Раб_программа_история_10_2021-2022

Рабочая программа
по истории
уровня среднего общего образования

Составитель:
Шевкунова Н.Р.,
учитель истории и
обществознания,
высшая кв. категория

Содержание
1. Аннотация
2. Нормативные акты и учебно-методические документы
3. Место учебного предмета «История» в учебном плане
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета «История»
5. Содержание учебного предмета «История»
6. Тематическое планирование 10 класс
7. Тематическое планирование 11 класс
8. Критерии оценки качества устного ответа
9. Критерии оценки качества письменного ответа
10. Критерии оценки исследовательской работы
11. Критерии оценки тематических и итоговых тестов

с.
3
3
4
4
7
14
16
17
17
18
18

2

Аннотация
Цель изучения предмета «История»: формировать у обучающихся целостное представление об историческом пути развития России и мира в целом, социальном, духовном
опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира
личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной
истории.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных
установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей
реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование
целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа
исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и
явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к
дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Нормативные акты и учебно-методические документы
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях и санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
- Примерная программа воспитания, утвержденная 02.06.2020 №2/20 на заседании
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования,
Приказом Минпросвещения России, 2020, №172. «О внесении изменений в Федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
- Учебный план МАОУ СШ № 2 г. Михайловска на 2016-2017 учебный год;
- Положение о рабочей программе МАОУ СШ № 2 г. Михайловска.
История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. Базовый и углуб.
уровни. В 3 ч. / [М.М.Горинов и др.]; под ред. А.В.Торкунова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2020.

3

Сороко-Цюпа О.С. История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс: учеб.
для общеобразоват. организаций: базовый и углуб. уровни / О.С.Сороко-Цюпа,
А.О.Сороко-Цюпа; под ред. А.А.Искендерова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020.

Место учебного предмета «История» в учебном плане
На изучение предмета отводится 140 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Класс
10
11
Итого:

«Всеобщая история»
(кол-во часов)
26
24
50

«История России»
(кол-во часов)
44
46
90

Всего
70
70
140

Планируемые результаты освоения
учебного предмета «История»
Личностные результаты:
− способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме,
чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
− уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
− воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
− осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народами;
− понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему;
− уважение демократических ценностей современного общества, прав и свобод человека; толерантность;
− способность к определению своей позиции и ответственному поведению;
− готовность к международному диалогу, взаимодействию с представителями других народов, государств.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
обучающийся научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях
этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
4

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД
обучающийся научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
обучающийся научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
обучающийся на базовом уровне научится:
− рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса;
− знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из
раздела дидактических единиц;
− определять последовательность и длительность исторических событий, явлений,
процессов;
− характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
− представлять культурное наследие России и других стран;
5

работать с историческими документами;
сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
критически анализировать информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями,
процессами, персоналиями;
− использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как
источники информации;
− использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
− составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
− работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
− читать легенду исторической карты;
− владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
− демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической
тематике;
− оценивать роль личности в отечественной истории XX века;
− ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории XX века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
− демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
− устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой
культуры;
− определять место и время создания исторических документов;
− проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных
руководителей России и ведущих зарубежных стран;
− характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
− понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и
зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и
контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
− использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
− представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
− соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей XX века;
− анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте
общероссийской и мировой истории XX века;
− обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России
Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических
фактов, владение исторической терминологией;
− приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
− применять полученные знания при анализе современной политики России;
− владеть элементами проектной деятельности.
−
−
−
−

Основные образовательные технологии:
При реализации рабочей программы предусматривается применение следующих
технологий обучения:
6

•
•
•
•
•
•

личностно-ориентированные технологии,
проблемное обучение,
технологии уровневой дифференциации,
здоровьесберегающие технологии,
ИКТ,
игровые технологии.
Содержание учебного предмета «История»

