Раб_программа_России_гражданин_11_2021-2022

Рабочая программа
по курсу «России гражданин»
уровня среднего общего образования

Составитель:
Шевкунова Н.Р.,
учитель истории и
обществознания,
высшая кв. категория

Содержание
1. Пояснительная записка
2. Содержание курса «России гражданин»
3. Тематическое планирование 11 класс
4. Требования к уровню подготовки выпускников
5. Учебно-методическое обеспечение

с.
3
5
7
9
10

2

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «России гражданин» составлена на основе:
- Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.04 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказа Минобразования РФ от 09.03.04 № 1312 «Об утверждении федерального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений
РФ, реализующих программы общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
- Примерная программа воспитания, утвержденная 02.06.2020 №2/20 на заседании
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования,
Приказом Минпросвещения России, 2020, №172. «О внесении изменений в Федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
- Учебного плана МАОУ СШ № 2 г. Михайловска на 2016-2017 учебный год;
- Положения о рабочей программе МАОУ СШ № 2 г. Михайловска.
Обществоведческое образование на ступени основного общего образования играет
важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически
сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. Помогает обучающимся в формировании знаний о человеке, обществе и его сферах, в многообразии
общественных отношений, в себе, в других людях, что необходимо при выработке собственной жизненной позиции и выборе жизненного пути. Даёт возможность на основе целостного представления об обществе значительно расширить экономические и правовые
знания, углубить их представления о современных социальных проблемах, о политическом процессе.
Цель изучения курса «России гражданин»: формировать четкую гражданскую позицию посредством политического и правового воспитания и изучения основ политического строя Российской Федерации.
Эти цели реализуются в процессе решения следующих задач:
- формирование осознания своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- обучение осмысливанию социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- формирование способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- выработка понимания культурного многообразия мира, уважения к культуре своего
и других народов, толерантность.
3

Подходы
1. Деятельностный подход – усвоение материала в процессе деятельности обучающихся.
2. Проблемный подход – научиться решать проблемы, встроенные в структуру учебно-познавательной деятельностью обучающихся. Проблемы познавательного и практического характера.
3. Индивидуально-дифференцированный подход:
1 уровень: стандартный минимум,
2 уровень: углубленное изучение курса «России гражданин»,
3 уровень: дополнительный материал для обучающихся, интересующихся курсом
«России гражданин».
4. Проектирование и защита проектов.
5. Культуросообразный подход:
- освоение основных знаний и умений, значимых для формирования общей культуры;
- сохранение окружающей среды и собственного здоровья;
- знания, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.
Принципы
1. Принципы содержания.
2. Принципы мотивации изучения предмета.
3. Принцип связи обучения с жизнью.
Место курса «России гражданин» в учебном плане
Курс безоценочный. На изучение курса отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час
в неделю.
Класс
11
Итого:

Кол-во часов
35
35

4

Содержание курса «России гражданин»
Дом – Родина – Страна
Понятие «Отчий дом». Его роль и значение в жизни каждого человека. Понятие
«Родина», его смысл и значение. Особенности восприятия Родины. Малая и Большая Родина. Их соотношение, общие черты и различия. Патриотизм. Истоки и особенности его
формирования. Что значит быть гражданином. Ощущение собственной причастности к
судьбе своей страны. Выражение собственной позиции. Активная и пассивная позиция
гражданина.
Моя страна – Россия
Основные этапы формирования современной России. Государственная символика:
ге6рб, флаг, гимн. История их создания. Значение символики для каждого государства.
Демократия – политический режим современной России как правового государства.
Понятие правового государства. Соединение силы государства и справедливости права.
Власть в правовом государстве. Теории XVII-XIX вв. Разработка теории правового государства в ХХ веке. Современный взгляд на проблему.
Принципы правового государства. Принцип разделения властей. Организация власти
в современной России.
Конституция – основной закон
Понятие Конституции. Конституционная история в России. Демократические и гуманистические основы Конституции 1993 года. Структура Конституции 1993 года. Основы государственного устройства. Субъекты РФ. Соотношение Центра и Субъектов РФ.
Понятие естественного права. Основные права и свободы человека. Конституционные гарантии прав и свобод человека.
Гражданское общество и государство
Понятие гражданского общества. Его структура и способы организации. Организация местного самоуправления.
Общественная палата в России. Цели и задачи ее создания. Основные принципы работы.
Соотношение гражданского общества и государства. Способы воздействия общества
на власть. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдумы. Право на равный доступ к государственной службе. Обращение в органы власти. Другие пути влияния
граждан на власть.
Понятие экстремизма. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения
Понятие общественно-политического движения. Цели создания. Примеры положительных общественно-политических движений и результатов их деятельности.
Понятие политической партии. Цели политических партий. Социальный состав и
представление интересов групп населения. Основные направления политических партий.
Отличия политической партии от общественно-политического движения.
Закон РФ «О политических партиях». Многопартийность. Современные российские
политические партии. Выбор гражданина и поддержка определенной партии.
Законопослушный гражданин
Понятие права. Его роль в жизни общества и государства. Выдающиеся памятники
отечественного права: их особенности и достижения. Право как мера свободы и справедливости. Теории прав и свобод человека. Категорический императив И.Канта. Возможна
ли абсолютная свобода.
Норма права. Закон. Система законодательства РФ. Право и закон. Что значит быть
законопослушным гражданином.
Из истории государства и права

