проектная деятельность 10 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Проектно-исследовательская деятельность»

2021г.
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность» является логическим продолжением
программ «Я исследователь», реализуемой в основной школе и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту
среднего общего образования.
Формы организации занятий: лекция, практикум, диспут, деловая игра, экскурсия, конференция, коллективноетворческоедело,
психологический практикум, консультация и др.
Основные виды деятельности: познавательная деятельность,
учебноесотрудничество,творческаяипроектнаядеятельность,
исследовательская деятельность,проблемно-ценностное общение, социальное творчество.
Цели и задачи курса «Проектно-исследовательская деятельность» для 10 классов.
Цель: помочь старшеклассникам овладеть методами научной творческой работы.
Задачи:
• закрепить навыки проектно-исследовательской деятельности;
• усовершенствовать умение работать с различными источниками информации;
• сформировать информационную и коммуникационную компетенцию обучающихся.
Виды проектов: информационный, творческий, социальный, прикладной, инновационный, конструкторский, инженерный..
Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии гимназии или на гимназической
конференции. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта, презентации
обучающегося и рецензии руководителя проекта (Приложение 1).
Итоговая отметка за проект фиксируется в аттестате о среднем общем образовании.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность» рассчитана на 68 часов в течение всего
учебного года в 10 классе.
В соответствии с учебным планом МАОУ СШ №2 г. Михайловска рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.
Тьюторы могут осуществлять консультации обучающихся по созданию индивидуального проекта как очно, так заочно. С целью
недопущения перегрузки старшеклассников возможен перенос образовательной нагрузки, реализуемой через данную программу внеурочной
деятельности, на периоды каникул.

2

Планируемые личностные результаты.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обучающихся к собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей,
умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного
сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Планируемые метапредметные результаты.
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
3

Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Работа над индивидуальным проектом позволяет выстроить особые отношения с педагогом-тьютором – отношения сотрудничества и
равноправия. Инициатива деятельности исходит от обучающегося: он является автором замысла и исполнителем своего проекта от начала и
до конца.

4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Содержание учебного материала непосредственно связано с работой по созданию и защите индивидуального проекта. Оно строится в
соответствии со следующими этапами:
№

Этап

п/п
1
2

3
4

5

Содержание

Начальный

Формулировка темы проекта. Выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение гипотезы,
постановка целей и задач поиска, выработка плана работы.

Поисковый

Работа в информационном поле, сбор необходимой информации по проблеме в различных
источниках, анализ и структурирование собранного материала, качественная и
количественная переработка собранной информации.

Исследовательский

Проведение исследования, решение поставленной проблемы.

Обработка результатов

Переработка полученных данных, анализ и редактирование полученных данных,
подтверждение или отрицание выдвинутой ранее гипотезы, оформление полученных
результатов в виде продукта проекта.

Заключительный

Подведение итогов работы, коллективное обсуждение, подготовка к публичной защите
проекта, защита проекта и рефлексия проделанной работы.

5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№в
разделе

Тема занятия

Домашнее
задание

Дата план

Дата факт

Примечание

п/п
1

2

3

4

5

6

7

1.

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.

2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.

8.
9.

10.

1.

11.

2.

12.

3.

13.

4.

14.

5.

15.

6.

16.

7.

17.

8.

18.

9.

Начальный этап – 9 часов
Вводный инструктаж. Первичный инструктаж на рабочем
месте. Выбор проблемы, введение в проблему.
Формулировка темы проекта. Обоснование выбора темы.
Выдвижение гипотезы.
Создание концепции проекта.
Формулировка актуальности проекта.
Постановка целей и задач поиска.
Планирование итогового продукта (формы представления
результатов).
Составление словаря терминов по проекту.
Выработка плана работы (Приложение 2).*
Поисковый этап – 14 часов
Знакомство с основными методами работы над
проектом:наблюдение, сравнение.
Знакомство с основными методами работы над проектом:
анкетирование, интервью.
Знакомство с основными методами работы над
проектом:эксперимент, опыт.
Работа в информационном поле: сбор необходимой
информации по проблеме проекта в различных источниках.
Работа в информационном поле: сбор необходимой
информации по проблеме проекта в различных источниках.
Работа в информационном поле: сбор необходимой
информации по проблеме проекта в различных источниках.
Работа в информационном поле: сбор необходимой
информации по проблеме проекта в различных источниках.
Работа в информационном поле: сбор необходимой
информации по проблеме проекта в различных источниках.
Работа в информационном поле: сбор необходимой

6

19.
20.
21.
22.