Всеобщая история
Мир накануне и в годы Первой мировой войны
Мир накануне Первой мировой войны. Новая индустриальная эпоха. Основные
черты индустриального общества в начале XX в. Социальный реформизм. Два пути реализации экономического потенциала. Индустриализм и единство мира. Новое соотношение сил между великими державами. Политическое развитие в начале XX в. Демократизация. Политические партии и политическая борьба в начале XX в.
«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны.
Первая мировая война. 1914-1918 гг. Июльский кризис. Провал плана Шлиффена.
Военные действия в 1914 г. Военные действия в 1915 г. «Верденская мясорубка» и военные действия в 1916 г. Положение в воюющих странах. Военные действия на Западном
фронте в 1917 г. Поражение Четвертного союза в 1918 г. Революции. Перемирие. Итоги
Первой мировой войны.
Межвоенный период (1918-1939)
Последствия войны: революции и распад империй. Последствия Первой мировой
войны. Революция в Германии 1918-1919 гг. Распад Австро-Венгерской империи. Распад
Российской империи. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке. Революция в Турции 1918-1923 гг. и кемализм.
Версальско-вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг.
Парижская мирная конференция. Вашингтонская конференция 1921-1922 гг. Международные отношения в 1920-е гг.
Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия. Главные черты экономического развития стран Запада в 1920-х гг. Политическое развитие
стран Запада в 1920-е гг. США – «процветание» по-американски. Великобритания – коалиционные правительства. Франция в 1920-е гг.: политическая неустойчивость. Германия.
Кризис Веймарской республики.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Великая депрессия. Пути выхода.
Особенности мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Пути выхода из кризиса.
Либерально-демократические режимы. Тоталитарные режимы. Фашистские диктатуры.
Авторитарные режимы.
Страны Запада в 1930-е гг. США: «новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Великобритания: «национальное правительство».
Нарастание агрессии в мире. Установление нацистской диктатуры в Германии.
Установление нацистской диктатуры в Германии. Милитаризация экономики. Идеология
национал-социализма.
Борьба с фашизмом. Народный фронт во Франции и Испании. Гражданская
война в Испании. Австрия: от демократии к авторитарному режиму. Народный фронт
во Франции. Народный фронт и Гражданская война в Испании. Австрия: от демократии к
авторитарному режиму.
Международные отношения в 1930-е гг. Политика «умиротворения» агрессора.
Крах Версальско-Вашингтонской системы. Несостоятельность Лиги Наций. Военно7

политический блок «Берлин – Рим – Токио». Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор
1938 г. Провал идеи коллективной безопасности.
Восток в первой половине XX в. Традиции и модернизация. Япония. Китай. Индия
в первой половине XX .
Вторая мировая война
Вторая мировая война. 1939-1945 гг. Начало Второй мировой войны. Наступление
агрессоров. Великая Отечественная война Советского Союза. Коренной перелом в ходе
Второй мировой войны. Военные действия на других театрах войны. Пёрл-Харбор и война
на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. «Новый порядок». Движение Сопротивления. Завершающий период Второй мировой войны.
Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование. Итоги Второй мировой войны. Последствия Второй мировой войны. Распад антигитлеровской коалиции.
Мирное урегулирование. Образование ООН. Процессы над военными преступниками.
Соревнование социальных систем
Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945-первой половине
1950-х гг. Начало «холодной войны». Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Установление коммунистических режимов в Восточной Европе.
Международные отношения в 1950-1980-е гг. Двухполюсная (биполярная) система
международных отношений. Две тенденции в развитии международных отношений в годы «холодной войны». Ослабление международной напряжённости в 1950-е гг. Суэцкий
кризис 1956 г. Доктрина Эйзенхауэра. Берлинский кризис 1958-1961 гг. Карибский кризис
1962 г. Война США во Вьетнаме (1965-1973). Гонка ядерных вооружений и проблема ограничения вооружений. Разрядка международной напряжённости. От разрядки к конфронтации.
Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970-е гг. «Общество потребления». Главные черты экономического развития. Государство благосостояния.
«Общество потребления». Особенности формирования государства благосостояния в
странах Запада.
Кризисы 1970-1980-х гг. Становление постиндустриального информационного
общества.
Экономические
кризисы
1970-1980-х гг.
Третья
промышленнотехнологическая революция. Постиндустриальное информационное общество. Постиндустриальное общество и современные политические процессы. Демократизация.
Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот. Политика «третьего пути». Неоконсервативный поворот. Политика неоконсерваторов. Общие
итоги политики неоконсерваторов. Идеология и политика «третьего пути». Общие итоги
политики «третьего пути».
Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения. Политические партии и политические идеологии. Гражданское общество и социальные проблемы
на завершающем этапе индустриального развития. Изменение роли и характера гражданского общества в 1960-е гг. Бурные 1960-е гг. Движения гражданских инициатив в период
формирования постиндустриального общества. Экологическое движение. Национальные,
этнические и лингвистические движения.
Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы.
Становление и кризис коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной
Европы. Попытки реформ в странах социалистического лагеря. Революции 1989-1991 гг.:
общее и особенное. Почему Польша стала первой страной, где произошла революция.
Политические и экономические реформы. «Шоковая терапия» и её итоги. Страны ЦВЕ и
Европейский союз.
Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития. Деколонизация. Выбор путей развития. Культурно-цивилизационные регионы. Мировая социалистическая система. Классификация государств. Политическое развитие государств Тропической и Южной Африки.
8