5

Происхождение государства и права. Русское право до 19 века. Из истории российского права. Что такое государство. Что такое право? Правовая ответственность. Правовое
государство.
Конституция – основной закон
Понятие Конституции. Конституционная история в России. Демократические и гуманистические основы Конституции 1993 года. Структура Конституции 1993 года. Основы государственного устройства. Субъекты РФ. Соотношение Центра и Субъектов РФ.
Понятие естественного права. Основные права и свободы человека. Конституционные гарантии прав и свобод человека.
Права человека
Местное самоуправление. Права и свободы человека и гражданина. Международные договоры о правах человека. Гражданские права. Политические права. Декларация
прав человека. Экономические, социальные и культурные права. Права ребёнка.
Гражданское право
Избирательное право. Избирательный процесс. Понятие и источники гражданского
права. Обязательственное право. Право собственности. Гражданские правоспособность и
дееспособность. Предпринимательство. Защита нематериальных благ. Причинение и возмещение вреда. Содержание правовой культуры. Совершенствование правовой культуры.
Модуль «Школьный урок» в соответствии с Рабочей программой воспитания (РПВ)
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы МАОУ СШ № 2 г.
Михайловска организация школьного урока. Реализация воспитательного потенциала
урока предполагает следующую деятельность.
Виды и формы деятельности:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению
их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

6

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества
и взаимной помощи;
- реализации воспитательных возможностей содержания учебного предмета.
Тематическое планирование 11 класс

№
п/п

Раздел,
тема

Содержание

Воспитательный потенциал
урока

1. Из истории государства и
права. (7
ч.)

Происхождение государства и права.
Русское право до 19
века. Из истории
российского права.
Что такое государство. Что такое право?
Правовая ответственность. Правовое
государство.

Этическое воспитание
Патриотическое воспитание.
Гражданское воспитание.
Экологическое воспитание.
Воспитание здорового образа жизни.
Связь теории с практикой.
Воспитательный процесс накопления информационных технологий.
День Безопасности.
День грамотности.

2. Конституция –
основной
закон.
(9 ч.)

Понятие Конституции. Конституционная история в России. Демократические и гуманистические основы Конституции 1993 года.
Структура Конституции 1993 года. Основы государственного устройства.
Субъекты РФ. Соотношение Центра и
Субъектов РФ. Понятие естественного
права. Основные
права и свободы человека. Конституционные гарантии прав
и свобод человека.
Местное самоуправление. Права и свободы человека и
гражданина. Между-

Этическое воспитание
Патриотическое воспитание.
Гражданское воспитание.
Экологическое воспитание.
Воспитание здорового образа жизни.
Связь теории с практикой.
Воспитательный процесс накопления информационных технологий.
День здоровья.

3. Права человека.
(9 ч.)

Этическое воспитание
Патриотическое воспитание.
Гражданское воспитание.
Экологическое воспитание.
7

4. Гражданское право. (10 ч.)

народные договоры
о правах человека.
Гражданские права.
Политические права.
Декларация прав человека. Экономические, социальные и
культурные права.
Права ребёнка.
Избирательное право. Избирательный
процесс. Понятие и
источники гражданского права. Обязательственное право.
Право собственности. Гражданские
правоспособность и
дееспособность.
Предпринимательство. Защита нематериальных благ. Причинение и возмещение вреда. Содержание правовой культуры. Совершенствование правовой
культуры.

Воспитание здорового образа жизни.
Связь теории с практикой.
Воспитательный процесс накопления информационных технологий.
День профориентации.
День науки.
Этическое воспитание
Патриотическое воспитание.
Гражданское воспитание.
Экологическое воспитание.
Воспитание здорового образа жизни.
Связь теории с практикой.
Воспитательный процесс накопления информационных технологий.
Единый день профилактики.
День защиты детей.

8

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения курса «России гражданин» на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных
норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие
черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и
элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и
выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и
массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
9

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями и социальным положением;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Учебно-методическое обеспечение
1. Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI в. – М., 2003.
2. Конституция РФ. – М., 1993.
3. Леушин В.И., Перевалов В.Д. Гражданское общество и правовое государство:
Теория государства и права – М., 1997.
4. Локк Дж. Два трактата о правлении. – в 3-х тт., т.3. – М., 1988.
5. Перегудов С.П., Холодковский К.Г. Политическая партия: мировой опыт и тенденции развития. – «Коммунист», 1991, №2.
6. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. – М., «Юрист», 1994.
7. Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества. –
«Полис», 1996, № 6.
8. Сырых В.М. Теория государства и права. – М.: «Юстицинформ», 2002.
9. Шмачкова Т.В. Мир политических партий. – «Политические исследования», 1992,
№1-2.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».