10.
11.
12.
13.

23.

14.

24.
25.
26.
27.
28.

1.
2.
3.
4.
5.

29.

1.

30.

2.

31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

информации по проблеме проекта в различных источниках.
Анализ и структурирование собранного материала.
Анализ и структурирование собранного материала.
Анализ и структурирование собранного материала.
Качественная и количественная переработка собранной
информации.
Качественная и количественная переработка собранной
информации.
Исследовательский этап – 5 часов
Проведение исследования (практической части проекта).
Проведение исследования (практической части проекта).
Проведение исследования (практической части проекта).
Проведение исследования (практической части проекта).
Проведение исследования (практической части проекта).
Обработка результатов – 21час

Знакомство с требованиями к структуре и содержанию
работы (Приложение 3)
Знакомство с правилами оформления текста работы.
Фразы-шаблоны (Приложение 4).
Анализ критериев оценки оформления проекта.
Оформление введения проекта.
Оформление введения проекта.
Анализ результатов проделанной работы.
Оформление теоретической части проекта.
Оформление теоретической части проекта.
Оформление теоретической части проекта.
Оформление теоретической части проекта.
Оформление теоретической части проекта.
Оформление выводов по теоретической части проекта.
Анализ результатов проделанной работы.
Оформление результатов практической части проекта.
Оформление результатов практической части проекта.
Оформление результатов практической части проекта.
Оформление выводов по практической части проекта.
Анализ результатов проделанной работы.
Оформление заключения проекта.
Оформление заключения проекта.
Анализ результатов проделанной работы.
7

Заключительный этап – 19 часов
50.

1.

51.

2.

52.

3.

53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

64.
65.
66.
67.
68.

15.
16.
17.
18.
19.

Знакомство с требованиями к оформлению презентации
в PowerPoint (Приложение 5).
Анализ типичных ошибки в оформлении презентации в
PowerPoint.
Анализ критериев оценки защиты проекта (Приложение
6).
Разработка тактики выступления.
Оформление текста выступления.
Оформление текста выступления.
Подготовка к предзащите проекта.
Подготовка к предзащите проекта.
Предзащита проекта.
Предзащита проекта.
Коррекция проекта по итогам предзащиты.
Коррекция проекта по итогам предзащиты.
Коррекция проекта по итогам предзащиты.
Подготовка к защите проекта.
Подготовка к защите проекта.
Защита проекта.
Защита проекта.
Защита проекта.
Рефлексия результатов работы над проектом.

* Приложения к данной программе предназначены для тьютора и обучающихся.

8

Приложение 1
Как написать рецензию на проектную работу?
1. Предмет анализа.
2. Рецензируемая работа
_________

__________________________________

обучающегося

осуществлена в рамках проекта, погружения, на мастерской и т.д. и посвящена,
направлена…
1. Актуальность темы (поставленная в работе проблема, попытки ее решения)
2. Каким образом автор пытается решить эту проблему (выполнить поставленную
цель). Краткое содержание работы, Основные выводы, результаты работы.
3. Соответствие работы требованиям, предъявляемым к проектной работе:
•
•
•
•
•
•

Проблема
Замысел
Образ результата
Способы его достижения
Осуществление
Анализ результатов