Китай. Индия. Гражданская война и победа народной революции в Китае. Выбор
путей развития Китая. «Большой скачок» и народные коммуны. Реализация коммунистической утопии. «Культурная революция». Начало реформ в Китае. Теория Дэн Сяопина.
Этапы реформ. Итоги реформ. Достижения и проблемы КНР. Индия в 1950- 1991 гг. Реформы М. Сингха. Современные проблемы Индии. Главное противоречие эпохи как двигатель мирового развития.
Современный мир
Глобализация и новые вызовы XXI в. Что такое глобализация. Противоречия глобализации. Роль государства в условиях глобализации. Мировой финансовоэкономический кризис 2008 г. Новые вызовы XXI в. Глобализация и фундаментализм. Человек и глобализация. Самоопределение человека в глобальном мире. Глобализация и регионализация. Глобализация и нарастание разрыва между богатыми и бедными. Проблема
«мирового Юга». Глобализация и четвёртая промышленно-технологическая революция.
Международные отношения в конце XX - начале XXI в. Лидерство единственной
сверхдержавы или многополюсный мир. Этапы внешней политики США. Ближневосточный конфликт. Региональная интеграция в современном мире. Общеевропейское сотрудничество. Расширение и трансформация НАТО. Ирак в центре международных конфликтов. Международный терроризм. Военная операция России в Сирии. Конфликты на Балканах. Американо-российские отношения.
История России
Россия в годы «великих потрясений»
Россия и мир накануне Первой мировой войны. Завершение территориального
раздела мира и кризис международных отношений. Военно-политические блоки. Новые
средства военной техники и программы перевооружений. Предвоенные международные
кризисы. Сараевский выстрел и начало войны. Планы сторон.
Российская империя в Первой мировой войне. Военная кампания 1914 г. Военные
действия в 1915 г. Кампания 1916 г. Мужество и героизм российских воинов. Экономика
России в годы войны. Власть и общество в годы войны.
Великая российская революция 1917 г. Объективные и субъективные причины
революционного кризиса. Падение монархии. Временное правительство и его программа.
Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Основные политические партии в 1917 г. Кризисы Временного правительства. Русская православная церковь
в условиях революции. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Рост влияния большевиков. Подготовка и проведение вооружённого восстания в Петрограде. Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров.
Первые революционные преобразования большевиков. Первые декреты новой
власти. Учредительное собрание. Организация власти Советов. Создание новой армии и
спецслужбы. Брестский мир. Первая Конституция России 1918 г.
Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм. Национализация промышленности. Политика в деревне. Военный коммунизм. План ГОЭЛРО.
Гражданская война. Причины и основные этапы Гражданской войны в России. Выступление левых эсеров. Формирование однопартийной диктатуры. Палитра антибольшевистских сил. Важнейшие события 1918-1919 гг. террор красный и белый: причины и
масштабы. Польско-советская война. Окончание Гражданской войны. Причины победы
Красной Армии в Гражданской войне.
Идеология и культура периода Гражданской войны. Политика новой власти в
области образования и науки. Власть и интеллигенция. Отношение новой власти к Русской православной церкви. Повседневная жизнь.
Региональный компонент. Наш край в годы революции и Гражданской войны.
Советский Союз в 1920- 1930-х гг.
9

Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. Последствия мировой войны, революции, Гражданской войны для демографии и экономики
России. Власть и церковь. Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Переход к
новой экономической политике.
Экономика нэпа. Замена продразвёрстки единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова. Создание
Госплана и переход к пятилетнему планированию развития народного хозяйства.
Образование СССР Национальная политика в 1920-е гг. Предпосылки и значение образования СССР. Образование СССР. Конституция 1924 г. Национальногосударственное строительство. Политика «коренизации».
Политическое развитие в 1920-е гг. Трудности поворота. Болезнь В.И. Ленина и
борьба за власть. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б). Ужесточение политического
курса.
Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. Международное положение после окончания Гражданской войны в России. Советская Россия на
Генуэзской конференции. «Полоса признания». Отношения со странами Востока. Создание и деятельность Коминтерна. Дипломатические конфликты с западными странами.
Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. Партийный контроль
над духовной жизнью. Сменовеховство. Начало «нового искусства».
«Великий перелом». Индустриализация. Разработка и принятие плана первой пятилетки. «Великий перелом». Ход и особенности советской индустриализации. Цена и издержки индустриализации. Итоги и достижения индустриального развития.
Коллективизация сельского хозяйства. Политические дискуссии о путях развития
советской деревни. Политика сплошной коллективизации. Раскулачивание. «Головокружение от успехов». Голод. Становление колхозного строя.
Политическая система СССР в 1930-е гг. Конституция 1936 г. Формирование партийного государства. Репрессивная политика. Массовые общественные организации.
Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Формирование «нового человека». Культ героев. Культурная революция. Достижения в отечественной науке в
1930-е гг. Советское искусство. Повседневность 1930-х гг. Общественные настроения.
Культура русского зарубежья.
СССР и мировое сообщество в 1929-1939 гг. Мировой экономический кризис
1929- 1933 г. и пути выхода из него. СССР и мировое сообщество. Борьба за создание системы коллективной безопасности. Усиление угрозы мировой войны. Укрепление безопасности на Дальнем Востоке. СССР в международной политике накануне начала Второй
мировой войны.
Региональный компонент. Наш край в 1920-1930-е гг.
Великая Отечественная война. 1941- 1945 гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Советская внешняя политика на
начальном этапе Второй мировой войны. Форсирование военного производства и освоения новой военной техники. Реорганизация Красной Армии. Укрепление трудовой и производственной дисциплины. Военно-патриотическое воспитание населения.
Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 ноябрь 1942 г.). Канун войны. Начало войны. Характер войны. Силы и планы сторон. Неудачи Красной Армии летом - осенью 1941 г. Битва за Москву. Героическая оборона Ленинграда.
Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома. Ситуация на
фронте весной 1942 г. Планы сторон. Немецкое наступление летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы. Битва за Кавказ. Немецкий оккупационный режим. Партизанское и
подпольное движение. Сотрудничество с врагом: причины, формы, масштабы. Образование антигитлеровской коалиции.
10

