люби к
родному краю, своей семье;
• Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Предметные результаты:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, отдельных традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно;
• знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность,
долг,
милосердие,
миролюбие,
как
основы
культурных
традиций
многонационального народа России;
• знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;
• формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли
в истории и современности России;
• осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
• Владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников
и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события,
изложенные в текстах разных видов и жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в
том числе религиозного характера; способность работать с информацией,
представленной в разной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями
(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
4

• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и
культурой коллективного труда;
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также находить средства её осуществления;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить
соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом
характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
• овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.

Универсальные учебные действия
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в
фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие,
доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в
соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической)
и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

Обучающиеся смогут научиться:
-Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
-Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить
аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовнонравственными ценностями.
5

-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников
беседы, добавлять, приводить доказательства.
-Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный
портрет героя.
-Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
-Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
-Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и
практических задач.
-Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения
человека.
-Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать
способы саморазвития.
-Работать с историческими источниками и документами.

Содержание учебного предмета
Раздел 1. В мире культуры.
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели
науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К.
Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю.
Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад
личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности –
часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре
разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Уралбатыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в
истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.).
Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.).
Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,легендах,
пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо
родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность,
симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в
разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме.
Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов.
Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной
культуры общества.
6

Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси,влияние Византии.
Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние
на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство).
Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного
календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)– золотое
время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в
сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих
ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога –
молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история
иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения
буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права
гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры,
охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения,
симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура
поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.

Практическая часть программы.
Темы индивидуальных учебных проектов:\
«Традиции моей семьи»
«История семейной реликвии»
«Мое родословное древо»
«Жил на свете человек»
«В труде красота человека»
«Значение религии в жизни человека и общества»
«Памятники религиозной культуры в моем городе»
«Памятники в моем городе»
«Мое отношение к России»
«С чего начинается Родина»
«Герои России»
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
«Мой дедушка – защитник Родины»
«Профессиональное древо моей семьи»
«Профессиональная династия»
«Спасти и сохранить»
Природные парки заповедники, заказники в России.
«Христианские святыни. Иллюстрированная таблица»
«Исламские святыни. Иллюстрированная таблица»
«Иудейские святыни. Иллюстрированная таблица»
«Буддийские святыни. Иллюстрированные таблицы»
7

«Религия и искусство» электронный альбом»
«Библия – Книга Книг»

Реализация модуля «Школьный урок»
В соответствии с «Примерной программой воспитания»
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы МАОУ СШ № 2 г.
Михайловска организация школьного урока. Реализация воспитательного потенциала урока
предполагает следующую деятельность.
Виды, формы деятельности:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
Реализация школьными педагогами воспитательного
потенциала урока предполагает следующее:
− специально разработанные занятия, тематические уроки ( День безопасности , День
грамотности, День здоровья, День науки, День экологии, День профориентации, Единый день
профилактики, День защиты детей) с целью реализации воспитательных возможностей
содержания учебного предмета
– уроки, занятия-экскурсии, которые расширяют образовательное пространство предмета,
воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному городу;
− интерактивный формат занятий, который способствует эффективному закреплению тем
урока;
− побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной дисциплины и
самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего
распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
8

− привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений
через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на сотрудничество
– инициирование обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения, развитие умения совершать правильный выбор;
− организация предметных образовательных событий (проведение предметных декад) для
обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в
различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей
обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными
возможностями;
− проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок деловая игра,
урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебно-развлекательных
мероприятий (конкурс, игра, викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков,
экскурсия и др.);
− установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог,
привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их
познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни
современников;
− использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения,
обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты
в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи,
фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.) ;
−использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень
личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков
людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям;
− применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников
− использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация
школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики по
темам урока);
− включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока (сотрудничество, поощрение,
доверие, поручение важного дела, создание ситуации успеха);
− организация кураторства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
− использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности, рефлексии и
самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для дальнейшего
развития способностей.
Организация работы с одарёнными детьми
9

Цель работы с одарёнными детьми.
Обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и
поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой
деятельности
Задачи:
выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их
способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в разных формах
творческой и интеллектуальной деятельности.
Основные направления работы:
Выявление одарённых детей по разным направлениям.
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение
заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
рганизация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня.
Формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными обучающимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- занятия исследовательской деятельностью;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
- сотрудничество с социальными партнёрами
- тематические и проблемные мини-курсы,
- «мозговые штурмы»
- ролевые тренинги
- творческие зачеты.
- организация индивидуальной работы на уроке. Использование дополнительного материала
развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего
− поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным
в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах, выставках,
соревнованиях, научно-практических конференциях, форумах, авторские публикации в
изданиях выше школьного уровня, авторские проекты, изобретения, получившие общественное
одобрение, успешное прохождение социальной и профессиональной практики), представление
результатов работы на НПК
Непрерывный поиск приемов и форм взаимодействия педагогов и обучающихся на учебном
занятии позволяет приобретенным знаниям, отношениям и опыту перейти в социально
значимые виды самостоятельной деятельности
Ожидаемые результаты:
10

формирование системы работы с одаренными учащимися;
творческая самореализация ученика школы через участие в разного рода конкурсах,
интеллектуальных мероприятиях;
увеличение количества одаренных детей школьного возраста - победителей конкурсов,
соревнований, олимпиад, турниров разного уровня.

Материально-техническое обеспечение курса:
-Компьютер учителя с выходом в Интернет, оборудованный колонками, для прослушивания
аудиоматериалов
-Мультимедийный проектор
-Экран
-Копировальный аппарат
-Принтер

Учебно-тематическое планирование
№

Тема урока

Количество Воспитательный потенциал
часов
урока в соответствии с РПВ
11

1. Величие многонациональной
1
российской культуры.
2. Человек-творец и носитель культуры.
1
3 «Береги землю родимую, как мать
1
любимую»
4 Жизнь ратными подвигами полна.
1
5 В труде - красота человека
1
6 «Плод добрых трудов славен»
1
7 Люди труда.
1
8 Бережное отношение к природе.
1
9 Семья-хранитель духовных ценностей.
1
10 Роль религии в развитии культуры.
1
11 Культурное наследие христианской Руси.
1
Культура
ислама.
12
1
13 Иудаизм и культура.
1
14 Культурные традиции буддизма.
1
15 Забота государства о сохранении духовных 1
ценностей.
16 Хранить память предков
1
17 Твой духовный мир
1

12

День грамотности
День безопасности

День здоровья


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».