4. Личная значимость работы для ее автора, социальная значимость (чем данная работа
может быть интересна другим). Образовательный потенциал работы (предметные
знания, универсальные умения: какие использовались в работе, какие были
приобретены)
5. Общая оценка работы. Пожелания, недочеты, раскрытые в позитивной форме,
возможные направления дальнейшей работы.
Подсказки. Если трудно начать…
Работа посвящена актуальной теме…
Центральным вопросом работы является…
Предметом исследования в настоящей работе является…
Работа носит исследовательский характер…
Рассматриваемая работа…
Автор проявил умение…
Безусловной заслугой автора является…(новый подход к…, предложенная
классификация…)
Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении…
Работа, бесспорно открывает…
Представляется, что в целом работа…
Работа удовлетворяет всем требованиям…
Большое место в работе занимает…
Главное внимание обращается на…
На основании анализа (чего) показано (что)
В заключении автор говорит о том, что…
Несомненный интерес представляют выводы автора о том, что…
Автор анализирует, излагает, описывает, исследует, разрабатывает, специально
останавливается, подводит итоги, опирается на, иллюстрирует…
9

Приложение 2
ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ
Для успешного выполнения проекта Вы должны чётко представлять себе, какие
опыты, наблюдения, исследования вы выполните, каких результатов Вы хотите добиться.
Для этого заполните этот лист планирования. У Вас может не получится всё сразу
записать, тогда заполняй его постепенно, по мере обдумывания, но главное помните,
проект – это нечто «брошенное вперёд», в данном случае это ваши мысли о том, что
должно выйти в конечном итоге.
1. Фамилия, имя, ----------------------------------------------------------------------------------2. Название проекта-------------------------------------------------------------------------------3. Цели проекта------------------------------------------------------------------------------------4. Задачи (этапы выполнения проекта)------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------5. В чём ты видишь проблему, которая заставила тебя исследовать данное явление,
процесс -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------6. Кто или что будет являться объектом твоего исследования-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------7. Гипотеза проекта------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------8. Подходящая цитата для эпиграфа---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------9. Что войдёт в описание реферативной части работы (теория)-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------10. Что ты сделаешь на практике-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------11. Как будешь оформлять результат проекта (например, построю графики, сделаю таблицы
сравнительных характеристик объекта исследования, запишу результаты опытов, итоги
анкетирования, нарисую, построю модель и т.п.)----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------12. В чём ты видишь дальнейшее развитие своего проекта, сможешь ли ты продолжить его
как-то дальше, предложить для осуществления другим ребятам, придумать подобный проект
самому и т.п.---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------13. Какие книги, учебники, энциклопедии, веб-страницы, сайты Интернета тебе пригодятся
(ты можешь записывать сразу, как что-то использовал, чтобы составить список
используемых ресурсов, или сначала только тематику того, что будешь искать)--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------14.Кто тебе может помочь в выполнении проекта, куда (возможно, в какие организации)
следует обратиться, к людям какой профессии ближе твой проект
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------15. В какой форме ты бы хотел представить результат проекта (устная защита, стендовый
доклад, публикация, веб-страница, веб-сайт, другое)-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------10

Приложение 3

Требования к структуре, содержанию и оформлению работ
Структура

Требования к содержанию

Содержит:
• наименование учебного заведения, где выполнена работа;
• фамилию, имя и отчество автора;
• тему работы;
• фамилию, имя и отчество научного руководителя;
• населенный пункт и год.
Оглавление
Включает:
(содержание)
• наименование всех глав, разделов с указанием номеров
страниц, на которых размещается материал.
Содержит:
Введение (вступление)
(рекомендуемый объём
• актуальность исследования, предмет, объект, гипотезу, оценку
до двух страниц)
современного состояния решаемой проблемы;
• обоснование необходимости проведения работы;
• цели, задачи исследования.
Основная часть
Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по
конкретно исследуемой теме.
Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из
которого он заимствует материалы.
Также в основной части должно быть исследование, анализ
проделанной работы.
Выводы (заключение)
Краткие выводы по результатам выполненной работы должны
состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной
работы.
Список литературы
Должен содержать перечень источников, использованных при
написании работы (в алфавитном порядке).
Работа может содержать:

Титульный лист
(см. ниже Пример
титульного листа)

• список терминов (не обязательно)
• приложение (не обязательно)

Требования к оформлению работ:

Поля стандартные (левое – 3 см., правое – 1,5 см, верхнее и нижнее – по 2
см.), шрифт TimesNewRoman, кегль 14, междустрочный интервал – 1,5,
выравнивание текста по ширине, абзацный отступ – 1 или 1,25 см., нумерация
страниц внизу страницы по центру. Заголовки и подзаголовки выделяются
полужирным шрифтом.