Человек и война: единство фронта и тыла. Повседневность военного времени.
Человек на войне. Церковь в годы войны. Соотечественники за рубежом в борьбе с фашизмом. Культурное пространство войны. Военные будни и праздники. Летопись культурных утрат.
Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 19421943 гг.). Разгром немецких войск под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Битва за
Днепр. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны.
Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание
Второй мировой войны. Завершение освобождения территории СССР. «Десять сталинских ударов». Боевые действия в Восточной и Центральной Европе. Освободительная
миссия Советской Армии. Крымская (Ялтинская) конференция. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Потсдамская конференция. Разгром милитаристской Японии. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны.
Региональный компонент. Наш край в годы Великой Отечественной войны.
Апогей и кризис советской системы. 1945 - 1991 гг.
Место и роль СССР в послевоенном мире. СССР – мировая держава. Рост коммунистического и национально-освободительного движения. Столкновение геополитических
интересов. «Холодная война». Внутреннее положение СССР.
Восстановление и развитие экономики. Планы и факторы экономического роста.
Денежная реформа 1947 г. Противоречия промышленного роста. Состояние сельского хозяйства.
Изменения в политической системе в послевоенные годы. Структура высших органов власти и управления. Единовластие И.В. Сталина. Перестановки и репрессии в
высшем руководстве. КПСС как основа советской политической системы. Государственный аппарат. Методы поддержания социальной стабильности.
Идеология, наука и культура в послевоенные годы. Послевоенные идеологические кампании. Восстановление и развитие системы образования. Развитие науки. Основные тенденции развития искусства.
Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». Разделение Европы. Консолидация социалистических государств. Образование КНР и советскокитайские отношения. Корейская война. Наращивание вооружений.
Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за
власть в советском руководстве. Н.С. Хрущёв. XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Новая Программа КПСС и
проект Конституции СССР.
Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Научно-техническая революция в СССР. Успехи в освоении космоса. Социальное
развитие.
Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х - середине
1960-х гг. Условия развития литературы и искусства. Власть и интеллигенция. Развитие
образования. Зарождение новых форм общественной жизни. Советский спорт. Особенности повседневной жизни.
Политика мирного сосуществования в 1950-х - первой половине 1960-х гг. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Отношения с Западом. Проблемы разоружения. СССР и мировая социалистическая система. Распад колониальных систем. СССР и страны третьего мира.
Региональный компонент. Наш край в 1953-1964 гг.
Политическое развитие в 1960-х - середине 1980-х гг. Итоги и значение «великого
десятилетия» Н.С. Хрущёва. Л.И. Брежнев и смена политического курса. Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого социализма». Конституция СССР 1977 г.
11

Социально-экономическое развитие страны в 1960-х - середине 1980-х гг. Аграрная реформа 1965 г. и её результаты. Косыгинская реформа промышленности. Научные и технические приоритеты. Социальная политика. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели развития.
Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х первой половине 1980-х гг. Повседневность в городе и деревне. Общественные настроения. Литература и искусство: поиски новых путей. Неформалы и диссиденты. Развитие
физкультуры и спорта. Олимпийские игры 1980 г. в Москве.
Политика разрядки международной напряжённости. Новые вызовы внешнего
мира. Отношения СССР со странами Запада. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СССР и развивающиеся страны. Ввод советских войск в Афганистан.
СССР и страны социализма.
Региональный компонент. Наш край в 1964-1985 гг.
СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ. Мир в начале 1980-х гг.
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической жизни СССР. Ю.В. Андропов и начало формирования идеологии перемен. М.С. Горбачёв и
его окружение: курс на реформы.
Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. Первый этап экономических преобразований: концепция ускорения социально-экономического развития. Второй этап экономических реформ. Экономический кризис и начало перехода к рыночной
экономике. Программа «500 дней».
Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. Гласность и плюрализм
мнений. Литература. Кино, театр. Реабилитация. Начало поворота в религиозной политике. Результаты политик гласности.
Реформа политической системы. Начало демократизации советской политической
системы. Конституционная реформа 1988-1991 гг. I Съезд народных депутатов СССР и
его значение. Формирование многопартийности. Раскол в КПСС.
Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. «Новое мышление». СССР и Запад. Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов.
Распад социалистической системы. Результаты политики «нового мышления». Отношение
к М.С. Горбачёву и его внешней политике в СССР и в мире.
Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР. Кризис межнациональных отношений. Демократизация и подъём национальных движений.
Противостояние между союзным Центром и республиками. «Парад суверенитетов». Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Разработка нового союзного договора.
Август 1991 г. и распад СССР.
Региональный компонент. Наш край в 1985-1991 гг.
Российская Федерация
Российская экономика на пути к рынку. Начало радикальных экономических
преобразований. Падение жизненного уровня населения. Приватизация. Развитие экономики России в 1992-1998 гг. Дефолт 1998 г. и его последствия. Экономические меры правительства Е.М. Примакова. Первые результаты и цена экономических реформ 1990-х гг.
Россия в мировой экономике.
Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. Разработка новой
Конституции России. Политико-конституционный кризис 1993 г. Конституция России
1993 г. и её значение. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. результаты политического развития в 1990-е гг.
Духовная жизнь страны в 1990-е гг. Исторические условия развития духовной
жизни, науки и культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное
искусство. Средства массовой информации. Российский спорт. Традиционные религии.
12

Геополитическое развитие и внешняя политика в 1990-е гг. Новое место России
в мире. Взаимоотношения с США и странами Запада. Агрессия НАТО в Югославии и изменение политики России в отношении Запада. Восточный вектор внешней политики.
Россия на постсоветском пространстве. Результаты внешней политики страны в 1990-е гг.
Региональный компонент. Наш край в 1992-1999 гг.
Политическая жизнь России в начале XXI в. Отставка Президента Б.Н. Ельцина.
Президент В.В. Путин и его программа. Укрепление российской государственности.
Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Усиление борьбы с терроризмом. Судебная реформа. Выборы 2003-2004 гг.
Реформа управления. Итоги политического развития страны в 2000-е гг.
Экономика России в начале XXI в. Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Налоговая реформа. Решение проблемы внешнего долга.
Социальное развитие: разработка и реализация приоритетных национальных программ.
Демографическая политика. Итоги социально-экономического развития страны.
Повседневная и духовная жизнь. Развитие элементов гражданского общества.
Власть и СМИ. Развитие образования, науки, культуры. Достижения российского спорта.
Власть и церковь.
Внешняя политика России в начале XXI в. Разработка новой внешнеполитической стратегии. Усиление борьбы с терроризмом. Отношения России с США и Западом.
Отношения России со странами ближнего зарубежья. Россия и русская диаспора за рубежом. Отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки. Укрепление позиций России на международной арене. Итоги внешней политики России.
Россия в 2008-2018 гг. Президент Д.А. Медведев и его программа. Военный конфликт в Закавказье. Новый этап политической реформы. Россия и мировой экономический
кризис. Социальная политика в условиях экономического кризиса. Ориентиры инновационного развития. Россия в системе международных отношений. Выборы в Государственную Думу 2011 г. Президентские выборы 2012 г. Зимняя Олимпиада в Сочи. Воссоединение Крыма с Россией. Выборы в Государственную Думу в 2016 г. Участие России в борьбе с международным терроризмом в Сирии. Президентские выборы 2018 г.
Региональный компонент. Наш край в 2000-2012 гг.
Модуль «Школьный урок» в соответствии с Рабочей программой воспитания (РПВ)
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы МАОУ СШ № 2 г.
Михайловска организация школьного урока. Реализация воспитательного потенциала
урока предполагает следующую деятельность.
Виды и формы деятельности:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению
их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления чело13

веколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества
и взаимной помощи;
- реализации воспитательных возможностей содержания учебного предмета.