11

Пример оформления титульного листа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 г. Михайловска»

Индивидуальный проект

Шумовое загрязнение МАОУ
СШ №2 г. Михайловска

Выполнил:
МузиповНияз,
ученик 10 класса
Руководитель:Косолапова Анастасия
Александровна,
тьютер

Михайловск, 2020

12

Приложение 4
Фразы-шаблоны для оформления исследовательской работы
ВВЕДЕНИЕ
Тема работы и обоснование выбора темы
Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … /
задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и
выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …
Актуальность
… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того,
что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …
Новизна
На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили
изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего
исследования.
Цель работы
Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …
Задачи
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
13

Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …

ГЛАВЫ
Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса
Ключевые понятия для нашего исследования – это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например …
, а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом необходимо подчеркнуть, что …
Вторая глава – описание исследования
Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей
нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях.
В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
14

Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы по главам
На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую
закономерность: …
Заключение
Перспективы дальнейшего исследования
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном /
детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить
…
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении
могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …
Назначение работы
Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а
также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков /
конкурсов / викторин по теме ….
15

Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в
основу разработанных мной правил … / памятки по … для …
Что дала работа самому исследователю
В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной
знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о

16

Приложение 5
Рекомендации к оформлению презентаций в PowerPoint

Требования к оформлению презентаций:
- первый слайд – титульный – с указанием темы, автора работы, класса и
образовательного учреждения;
- второй слайд – актуальность проекта;
- третий слайд – цель проекта;
- четвёртый слайд – задачи проекта;
- заключительный слайд (слайды) – выводы (результаты) проектной
деятельности;
- допускается наличие последнего слайда «Спасибо за внимание!»;
- наличие иллюстраций (фотографий, иллюстраций, графиков, диаграмм,
рисунков и др.);
- на одном слайде должно быть не более двух предложений; слайды не
должны быть перегружены текстом;
- недопустимо использовать в презентации
Действия

Размещение
изображений
(фотографий), их
оптимизация

Сохранение
презентаций

Воздействие
цвета

Цвет фона
Единство стиля

Требования
В презентации размещать только
оптимизированные
(например,
уменьшенные
с
помощью Microsoft Office Picture
Manager)
изображения.
В
результате фото «весом» в 2 Мб
превращается в 50-200 Кб
Материалы располагаются на
слайдах так, чтобы слева, справа,
сверху, снизу от края слайда
оставалось свободные поля.
Сохранять презентацию лучше
как «Демонстрация PowerPoint».
С расширением .pps

Примечания
Плохой считается презентация,
которая долго загружается из-за
изображений имеющих большой
размер.

На одном слайде рекомендуется
использовать не более трех
цветов: один для фона, один для
заголовков, один для текста.
Для
текста
используйте
контрастные цвета.
Обратите особое внимание на
цвет гиперссылок (до и после
использования).
Для фона выбирайте более
холодные тона (синий или
зеленый).
Пёстрый фон не применять.
Для
лучшего
восприятия
старайтесь
придерживаться

Помните – презентация нужна для
демонстрации, для дополнения
вашего выступления
(а не
дублирования его)

Тогда в одном файле окажутся все
приложения (музыка, ссылки
и.т.д.)

Текст должен быть хорошо виден.

17

Анимационные
эффекты

Использование
списков

Содержание
информации

Расположение
информации на
странице

Шрифт

единого
формата
слайдов
(одинаковый тип шрифта, сходная
цветовая гамма).
Анимация не должна быть
навязчивой.
Желательно
не
использовать
побуквенную или аналогичную
анимацию
текста,
а
также
сопровождение появления текста
звуковыми
эффектами
(из
стандартного
набора
звуков
PowerPoint)
Не
рекомендуется применять
эффекты анимации к заголовкам,
особенно такие, как «Вращение»,
«Спираль» и т.п.
В
информационных
слайдах
анимация объектов допускается
только в случае, если это
необходимо для отражения текста
выступления.
Списки использовать только там
где они нужны.
Возможно,
использовать
3-5
пунктов на одном слайле.
Большие списки и таблицы
разбивать на 2 слайда.
При подготовке слайдов в
обязательном порядке должны
соблюдаться принятые правила
орфографии,
пунктуации,
сокращений
и
правила
оформления текста (отсутствие
точки в заголовках и т.д.)
Проще считывать информацию
расположенную горизонтально, а
не вертикально.
Наиболее важная информация
должна располагаться в центре
экрана.
Желательно форматировать текст
по ширине.
Не допускать «рваных» краёв
текста.
Уровень
запоминания
информации зависит
от её расположения на экране.
Текст должен быть хорошо
виден.
Размер шрифта не должен быть
мелким.

Исключения
составляют
динамические презентации.

Каждый пункт лаконичен (в одно
предложение).

В левом верхнем углу слайда
располагается
самая
важная
информация.

Использовать шрифты без засечек
(их
легче
читать): Arial, Verdana. Желате
льно устанавливать единый стиль
18

Способы
выделения
информации

Объем
информации

Разветвлённая
навигация

Звук
Требования к
первому и
завершающему
слайдам
презентации

Самый «мелкий» для презентации
- шрифт 22 пт.
Желательно
отказаться
от
курсива.
Больше «воздуха» между строк
(межстрочный
интервал
полуторный).
Следует использовать: рамки,
границы, заливку, разные цвета
шрифтов, штриховку, стрелки.
Если хотите привлечь внимание к
информации,
используйте:
рисунки, диаграммы, схемы.
Не стоит заполнять один слайд
слишком большим объемом
информации:
люди
могут
единовременно запомнить не
более трех фактов, выводов,
определений.
Наибольшая
эффективность
достигается
тогда,
когда
ключевые пункты отображаются
по одному на каждом отдельном
слайде.
Используйте
навигацию
для
обеспечения интерактивности и
нелинейной
структу-ры
презентации. Это расширит ее
область применения. (Навигация –
это переход на нужный раздел из
оглавления).
Музыка
должна
быть
ненавязчивая,
и
её
выбор
оправдан.
На первом слайде необходимо
указать
тему,
автора
и
руководителя проекта.
Последний слайд или копирует
первый, или на нем написано
«Спасибо за внимание!» и т.п.

шрифта для всей презентации.

Это достигается использованием
разных видов слайдов.

Размещать много мелкого текста
на слайде недопустимо.

Навигация
по
презентации
должна осуществляться за 3
щелчка.

Не использовать стандартные
для PowerPoint звуки.

19

Приложение 6
Критерии оценки выступления
№
п/п
I.
1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
II.
1.
2.
3.

4.
III.
1.
2.
3.
4.

Критерии

Баллы

Содержание выступления
Обоснование проблемы и её актуальности
Научное обоснование проблемы (кем из ученых
рассматривалось ранее, какие источники изучены)
Глубина, полнота работы (объем и глубина знаний по
проблеме, методика и способы решений проблемы, анализ,
выводы)
Новизна, оригинальность решения проблемы (авторские
изыскания в данной области)
Степень самостоятельности автора при разработке
проблемы
Предполагаемый результат, эффективность, практическая
значимость исследования
Характер и полнота приложений (графики, диаграммы,
таблицы). Их соответствие теме.
Изложение проблемы
Логичность, композиция выступления
Аргументированность, убедительность выступления
Культура речи, манера выступления (оригинальность
выступления, заключения, поддержание интереса и
внимания аудитории)
Чувство времени
Ответы на вопросы
Краткость и точность ответа
Аргументированность
Умение использовать заданный вопрос для успешного
раскрытия темы
Доброжелательный тон
ИТОГО

max =14
2
2
2

2
2
2
2
max =8
2
2
2

2
max =8
2
2
2
2
max =30

СОГЛАСОВАНО:
на заседании ШМО классных руководителей
протокол №1 от 30 августа 2020г.
Руководитель ШМО
_______________
СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по воспитательной работе_______________

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».