Тематическое планирование 10 класс
Тема

Кол-во
часов

Воспитательный потенциал урока

Всеобщая история (26 ч.)
Тема 1. Мир накануне и в годы
Первой мировой войны

5

Тема 2. Межвоенный период
(1918-1939)

14

Этическое воспитание
Патриотическое воспитание.
Гражданское воспитание.
Экологическое воспитание.
Воспитание здорового образа жизни.
Связь теории с практикой.
Воспитательный процесс накопления
информационных технологий.
Месячник безопасности и гражданской защиты детей.
Месячник правового воспитания и
профилактики правонарушений.
День грамотности.
День Здоровья.
Этическое воспитание
Патриотическое воспитание.
Гражданское воспитание.
Экологическое воспитание.
Воспитание здорового образа жизни.
Связь теории с практикой.
Воспитательный процесс накопления
информационных технологий.
День района «Край родной, навек
любимый!»
День здоровья
День науки.
14

Тема 3. Вторая мировая война

5

Повторение и проверка знаний
по курсу «Всеобщая история»
История России (44 ч.)
Тема 4. Россия в годы «великих потрясений»

1

13

Тема 5. Советский Союз в
1920-1930-х гг.

15

Тема 6. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

14

Повторение и проверка знаний
по курсу «История России»
Итого:

3

Этическое воспитание
Патриотическое воспитание.
Гражданское воспитание.
Экологическое воспитание.
Воспитание здорового образа жизни.
Связь теории с практикой.
Воспитательный процесс накопления
информационных технологий.

Этическое воспитание
Патриотическое воспитание.
Гражданское воспитание.
Экологическое воспитание.
Воспитание здорового образа жизни.
Связь теории с практикой.
Воспитательный процесс накопления
информационных технологий.
День науки.
Этическое воспитание
Патриотическое воспитание.
Гражданское воспитание.
Экологическое воспитание.
Воспитание здорового образа жизни.
Связь теории с практикой.
Воспитательный процесс накопления
информационных технологий.
Этическое воспитание
Патриотическое воспитание.
Гражданское воспитание.
Экологическое воспитание.
Воспитание здорового образа жизни.
Связь теории с практикой.
Воспитательный процесс накопления
информационных технологий.
День профориентации.

70

15

Тематическое планирование 11 класс
Тема

Кол-во
часов

Воспитательный потенциал урока

Всеобщая история (24 ч.)
Тема 1. Соревнование социальных систем

18

Тема 2. Современный мир

5

Этическое воспитание
Патриотическое воспитание.
Гражданское воспитание.
Экологическое воспитание.
Воспитание здорового образа жизни.
Связь теории с практикой.
Воспитательный процесс накопления
информационных технологий.
Месячник безопасности и гражданской защиты детей.
Месячник правового воспитания и
профилактики правонарушений.
День грамотности.
День Здоровья
Этическое воспитание
Патриотическое воспитание.
Гражданское воспитание.
Экологическое воспитание.
Воспитание здорового образа жизни.
Связь теории с практикой.
Воспитательный процесс накопления
информационных технологий.
День района «Край родной, навек
любимый!»
День здоровья
День науки

Повторение и проверка знаний
по курсу «Всеобщая история»
История России (46 ч.)
Тема 3. СССР в 1945-1991 гг.

1

28

Тема 4. Российская Федерация

15

Повторение и проверка знаний

3

Этическое воспитание
Патриотическое воспитание.
Гражданское воспитание.
Экологическое воспитание.
Воспитание здорового образа жизни.
Связь теории с практикой.
Воспитательный процесс накопления
информационных технологий.
Этическое воспитание
Патриотическое воспитание.
Гражданское воспитание.
Экологическое воспитание.
Воспитание здорового образа жизни.
Связь теории с практикой.
Воспитательный процесс накопления
информационных технологий.
День профориентации.
16

по курсу «История России»
Итого:

70

Критерии оценки качества устного ответа
1 – очень плохо
Знания слабые; отсутствуют навыки работы с картой, источниками, речь невнятная;
отсутствуют собственные оценки суждения, нет аргументированных выводов.
2 – неудовлетворительно
Знания слабые, хаотичные, неглубокие (на уровне отдельных фактов); отсутствуют
навыки работы с картой, источниками, речь невнятная; отсутствуют собственные оценки
суждения, нет аргументированных выводов.
3 – удовлетворительно
Знания слабые (на уровне отдельных фактов), однако есть попытки связать их в единое целое; присутствуют слабые навыки работы с картой, источниками; присутствуют
попытки дать оценки событиям и явлениям, но данные оценки не точны, не системны, не
глубоки.
4 – хорошо
Знания фактов не достаточно, присутствуют попытки анализа и интерпретации фактов; хорошее владение навыками работы с картой; умение работать с источником (выявлять информацию, сравнивать источники); наличие грамотной устной речи; присутствуют
собственные суждения о причинно-следственных связях, даются взвешенные оценки событиям и деятельности отдельных личностей.
5 – отлично
Высокий уровень фактологических, хронологических знаний; присутствие интегративного взгляда на историю России в контексте мировом и европейском; наличие сведений о региональной истории; используется дополнительный материал в виде знаний о памятниках литературы и искусств, в которых отражены события эпохи; высокие деятельностно-коммуникативные качества: умение читать карту, выявлять сходства и различия в
источниках, давать им оценку, сравнивать исторические события; наличие высоких качеств устной речи, последовательное изложение материала; присутствуют собственные
суждения о причинно-следственных связях, даются взвешенные оценки событиям и деятельности отдельных личностей; проявлены высокие гражданские качества.
Критерии оценки качества письменного ответа
1 – очень плохо
Отсутствие записей, отсутствие знаний.
2 - неудовлетворительно
Воспроизводит материал в рамках школьной программы, знания неполные, бессистемные.
3 – удовлетворительно
Воспроизводит материал только на фактологической основе, знания фактов системны.
4 – хорошо
Логично излагает материал, оперируя фактами, выделяя причинно-следственные
связи (событий, процессов, явлений), даёт обоснованную оценку исторических деятелей,
умеет работать с историко-географическими сведениями.
5 – отлично
17

Глубокие знания, логика изложения, выделение причинно-следственных связей,
обоснование оценки исторических деятелей (показать противоречивость, дать оценку
личностных качеств), использование историко-географическими сведений, знание геополитических процессов и историографии.
Критерии оценки исследовательской работы
1. Оценка собственных достижений автора:
- использование знаний вне школьной программы;
- возможность использования результатов работы в учебном процессе и вне его;
- обоснование актуальности работы;
- новизна работы;
- достоверность результатов;
- самостоятельность автора в подходе к раскрытию темы.
2. Эрудированность автора в рассматриваемой области:
- использование известных результатов и научных фактов;
- знакомство с современным состоянием проблемы;
- отражение связи с другими науками;
- владение научной терминологией;
- использование специальной научно-популярной литературы, информационных изданий.
3. Структурно-содержательный компонент:
- формирование целей и задач работы;
- логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления;
- глубина раскрытия темы;
- структурное оформление работы (наличие введения, заключения, списка литературы и др.);
- качество оформления.
4. Особое мнение рецензента.
5. Итоги индивидуальной защиты:
- рациональное использование времени для защиты (10 минут);
- чёткое, логичное изложение сущности проблемы;
- умение сделать убедительные выводы;
- умение вести диалог, отвечать на поставленные вопросы;
- наличие высоких качеств устной речи;
- проявление гражданских качеств.
Критерии оценки тематических и итоговых тестов
На выполнение тематических тестов отводится 7-10 минут. На выполнение итоговых
тестов отводится 20-25 минут.
При проверке заданий части А и заданий из части В, в которых нужно указать дату
или слово, вопрос оценивается 1 баллом в случае правильного ответа и 0 баллов, если ответ неправильный.
При проверке заданий части В баллы начисляются по следующей схеме:
- полностью правильно указанные характеристики – 2 балла;
- одна правильно указанная характеристика – 1 балл;
- отсутствие правильных характеристик – 0 баллов.
При проверке заданий части С за каждую часть задания учащийся получает баллы,
из которых складывается суммарный балл.
80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»;
18

60-80% - оценка «4»;
40-60% - оценка «3»;
20-40% - оценка «2»;
0-20% - оценка «1».

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».